Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая сущность НДС




Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты и особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при посреднических операциях

1.1 Социально-экономическая сущность НДС

1.2 Правовые основы посреднических операций

1.3 Особенности исчисления и уплаты НДС при посреднических операциях

Глава 2. Расчетная часть

Заключение

Список литературы


Введение

 

Посреднические услуги - форма предпринимательской деятельности, заключающаяся в способствовании налаживанию связей между производителями и потребителями с тем, чтобы ускорить и облегчить обращение сырья, материалов, продукции, денег, валюты, информации, потребительских товаров.

Между участниками сделок, совершаемых на основании договоров посредничества, возникают достаточно сложные взаимоотношения, что вызывает определенные трудности при отражении операций на счетах бухгалтерского учета и определении налоговой базы по ряду налогов, в особенности по НДС и по налогу на прибыль.

Сложная гражданско-правовая конструкция договоров посредничества, отсутствие четкой законодательной базы по вопросам расчета налогов часто приводят к различным ошибкам.

Чтобы постараться избежать нежелательных последствий, необходимо очень хорошо представлять природу посреднических договоров по своей сути.

В настоящее время многие организации оказывают посреднические услуги, при этом у многих возникают проблемы с правильностью исчисления и уплаты НДС, оформлением документов. В этом и заключается актуальность данной темы.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, которые складываются в процессе применения норм налогового права.

Предметом исследования являются теоретические аспекты налогообложения налогом на добавленную стоимость посреднических операций.

Цель курсовой работы заключается в раскрытии правовых особенностей исчисления и уплаты НДС и документооборота при налогообложении налогом на добавленную стоимость посреднических операций.

Исходя из цели работы, задачами курсовой работы являются:

. Изучить экономическую сущность налога на добавленную стоимость.

. Рассмотреть правовые основы посреднических операций и их виды.

. Изучить особенности исчисления и уплаты НДС при посреднических операциях.

. Изучить порядок заполнения и правила заполнения налоговой декларации по НДС при посреднических операциях.

Цели и задачи, поставленные в курсовой работе предопределили ее структуру.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты и особенности исчисления и уплаты НДС при посреднических операциях, в частности: элементы налога на добавленную стоимость, правовые основы посреднических операций, их виды, а так же особенности исчисления НДС при посреднических операциях. Во второй главе рассмотрен порядок заполнения декларации по НДС на примере Общества с ограниченной ответственностью "ТТН" при осуществлении посреднических операций.


Глава 1. Теоретические аспекты и особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при посреднических операциях

 

Социально-экономическая сущность НДС

 

В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в ранге федерального налога.

Фактически НДС заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Плательщиками НДС в соответсвие со ст.143 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза, определяемы в соответствиес таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле

Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

В ст.145 НК РФ закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от его исчисления и уплаты. Право на эту льготу обусловлено размером выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС не должна превышать 2 млн руб. "Однако даже при соблюдении этого условия льгота не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель запретил применять ее к обязанностям, возникающим в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России." [7, с.74]

Кроме того, не уплачивают НДС:

. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, за исключением случаев, когда такие организации и индивидуальные предприниматели выполняют функции налогового агента по удержанию НДС у источника выплаты (иностранных организаций) и уплаты его в бюджет;

. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

"Объектом налогообложения может быть любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате НДС." [20, с.149]

Налоговое законодательство определило следующие операции, подлежащие налогообложению на территории РФ: реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) и имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Реализацией товаров, работ или услугорганизацией или индивидуальным предпринимателем признаются:

а) передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, включая обмен товарами, работами или услугами;

б) возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу;

в) передача права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

Не признаются объектом налогообложения:

) операции, указанные в п.3 ст.39 НК РФ:

1 связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2 передача при реорганизации основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам);

3 передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, реализующая это имущество сторонним организациям или физическим лицам, исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке;

4 передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5 передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из них, а также распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6 передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7 передача физическим лицам жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8 изъятие имущества путем его конфискации и наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК РФ). Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке;

9 иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

2) передача безвозмездно жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

налог добавленная стоимость посреднический

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах их исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена федеральным, региональным законодательством, актами органов местного самоуправления;

5) безвозмездная передача основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Для НДС налоговая база выступает в качестве стоимостного показателя облагаемых хозяйственных операций.

"Формирование налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг)." [13]

Налоговая база определяется согласно ст.153 НК. Для целей НДС налогоплательщик определяет ее всегда самостоятельно.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому их виду, облагаемому по разным ставкам. При этом раздельное определение налоговых баз означает раздельный учет объектов налогообложения, но не приобретения товаров.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате и полученных им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами.

При определении налоговой базы учитываются все суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Налоговым периодом налога на добавленную стоимость является квартал.

В настоящее время в РФ применяются три налоговые ставки по НДС: 0%, 10% и 18%.

. НДС определяется по налоговой ставке 0% при реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов;

услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);

работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки на территории РФ;

и др.

Согласно нормам ст.165 НК РФ, для использования ставки 0% необходимо данное право подтвердить.

При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить следующие документы:

) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии представляется выписка из контракта, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля;

) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

) в случае если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:

контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;

копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны;

выписка банка (копия выписки) и копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки;

таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.

При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также представляются:

) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;

) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ;

) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

Документы (их копии) представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%.

Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.

НДС определяется по налоговой ставке 10% при реализации:

. Продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);

молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного;

маргарина;

сахара, включая сахар-сырец;

соли;

зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

маслосемян и продуктов их переработки (шротов (а), жмыхов);

хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

крупы;

и др.

. Товаров для детей:

трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;

швейных изделий;

обуви (за исключением спортивной);

кроватей детских;

матрацев детских;

колясок;

тетрадей школьных;

игрушек;

пластилина;

пеналов;

счетных палочек;

счет школьных;

и др.

. Периодических печатных изданий, кроме изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

лекарственных средств, включая субстанции, в т. ч. внутриаптечного изготовления;

изделий медицинского назначения.

НДС по ставке 18% во всех случаях, не указанных выше.

Так же для НДС применяются расчетные виды ставок 10/110 и 18/118

Расчетный метод исчисления налога на добавленную стоимость используется в следующих случаях:

. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 НК РФ.

. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

. При передаче имущественных прав, предусмотренных п. п.2 - 4 ст.155 НК РФ.

. При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п.1 - 3 ст.161 НК РФ.

. При реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. п.3 и 4 ст.154 НК РФ.

. В иных случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом.

Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ);

) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Право на указанные вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика. Налоговые агенты, осуществляющие операции (п.4 ст.161 НК РФ), не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении им товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для производственных целей или осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае их возврата (в том числе в течение гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг) в случае отказа от них.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками), при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; суммы налога, предъявленные ему по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, а также при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные, и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, в предусмотренных законодательством случаях.

Это сложная процедура, поскольку налог, подлежащий взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами НДС, полученными от покупателей товаров, и уплаченными за материальные ресурсы, использованные в производстве. Таким образом, на протяжении всего цикла прохождения продукции до конечного потребителя предприятия на каждой стадии вносят в бюджет только разницу между полученным НДС и уплаченным.

Иными словами, сумма налога определяется как процентная доля налоговой ставки к налоговой базе. При раздельном учете сумма НДС определяется как сумма налога, получаемая в результате сложения сумм налогов по отдельным видам товаров.

По налогу на добавленную стоимость установлены два вида срока уплаты налога - общий и специальный.

Налогоплательщики уплачивают налог (в общий срок) ежемесячно за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала (специальный срок) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ (оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налог на добавленную стоимсоть является одним из сложных налогов в РФ, для каждого отдельного случая могут быть свои особенности исчисления налога, применения вычетов, оформления подтверждающих документов. Так, например при ведении организацией посреднических операция предусмотрены свои особенности определения налоговой базы, применения налоговых вычетов, оформление подтверждающих документов для применения вычетов, а так исчисления налога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...