Разграничение федеральных и региональных налогов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает общие нормы и принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применение мер по обеспечению их уплаты, предоставление отсрочек, рассрочек налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств. Предлагаются новые подходы по определению составов налоговых правонарушений, устанавливается порядок возбуждения, рассмотрения и разрешении дела о налоговом правонарушении. По федеральным налогам и сборам устанавливается порядок налогообложения, включающий определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и льгот, последовательность исчисления и уплаты налогов и сборов. По региональным и местным налогам и сборам устанавливаются общие для всех субъектов Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в стране. Налоговый кодекс четко разграничивает полномочия в сфере налогообложения между федеральными и региональными органами власти, а также местного самоуправления, определяет порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней. Так, на федеральном уровне предусматриваются следующие виды налогов и сборов: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья; налог на доход (прибыль) предприятий; налог на доходы от капитала; налог на доходы с физических лиц; социальный налог; государственная пошлина; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный налог от добычи углеводов; налог на пользование объектами животного мира; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Если на территории субъекта вводится налог на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и земельного налога. С 1 января 2005 года вступает в силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Новый перечень налогов введен с целью упрощения налоговой системы. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. Кроме того, с этого же момента вступает в силу новый перечень местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Налоги в приведенном перечне ограничат налоговую нагрузку на налогоплательщиков и позволят государству иметь ясное представление об общей тяжести налогообложения. Если же не ограничивать налоговый предел, то налогоплательщики становятся должниками законодательных инициатив местных и региональных органов управления. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом. Исполнительные власти субъектов могут в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство. Часть налогов поступает в федеральный бюджет, в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Перечень налоговых ставок часто не бывает твердым и постоянно меняется [2].
Один из основных видов налогов – налог на прибыль. Он взимается с плательщиков в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», относится к числу прямых федеральных налогов, взимается на всей территории Федерации и наряду с налогом на добавленную стоимость является крупнейшим источником налоговых поступлений. Налог на доходы физических лиц. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. В зависимости от случая налоговые ставки также могут быть: 35%, 30%, 9%. Налог на игорный бизнес. Налогоплательщиками налога на игорныйбизнес являются организации или частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой стол – от 25000 до 125000 рублей; за один игровой автомат – от 1500 до 7500 рублей; за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы – от 25000 до 125000 рублей. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, таковые устанавливаются в следующих размерах: за один игровой стол – 25 000 рублей; за один игровой автомат – 1500 рублей; за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы – 25000 рублей. Единый социальный налог. Ставка единого социального налога – 35,6%, из них 14% поступает в пенсионный фонд РФ, 14% распределяется между страховой и накопительной частью, 4% – в федеральное социальное страхование, 0,2% – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,4% – в территориальный фонд медицинского страхования. Налог на добавленную стоимость. В число его налогоплательщиков включены предприниматели и малые предприятия. НДС будет отвечать своей сути, если из-под налогообложения вывести все дополнительные средства или поступления, которые не имеют никакого отношения к добавленной стоимости.
Ставка НДС – 18%. Налогообложение по пониженной ставке 10% производится при реализации: 1. Следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молочных продуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; сахара; соли; муки и др. 2. Товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп; обуви (за исключением спортивной); кроватей детских; колясок; тетрадей школьных; игрушек и др. 3. Периодических печатных изданий, кроме изданий рекламного характера: книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой; услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и др. 4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Акцизы на товары относятся к косвенным налогам (за единицу продукции – литр, кг, тонну и др.). Для каждого товара определены соответствующие ставки. Налог за пользование объектами водных биологических ресурсов. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Налог на добычу полезных ископаемых. Для каждого вида сырья устанавливается своя ставка. Транспортный налог. Вводя этот налог, законодательные органы вводят ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом. При установлении налога законами субъектов РФ предусматриваются определенные налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Налоговые ставки субъектов Российской Федерации могут устанавливаться в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства. 4. Формирование доходов бюджета субъектов Российской Федерации Доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. Налоговые доходы бюджета субъектов РФ – это собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом на очередной финансовый год. К ним также относятся налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределяемым к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Заключение
Во время первого этапа реформирования налоговой системы в Российской Федерации эффективность использования налоговых инструментов, как на федеральном, так и на региональном уровнях оказалась невысокой, прежде всего из-за недостаточной научной проработки вопросов формирования и реализации налоговой политики, отсутствия научно обоснованной стратегии развития экономики России в целом и ее регионов, распыления налоговых льгот между многочисленными их получателями. Для второго этапа характерен переход к нейтральной концепции налоговой политики, суть которой состоит в снижении налоговых ставок и расширении налоговой базы за счет отмены многочисленных льгот. Это должно свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения и дать свободу действиям рыночных сил.
Показателями эффективности функционирования налоговой системы являются: профицит федерального бюджета, увеличение бюджетов регионов, уменьшение задолженности. Для улучшения состояния региональных бюджетов необходимы следующие меры: cконцентрировать финансовые ресурсы в федеральном бюджете: для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов; для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах. создать локальные свободные экономические зоны с целью увеличения самодостаточных регионов. Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему определения особого налогового режима отдельных регионов. Установить в крайне бедных регионах льготный режим налогообложения прибыли предприятия в части, перечисляемой в федеральный бюджет. Реализация предлагаемых мер позволит оздоровить состояние региональных и местных бюджетов, а также всей бюджетной системы страны. Переориентация нерациональных расходов региональных и местных бюджетов должна быть нацелена, прежде всего, на финансирование таких социально значимых отраслей, как образование, наука, здравоохранение. Одной из открывающихся возможностей может стать увеличение оплаты труда, пенсий и других выплат населению. Однако такие действия должны быть просчитаны с учетом анализа расходов и доходов собственно федерального бюджета, сложившейся территориальной структуры налоговой базы. Список использованной литературы
1. Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. – 2008. – № 11. – С. 12. 2. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – 2007. – № 7. – С. 21. 3. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.– М.: Первая Образцовая типография, 2007. – С. 130, 540. 4. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2008. – № 4. – С. 49-52. 5. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. – 2008. – № 1. – С. 24.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|