Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы к комплексному решению вопросов




Развития изобразительного творчества у детей старшего

Дошкольного возраста

 

На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них.

В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству детей.

Методика, которую мы рассмотрим – это методика Т.Г. Казаковой.

Основная цель ее методики — приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок» [17, С.69-73]

Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности по методике Т.Г. Казаковой. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями — сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов — декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) — основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).

Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель — подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные, признаки, позу, движения.

Основная задача сюжетного рисования — научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.). Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы — определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.).

В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом). Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания. В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании — цвет, форму, композицию). [19, С.68-72]

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

Примерные конспекты занятий. При ознакомлении с разными видами изобразительного искусства главное внимание обращается на передачу художником настроения, по методике Т.Г. Казаковой, (печали, спокойствия, тревоги, радости, грусти). Детей учат видеть и понимать, как этого добивается художник. Принцип тематизма является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая.

На занятиях по рисованию основная задача— учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Рисование. «О чем можно рассказать в рисунке?»

Программное содержание. Развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок).

Материал. Бумага альбомного формата, в половину листа, цветные карандаши, репродукции и книги с иллюстрациями на летнюю тематику.

Предварительная работа. Беседы о лете, чтение рассказов, стихов.

Методика проведения занятия. «Скажите, ребята,— обращается воспитатель к детям,— как можно узнать о том, что вы видели летом. (Дети отвечают. Педагог уточняет ответы.) Правильно, можно об этом рассказать. Прочитайте стихи о лете, цветах. (Дети читают.) В рисунке можно показать красоту лета. (Демонстрирует 2—3 репродукции.) Подумайте, как можно рассказать в рисунке, что вам больше всего понравилось, особенно запомнилось. Мы посмотрим и узнаем, где вы были». По окончании работы дети рассматривают рисунки, выбирают самые удачные, рассказывают о своих впечатлениях.

Эту тему можно продолжить на другом занятии. Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков на темы: «Как мы отдыхали летом», «За что мы любим лето». Для этой выставки дети выполняют рисунки. Желательно, чтобы формат бумаги был разным. Ребята самостоятельно выбирают тему. [18, С.38-42]

Итак, проанализировав некоторые методики, мы рассмотрели различные подходы и методы по развитию изобразительного творчества дошкольников. В дальнейшем исследовании мы проанализируем уровень развития изотворческих способностей детей 6(7) года жизни.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.

В данном пособии этому вопросу уделяется особое внимание. Например, рисунки могут быть использованы для создания панорамы. Или на декоративно оформленных салфеточках дети расставляют вылепленные и украшенные узором чашки. А в окнах дома, которые дети наклеили, они рисуют его обитателей. Таким образом, планируя каждое занятие, воспитатель должен думать о том, как связать полученный результат (рисунок) со следующей темой, как направить воображение ребенка на самостоятельные поиски этой связи, как помочь детям использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.[18, С.98]

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Методика обучения изобразительной деятельности по Т.С. Комаровой.

«Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве и наши многолетние исследования позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста — это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и так далее; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной). Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов, в дополнении изображений какими-то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия» [27, С.115]

Приоритетное внимание, по мнению Комаровой Т.С., должно быть уделено игре, рисованию, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.

В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом, по словам Комаровой, в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Автор методики рекомендует широко использовать детские рисунки; систематически организовывать выставки.

«Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-10 лет.

Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета» [26, С. И 6-И 7]

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

В методике Т.С. Комаровой рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.

Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду.

Основное внимание следует уделить, по мнению автора, психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Комарова выделяет общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, художественно-речевой, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только для изобразительной).

Общими процессами являются: восприятие, образное представление и мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание. К общим качествам мы относим также чувство ритма. Ритм характеризует практически все виды художественно-творческой деятельности. Без него созидательный труд не имеет должного эффекта.

Некоторые процессы проявляются в той или иной деятельности специфично. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, кинестезическое) выступает в качестве приоритетного в каком-либо одном виде работы. Например, в музыкальной деятельности главное место занимает слуховое восприятие, а в рисовании — зрительное.

В творческой деятельности ребенка, исходя из методики Комаровой, следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать только малыш). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. Исследования показывают, что первоначально дети трех лет только в 30—40% случаев могут создать задуманное ими изображение. Остальные малыши меняют замысел и, называя в начале занятия то, что они хотят нарисовать, затем рисуют совсем другое. Лишь к концу года при условии систематических занятий у 70—80% детей замысел и его воплощение совпадают. Причина такого явления, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша. Сначала ему хочется нарисовать одно, затем в поле зрения попадает иной объект, который представляется более интересным. С другой стороны, называя предмет будущего изображения, малыш, обладающий еще небольшим опытом деятельности, далеко не всегда может соотнести задуманное со своими возможностями. Осознав свое неумение, он отказывается от первоначальной задумки. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап — процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если педагог не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

Третий этап — анализ результатов — связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор. [24, С.25-40]

Просмотр и разбор работ нужно организовывать, не допуская шаблона, иначе это будет скучно и не вызовет интереса, положительного эмоционального отклика. Развернутый анализ не обязателен на каждом занятии. Все определяется особенностями и назначением создаваемых поделок — так, если изготовлялись елочные украшения, то в конце занятия нужно их повесить на елку, полюбоваться ими, порадоваться, что новогоднее дерево стало таким нарядным. Если ребята, создавали коллективную композицию, то следует обратить внимание на то, как красива общая картина, и предложить подумать, что можно сделать, чтобы она стала еще интереснее. Просмотр и анализ детских работ должны быть связаны с задачами занятия.

Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребенка, по мнению автора методики, — индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша.

Особое значение для развития способностей к изобразительной деятельности имеет формирование перцептивных действий ребенка, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Исследования педагогов и психологов (Б. Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Т. С. Комарова, Т. В. Лаврентьева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально.

В основе методики Т.С. Комаровой лежат интегрированные циклы.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно-творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, включая все виды классического и народного; окружающий мир, особенно природа; художественная деятельность (разные виды). Все названные средства следует использовать в работе с детьми во взаимосвязи. Это способствует более глубокому познанию и осмыслению явлений, событий; пониманию их образного воплощения в рисунках. Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразных видов художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний. По отношению к этим средствам Комарова Т.С. выделяет общие группы психических процессов, составляющих основу способностей к различным видам эстетической деятельности: восприятие, представления и образное мышление, воображение, овладение способами художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а также внимание, память, волю. Все эти психические процессы являются основой для любой художественной деятельности. Их развитие в одной области деятельности будет положительно сказываться и на развитии в других областях. Возможно, этим объясняется то, что художественно-творческие способности зачастую проявляются в комплексе: человек, пишущий стихи, рисует, музицирует и т.д. Достаточно вспомнить широкий диапазон художественной и научной деятельности Леонардо да Винчи; рисунки А.С.Пушкина, музыкальные и литературные способности В.Ф. Одоевского, М.Ю. Лермонтова, А.Грибоедова, портретные наброски персонажей своих произведений, созданные Ф.М. Достоевским. Известно, что, прежде чем создавать литературные портреты своих героев, Стивенсон рисовал их. Теккерей сам иллюстрировал свою «Ярмарку тщеславия». В связи с этим важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, Комарова Т.С. считает интеграцию. «Под этим термином мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих.» [25, С.89-112] Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Вместе с тем исследования СП. Козыревой, Е. Л. Трусовой показали, что в рисунках дети могут передавать музыкальные и литературно-драматические образы, используя средства выразительности рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию. Как уже говорилось выше, в изобразительной деятельности дети охотно передают и образы природы. Использование при характеристике образов природы поэтических образных выражений усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие на детей.

Исходя из вышесказанного, ученые сгруппировали разные виды художественной деятельности в своеобразные блоки (циклы) содержательной работы с детьми. Для блоков (циклов) выбрано такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет интегрировать виды художественных занятий (музыкальные, речевые, по ознакомлению с художественной литературой), детской художественно-творческой деятельности, игры; варьировать формы работы с детьми (занятия, свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и другие занятия) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально). Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

Организация учебного содержания по принципу блоков позволяет объединять детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением создать общую картину, композицию, праздник; обеспечивает содержательное общение детей друг с другом и со взрослыми. Содержание, концентрирующееся в блоке (цикле) вокруг той или иной темы, как и сами темы, может иметь варианты. Например, в блоке «Наши друзья животные» выделены варианты темы: «Зоопарк», «Театр зверей». «Выступление в цирке», «На ферме». Работа по блокам не означает, что в период реализации комплекса не могут быть затронуты и другие темы, привлекшие внимание детей и воспитателей или связанные с интересными событиями в жизни образовательного учреждения, с праздниками и др. В каждом блоке используются разные формы работы: занятия, самостоятельная, свободная и частично регламентированная детская деятельность, досуги, экскурсии, праздники.

Приведем примеры интеграции содержания но блокам. Иногда раздел работы называется просто, например, «Музыка». Подобрать соответствующую музыку по определенному содержанию, не зная конкретной работы, окружающей жизни, региональных особенностей, можно не всегда, тем более что конкретный материал, предлагаемый в разработанных циклах, носит рекомендательный, а не обязательный характер. В последнее время появилось много новых литературных произведений и иллюстраций к ним, они могут дополнить предлагаемый нами перечень.

Примеры блоков (циклов) содержательной работы с детьми по Т.С. Комаровой.

«Волшебный сад» (в создании композиции могут принимать участие дети разных возрастов)

Чтение: «Дивный сад», «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Конек-Горбунок» П. Ершова; русские народные волшебные сказки.

Создание коллективной композиции «Волшебный сад» (лепка, аппликация, рисование). Общая работа может вестись в течение нескольких занятий и охватывает длительный период времени: в дивный сад могут «прилететь» бабочки, пчелки, стрекозы, затем птицы и т.п. В этот период проводятся и другие занятия с детьми; чтение книги К. Чуковского «Чудо-дерево», чтение волшебных сказок.

Дидактические игры: мозаика, выкладывание цветов, «Парные картинки» (растения), «Разрезные картинки».

Музыка (для слушания): «Мой садик», «Времена года» П. Чайковского.

Разучивание стихотворений Е. Серовой о цветах, И. Токмаковой о деревьях, «Вечерняя сказка» и так далее.

«Моя любимая игрушка» (старшая группы)

Чтение: А. Барто «Игрушки», В. Маяковский «Конь-Огонь», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Успенский «Чебурашка и крокодил Гена». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Рассматривание иллюстраций к этим книгам.

Дидактические игры: «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино» (дети знакомятся с игрушками, описывают их качества). Рассматривание игрушек в процессе ролевых игр.

Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» ПИ. Чайковского, произведений А. Гречанинова. Разучивание и исполнение песен об игрушках на музыкальных занятиях.

Изготовление игрушек из бумаги, картона, природного материала, ткани (мягкая игрушка) и др.

Рисование разных игрушек, коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек» или «Город игрушек».

Создание вместе с детьми старшей и подготовительной групп дидактических игр с изображениями игрушек: «Лото», «Домино», «Парные картинки».

Сочинение детьми сказок об игрушках.

«Зоопарк»

Чтение: сказки и рассказы Е.И. Чарушина, В. В. Бианки, М.М. Пришвина; сказки К. И. Чуковского, «Детки в клетке» С. Я. Маршака; «Сказки». «Маугли» Р. Киплинга; народные сказки, в которых действуют животные; просмотр диафильмов, картин, иллюстраций Е.И. Чарушина, Ю. Васнецова, Т.Мавриной и др. Беседы с детьми о животных. Рассматривание с детьми иллюстраций в книгах о животных.

Составление детьми сказок и рассказов о животных; запись их сочинений в книгу; иллюстрирование ее детскими рисунками, аппликациями. Беседы о домашних и прирученных человеком животных. Разучивание несен, стихотворений о животных.

Игры-драматизации по мотивам сказок. Подвижные игры, в которых действуют животные.

Создание индивидуальных и коллективных изображений на темы о жизни животных в рисунках: «Мой котенок (щенок)», «Козленок», «Козлята гуляют», «Кошка с котятами», «В зоопарке», «Мое любимое животное», «У медведя во бору», «Бездомный заяц» (по мотивам подвижных игр) и т.д. Придумывание историй по созданным изображениям.

(Занятия по интегрированным блокам Комаровой смотри приложение.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...