Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) и его «космическая философия».

Фёдоров Николай Фёдорович (1828-1903 гг.) – основоположник христианского космизма.

Идеи Н. Фёдорова заключены в христианском космизме. Он утверждал, что человеческий разум порождается эволюцией и служит сознательным орудием её дальнейшего развёрты­вания. Природа у него представляет разрушительное начало, она слепа и неразумна. Поэтому люди должны стать её разумом, самопознанием, научиться управлять ею: «Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть». Человек на Земле смертен, и, следовательно, в мире торжествует зло. Оно проявляется в таких недостатках человека, как борьба за существование, страсти, индивидуализм и пассивное ожидание Страшного Суда. Преодолеть эти недостатки, победить смерть, чело­век может только любовью, смысл которой Фёдоров видит в обращении энергии рождения в энергию воскрешения. Он призывал людей к активному превращению мира смертного в мир неприродный, бессмертный, в Царство Небесное.

Суть мировоззрения Н.Ф. Фёдорова:

- человеческая деятельность распространяется на космос, охватывает космическое пространство под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности. Человечество в перспективе должно научиться управ­лять не только движением Земли, её атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной;

- регуляция природы может осуществляться человеком средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — воскрешение предков; путь к нему лежит через овладе­ние природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процесса­ми. Воскрешение предков, «патрофикация», предполагает возвращение к жизни «отцов» в новом, хотя и телесном, но преображённом виде, обладающем возможностью са­мосозидания своего тела из неорганических веществ;

- исторический процесс рассматривается сквозь призму общего дела. Российскому государству отводится важная роль в его осуществлении, так как оно имеет необходи­мые для этого задатки — родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание «виновности».

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) и его «космическая философия».

Русский мыслитель, учёный, изобретатель, основоположник космонавтики.

Научно-технические проекты Циолковского весьма сущес­твенные в становлении современной космонавтики, являлись по сути техническим обоснованием его «космической фило­софии»:

- космос заполнен различными формами жизни, от са­мых примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию;

- разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он прибли­зится к высшим организмам, населяющим межзвёздное пространство (разумные «животно-растения», непосред­ственно перерабатывающие солнечную энергию).

Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленнос­ти всех форм материи, Циолковский строил свою монистичес­кую философскую теорию вокруг идеи «атома» — бессмертно­го элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому.

Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благопо­лучный ход космической эволюции, а Земля с её процессами биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жиз­ненных форм. Поэтому участь Земли во Вселенной исклю­чительна.

Русский космизм К.Э. Циолковского — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для на­чала эры космоса:

- о месте разума в космическом пространстве;

- об ответственности человека, обладающего разумом, за Землю и Вселенную.

Циолковский предвосхитил кибернетические идеи разви­тия, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия.

4. Чижевский Александр Леонидович (1897-1964 гг.) и его идеи о влиянии космоса на жизнь планеты и общества.

Биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации (изучение и применение ионизированно­го воздуха; в настоящее время так называемая «лампа Чижевского»).

Работы: «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли», «Влияние кос­мических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса...», докторская диссерта­ция называлась «О периодичности всемирно-исторического процесса». Написал более 400 работ. Дважды выдвигался на Нобелевскую пре­мию по физике. Число самостоятельных работ, посвящённых творчеству А. Чижевского, превышает 5000.

Главная научная заслуга Чижевского — открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в био­сфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного проис­хождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на дина­мику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г.

В первой четверти XX столетия в отечественной науке раз­вернулся бурный процесс формирования представлений о свя­зи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А.Л. Чижевского — В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолков­ский. Они предполагали реальную зависимость от интенсив­ности солнечной активности всех земных структур, в том числе социальных.

Включение социального элемента в эту новационную об­ласть знания было неслучайным. Годы наибольших соци­ально-политических потрясений в России (1905 г., 1917 г.) пришлись как раз на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению косми­ческой взаимосвязи Земли и Солнца. Учёные, которые сосре­доточились на изучении статистики связи между солнечной активностью и земными процессами в био- и атмосферах, стремились определить характер связи между протуберан­цами на Солнце и резко обозначивающимися в эти моменты социальными явлениями.

Чижевский пошёл ещё дальше и в понятие среды как детерминанты биологической и социальной формы органи­зации материи, находящейся в земной оболочке, включил космическое пространство. Это явилось принципиально но­вой мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе про­цесс, а результат комплексного воздействия земных и кос­мических факторов, из которых вторые являются главными.

Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой ре­зультаты взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космосе. В поисках подтверждения этой позиции Чижевский с помощью медико-статистических исследований установил синхронность долгопериодических (в среднем кратных 11-летнему циклу) колебаний вспышек и угасаний различного рода эпидемий, колебаниям солнечной активности.

Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгоперио­дических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризую­щиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические собы­тия в жизни людей — нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном пространстве, чреватые неконтролируемым поведением. Он был убеждён, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнеч­ной активности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социуме. Затем на основе научных расчётов из­бегать опасных последствий с помощью заранее разработанных способов защиты и профилактических мер.

А. Чижевский был последовательным космистом. Ещё в 1915 г. в стихотворении «Гиппократ» он написал такие строки:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом

Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мира — весь мир сосредоточен...

И жизнь — повсюду, жизнь в материи самой,

В глубинах вещества от края и до края

Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой,

Страдает и горит, нигде не умолкая.

На всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей её системы до одноклеточных организмов, Чижев­ский впервые увидел общемировой пульс, великую динами­ку природы в её космическом измерении, различные части которой «созвучно резонируют одна с другой». Исследования

Л. Чижевского, его новационные гелиоидеи стали фунда­ментом в изучении воздействия энергии Солнца на процессы в лито-, гидро- и атмосферах, а также предметно на челове­ческий организм и социум.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...