Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) и его «космическая философия».
Фёдоров Николай Фёдорович (1828-1903 гг.) – основоположник христианского космизма. Идеи Н. Фёдорова заключены в христианском космизме. Он утверждал, что человеческий разум порождается эволюцией и служит сознательным орудием её дальнейшего развёртывания. Природа у него представляет разрушительное начало, она слепа и неразумна. Поэтому люди должны стать её разумом, самопознанием, научиться управлять ею: «Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть». Человек на Земле смертен, и, следовательно, в мире торжествует зло. Оно проявляется в таких недостатках человека, как борьба за существование, страсти, индивидуализм и пассивное ожидание Страшного Суда. Преодолеть эти недостатки, победить смерть, человек может только любовью, смысл которой Фёдоров видит в обращении энергии рождения в энергию воскрешения. Он призывал людей к активному превращению мира смертного в мир неприродный, бессмертный, в Царство Небесное. Суть мировоззрения Н.Ф. Фёдорова: - человеческая деятельность распространяется на космос, охватывает космическое пространство под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности. Человечество в перспективе должно научиться управлять не только движением Земли, её атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной; - регуляция природы может осуществляться человеком средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — воскрешение предков; путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение предков, «патрофикация», предполагает возвращение к жизни «отцов» в новом, хотя и телесном, но преображённом виде, обладающем возможностью самосозидания своего тела из неорганических веществ;
- исторический процесс рассматривается сквозь призму общего дела. Российскому государству отводится важная роль в его осуществлении, так как оно имеет необходимые для этого задатки — родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание «виновности». Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) и его «космическая философия». Русский мыслитель, учёный, изобретатель, основоположник космонавтики. Научно-технические проекты Циолковского весьма существенные в становлении современной космонавтики, являлись по сути техническим обоснованием его «космической философии»: - космос заполнен различными формами жизни, от самых примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию; - разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвёздное пространство (разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию). Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленности всех форм материи, Циолковский строил свою монистическую философскую теорию вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому. Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благополучный ход космической эволюции, а Земля с её процессами биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм. Поэтому участь Земли во Вселенной исключительна.
Русский космизм К.Э. Циолковского — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала эры космоса: - о месте разума в космическом пространстве; - об ответственности человека, обладающего разумом, за Землю и Вселенную. Циолковский предвосхитил кибернетические идеи развития, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия. 4. Чижевский Александр Леонидович (1897-1964 гг.) и его идеи о влиянии космоса на жизнь планеты и общества. Биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации (изучение и применение ионизированного воздуха; в настоящее время так называемая «лампа Чижевского»). Работы: «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли», «Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса...», докторская диссертация называлась «О периодичности всемирно-исторического процесса». Написал более 400 работ. Дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физике. Число самостоятельных работ, посвящённых творчеству А. Чижевского, превышает 5000. Главная научная заслуга Чижевского — открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г. В первой четверти XX столетия в отечественной науке развернулся бурный процесс формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А.Л. Чижевского — В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолковский. Они предполагали реальную зависимость от интенсивности солнечной активности всех земных структур, в том числе социальных. Включение социального элемента в эту новационную область знания было неслучайным. Годы наибольших социально-политических потрясений в России (1905 г., 1917 г.) пришлись как раз на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению космической взаимосвязи Земли и Солнца. Учёные, которые сосредоточились на изучении статистики связи между солнечной активностью и земными процессами в био- и атмосферах, стремились определить характер связи между протуберанцами на Солнце и резко обозначивающимися в эти моменты социальными явлениями.
Чижевский пошёл ещё дальше и в понятие среды как детерминанты биологической и социальной формы организации материи, находящейся в земной оболочке, включил космическое пространство. Это явилось принципиально новой мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических факторов, из которых вторые являются главными. Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой результаты взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космосе. В поисках подтверждения этой позиции Чижевский с помощью медико-статистических исследований установил синхронность долгопериодических (в среднем кратных 11-летнему циклу) колебаний вспышек и угасаний различного рода эпидемий, колебаниям солнечной активности. Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей — нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном пространстве, чреватые неконтролируемым поведением. Он был убеждён, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнечной активности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социуме. Затем на основе научных расчётов избегать опасных последствий с помощью заранее разработанных способов защиты и профилактических мер.
А. Чижевский был последовательным космистом. Ещё в 1915 г. в стихотворении «Гиппократ» он написал такие строки: Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитыми в одном, Что в каждой точке мира — весь мир сосредоточен... И жизнь — повсюду, жизнь в материи самой, В глубинах вещества от края и до края Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой, Страдает и горит, нигде не умолкая. На всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей её системы до одноклеточных организмов, Чижевский впервые увидел общемировой пульс, великую динамику природы в её космическом измерении, различные части которой «созвучно резонируют одна с другой». Исследования Л. Чижевского, его новационные гелиоидеи стали фундаментом в изучении воздействия энергии Солнца на процессы в лито-, гидро- и атмосферах, а также предметно на человеческий организм и социум.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|