Структура рынка недвижимости
Рынок недвижимости представляет собой совокупность следующих структурных элементов: · объектов недвижимости; · экономических субъектов, оперирующих на рынке; · процессов функционирования рынка; · инфраструктуры рынка Экономическими субъектами рынка недвижимости являются: · продавцы (арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих специализированных органов управления собственностью · покупатели (арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов). · профессиональные участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников РН определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и перечнем видов деятельности коммерческих структур. Различают следующих профессиональных участников: институциональные и неинституциональные участники рынка недвижимости. Институциональные участники рынка недвижимости – субъекты, представляющие интересы государства и действующим от его имени. Относят организации следующего профиля: · организации, регулирующие градостроительное развитие, землеустройство и землепользование · федеральные и территориальные земельные органы, занимающиеся инвентаризацией земли, созданием земельного кадастра, зонированием территорий, оформлением землеотвода,
· федеральные и территориальные органы архитектуры и градостроительства, занимающиеся утверждением и согласованием градостроительных планов застройки территорий и поселений, созданием градостроительного кадастра, выдаче разрешений на строительство; · органы экспертизы градостроительной и проектной документации, занимающиеся утверждением и согласованием архитектурных и строительных проектов; · органы, ведающие инвентаризацией и учетом строений; · органы технической, пожарной и иной инспекции, занимающиеся надзором за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений; · проектировщики, строители, специалисты по технической эксплуатации, финансируемые из бюджета; · органы-регистраторы прав на недвижимость и сделок с ними; · государственные нотариусы. Неинституциональные участники рынка недвижимости – субъекты, работающим на коммерческой основе. Относят организации следующего профиля: · брокеры, оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с недвижимостью; · оценщики недвижимости, оказывающие услуги собственникам, инвесторам, продавцам, покупателям по независимой оценке стоимости объектов; · финансисты (банкиры), занимающиеся финансированием операций на рынке недвижимости, в том числе ипотечным кредитованием; · девелоперы, занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости, в том числе организацией и финансированием инвестиционного проекта, проектированием и строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду (самостоятельно или с привлечением ранее перечисленных участников в качестве подрядчиков и соинвесторов); · редевелоперы, занимающиеся развитием и преобразованием (вторичной застройкой) территорий; · управляющие недвижимостью, занимающиеся финансовым управлением и технической эксплуатацией объекта;
· проектировщики и строители, работающие на коммерческой основе; юристы, занимающиеся юридическим сопровождением операций на рынке недвижимости; · страховщики, занимающиеся страхованием объектов, сделок, профессиональной ответственности; · участники фондового рынка недвижимости, занимающиеся созданием и оборотом ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью (жилищные облигации, пул закладных при ипотечном кредитовании); · аналитики, занимающиеся исследованием рынка недвижимости и подготовкой информации для принятия стратегических решений по его развитию; · финансовые аналитики, занимающиеся финансовым анализом инвестиционных проектов; · маркетологи, специалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением объектов и услуг на рынке; · информационно-аналитические издания и другие СМИ, специализирующиеся на тематике рынка недвижимости; · специалисты по информационным технологиям, обслуживающие РН; · специалисты в области обучения и повышения квалификации персонала; · любые специалисты – сотрудники и члены национальных и международных профессиональных объединений рынка недвижимости. Рассмотрим подробнее деятельность некоторых участников рынка. Строительные организации (продавцы) существуют в относительно небольшом количестве, так как строительство требует больших капиталовложений и имеет достаточно длительный срок окупаемости. Данные организации строят новое жилье, нежилые объекты и продают объекты недвижимости либо сами, либо привлекая посредников-продавцов, оплачивая их услуги. Риэлтер – это лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью на рынке недвижимости, осуществляя различные сделки с недвижимым имуществом и правами на него. Эта деятельность может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Риэлтерские фирмы продают не саму недвижимость, последняя не является их собственностью, а свои услуги. Основной источник доходов – получение комиссионных за услуги, оказываемые продавцам или покупателям недвижимости. Риэлтерская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Оценщики. Процедура оценки предшествует принятию любого решения, связанного с недвижимостью. Оценка представляет обоснованное мнение независимой стороны о рыночной стоимости недвижимости.
Существует несколько характерных случаев, когда необходимо обращение к услугам оценщика: · оценка по заказу продавца перед выставлением недвижимости на продажу; · оценка по заказу потенциального покупателя перед заключением сделки; · оценка перед реконструкцией недвижимости на предмет прироста дохода от эксплуатации и ее рыночной стоимости в зависимости от затрат на преобразование объекта; · оценка инвестиционного проекта; · оценка при получении кредита под залог недвижимости, при внесении недвижимости в качестве доли в уставный капитал нового предприятия; · оценка для определения стартовой цены объекта недвижимости на конкурсах, аукционах и др. Девелопер – это профессиональный предприниматель, инициирующий и обеспечивающий реализацию наилучшего из возможных вариантов развития недвижимости, включая организацию финансирования проекта. Банки – пассивные участники российского рынка недвижимости. Основной деятельностью банков на рынке недвижимости должно быть участие в инвестиционных и девелоперских проектах, ипотечное кредитование. Процессы функционирования рынка – процессы создания, использования и обмена объектов недвижимости и управления рынком, Различают следующие основные процессы: 1. Создание развития объекта недвижимости; 1.1 Организация системы развития недвижимости; 1.2 Развитие территорий; 1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости; 2. Использование (эксплуатация) объекта недвижимости; 2.1.Организация эксплуатации и управления недвижимостью; 2.2.Управление объектом; 3. Товарный оборот объектов недвижимости; 3.1.Организация системы товарного оборота недвижимости; 3.2.Передача прав (правомочий) собственности на объект недвижимости и регистрация сделки; 3.3.Финансирование товарного оборота недвижимости 4. Управление рынком; 4.1.Исследование рынка; 4.2.Формирование и развитие рынка; 4.3.Контроль и регулирование.
Инфраструктура рынка недвижимости – совокупность механизмов, обеспечивающих функционирование рынка Условно можно выделить четыре таких механизма: Во-первых, социальный механизм, включающий в себя: · законодательную и нормативную базы рынка; · систему общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов. Основными участниками рынка, реализующими этот механизм являются законодательные и представительные органы власти и управления федерального и регионального уровней, профильные подразделения исполнительных органов, общественные объединения неинституциональных участников рынка в лице их юридических подразделений. Во-вторых, методологический (макрорыночный) механизм, включающий в себя: · систему мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости, способов и средств реформирования и развития рынка (исследовательские подразделения общественных объединений, исследовательские организации рынка недвижимости при участии профессионалов-практиков); · специализированные государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием рынка недвижимости, в частности: а) органы координации усилий государственных учреждений и ведомств, направленных на развитие рынка недвижимости. б) специализированных структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированных на реформирование, регулирование и контроль рынка недвижимости, защиту собственника от противоправных действий; в) саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных и потребительских союзов рынка недвижимости; г) образовательных учреждений и информационных центров рынка недвижимости; д) некоммерческих и коммерческих организаций – исследователей и инициаторов реформирования отдельных сегментов рынков недвижимости. В-третьих, инженерно-технологический механизм, включающий в себя: · эталонные технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении операций всех категорий; · стандарты описания объектов недвижимости всех видов в интересах операций с ними всех категорий; · единое информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной открытости рынка; · законодательно закрепленые эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости; · нормативные, инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие операции на рынке недвижимости; · банки данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости.
В-четвертых, психолого-поведенческий механизм, включающий в себя профессиональные нормы и стандарт взаимоотношений участников рынка, сводящих к минимуму издержки проведения операций (транзакций) на этапах поиска информации, ведения переговоров, принятия решений, правового закрепления сделок, мотивации участников, координации усилий участников, контроля и восстановления нарушенных прав и применения санкций к нарушителям. Основные понятия рынка недвижимости Основными факторами, которые действуют на любом рынке, являются: спрос, предложение и цена. Спрос – это количество земельных участков, зданий, сооружений и прав на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный период времени. При прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной зависимости от цены. Спрос на недвижимые объекты формируется под влиянием многочисленных факторов · экономические факторы: темпы экономического роста и научно-технического прогресса; уровень конкуренции на рынке; уровень, динамика и дифференциация доходов потенциальных покупателей; уровень деловой активности населения; возможность привлечения заемных средств; стоимость строительства и цены на объекты недвижимости; цены и тарифы на коммунальные услуги; уровень арендной платы; налогообложение. · социальные факторы: структура населения; плотность населения; число семей; миграция населения; численность населения и тенденции ее изменения; возрастной и социальный статус населения; образовательный уровень и др. · природно-климатическая среда: климат; продолжительность времен года; водный и тепловой режим; тип почв; запас питательных веществ в почве; экология. · административные факторы: постоянные и временные ограничения; условия получения прав на строительство недвижимости; правовые условия совершения сделок (регистрация, сроки и др.). · окружающая среда: состояние социальной инфраструктуры; транспортные условия; местонахождение недвижимости. · национальные и культурные условия, традиции населения. · политические факторы: степень совершенства законодательства, уровень стабильности. Спрос на недвижимость может быть очень изменчивым по регионам, районам и микрорайонам. Например, открытие в маленьком городке новой фабрики может вызвать значительный приток рабочей силы, что, в свою очередь, потребует строительства большого количества нового жилья, торговых и рекреационных объектов и так далее. В то же время, недостаток средств для ипотечного кредитования и высокие процентные ставки могут сдерживать спрос на недвижимость. Спрос на землю как фактор производства, по своей сути является производным от спроса на конечный продукт, производимый с использованием земли. Поэтому величина спроса на землю будет определяться: · ценой земли относительно цены на другие факторы производства; · продуктивностью земли; · ценой конечного продукта. Предложение – это количество объектов недвижимости, которое собственники готовы продать по определенным ценам за некоторый период времени. В любой текущий момент времени общее предложение складывается из двух элементов – предложение уже существующей и новой недвижимости. Соотношение двух элементов предложения изменяется во времени и от места к месту. В то же время, основной тенденцией является преобладание предложения существующей недвижимости, что связано с ее долговечностью. Изменение предложения объектов недвижимости на рынке может быть реализовано: · за счет строительства новой или реконструкции существующей недвижимости; · за счет изменения типа использования; · за счет изменения существующих прав на недвижимость без физического изменения недвижимости. Цена – это количество денег, уплаченных за единицу недвижимости в совершенных сделках. Рыночная стоимость – это наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно и на сделку не влияют посторонние стимулы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|