Анализ трудностей, возникающих в процессе создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения
Анализ трудностей, поиска решений, возникающих в процессе создания службы сопровождения аномального ребенка, необходим с позиции богатого научного наследия отечественной дефектологии. И вместе с тем применять эти знания в реальности всегда затруднительно - существует целый ряд объективных трудностей, с которыми невозможно не считаться. В ряду негативных тенденций в развитии системы ранней помощи в субъектах Российской Федерации можно указать следующее: Постепенное перерождение службы ранней помощи в коррекционные группы для детей с отклонениями в развитии. Логика функционирования служб ранней помощи (в западной традиции - «службы раннего вмешательства») и специфика их деятельности предполагают непосредственное включение родителей в процесс коррекционной работы, их целенаправленное обучение, сопровождение и психологическую поддержку. Этого требует эмоциональная вовлеченность близких взрослых в воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье такого ребенка может рассматриваться как кризисная жизненная ситуация и нередко провоцирует распад семьи, что имеет негативные последствия как социально-экономического, так и психологического характера. Возможности специалистов педагогического профиля в данной области весьма ограничены, что подразумевает делегирование семьи в партнерские организации, специализирующиеся на оказании такого рода помощи. Между тем сложившиеся стереотипы поведения, деятельности препятствуют формированию у специалистов установок на развитие и расширение внешней сети, налаживание взаимодействия с организациями и учреждениями смежных областей, консультантами и психотерапевтами, к которым служба могла бы переадресовать клиента в случае необходимости.
В представлениях большинства родителей помощь семье сводится к регулярным занятиям ребенка со специалистами (в некоторых регионах РФ показатель респондентов, которые не считают такую форму помощи нужной, доходит до 40%)[3]. В сочетании с достаточно низким уровнем квалификации специалистов центров в области консультирования такая установка родителей в значительной мере препятствует развитию комплексной помощи семье. В этой связи стоит упомянуть тот факт, что недостаточный уровень осознания родителями своих потребностей и проблем зачастую связан с их низким социально-экономическим статусом. Результатом этого становится «выпадение» семей с низким достатком и социальным статусом из поля зрения деятельности социальных служб, усугубление тяжести имеющейся проблемы и состояния ребенка, негативный прогноз его развития и фатальное сужение перспектив реабилитиции и абилитации. Низкая актуальность потребности в психологической помощи взрослым в семье в совокупности с инерцией установок специалистов служб ранней помощи приводит к редуцированию в их деятельности психологической составляющей и трансформации службы в группы кратковременного пребывания для проблемных детей. Находясь на базе дошкольного образовательного учреждения, служба ранней помощи перерождается в рядовое подразделение ДОУ. Будучи эффективной формой работы с нормально развивающимися дошкольниками, в случае с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, такие группы оказываются недостаточными для процесса абилитации, и поэтому малоэффетивными. Таким образом, созданные для решения задач раннего выявления и оказания своевременной, а именно ранней помощи, службы постепенно теряют свои приоритеты и перестают выполнять возложенные на них функции.
Однако такая траектория развития характерна в большей степени для служб, которые «созданы сверху». Такой путь организации служб можно считать отчасти искусственным: не все привлеченные специалисты в полной мере разделяют и принимают принципы оказания ранней помощи, оставаясь на профессиональных позициях, воспринятых в предшествующий период работы. Если говорить о службах, «созданных снизу», по инициативе самих специалистов, то следует отметить наличие более адекватных профессиональных установок, ориентации на оказание комплексной помощи и целенаправленную специальную работу с родителями, что является необходимым условием эффективной работы службы. Будучи созданы энтузиастами, осознавшими важность раннего выявления отклонений отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания его семье комплексной помощи и поддержки, такие службы оказываются способными к гибкому реагированию на запросы семьи, придерживаются в своей деятельности принципов системности и комплексности, стремятся привлекать к решению своих задач организации-партнеры, переадресовывать семью или ребенка к необходимым им специалистам. Однако принадлежность к учреждению диагностического профиля или центру помощи детям с девиантным поведением, центру дневного пребывания и т.п. Вынуждает специалистов ограничиваться консультативно-диагностическими функциями и индивидуальной коррекцией, пренебрегая групповыми формами работы как с детьми, так и с родителями. В таких организациях с трудом приживаются родительские клубы и группы поддержки для родителей детей с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии, подгрупповые занятия с детьми, незаменимые с точки зрения их эмоционально-личностного развития и особенно необходимые в свете последующей интеграции. Закрытость или недостаток информации - как объективный, так и искусственно созданный специалистами служб. Противоречие состоит в том, что специалисты служб и организаций, работающих с детьми раннего возраста, недооценивают потребность родителей в информации и считают ее удовлетворенной, в то время как родители указывают на недостаток информации о возможностях получения коррекционных и реабилитационных услуг и сложности доступа к ней. Отчасти это обусловлено позицией самих специалистов, призванных быть источником информации для родителей, но не обладающих ею, не ориентированных на расширение внешней сети и поиск недостающей им в работе информации в других организациях и у смежных специалистов. В не меньшей степени это связано с реальным недостатком информации и объективным вакуумом служб, которые могли бы стать партнерами центра ранней помощи и куда можно было бы делегировать семью для решения узкоспециальных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|