Обоснование определения термина
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Чтобы ответить на вопрос что такое обеспечение качества, нужно сначала вспомнить, что такое качество продукции, которое представлено как «совокупность свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей»[2]. Здесь, кроме определения качества продукции как совокупности свойств и характеристик, фактически уже говорится и об обеспечении качества, как о формировании требуемых свойств и характеристик продукции для удовлетворения существующих потребностей. Понимание обеспечения качества как формирования свойств и характеристик подтверждается в словаре, где сказано: обеспечить — значит создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо. А формировать означает придавать чему-либо законченность, определённость. Отсюда, а также учитывая, что обеспечение качества понимается не только как процесс, но и как результат, определение обеспечения качества представлено так, как в первом из приведенных выше определений. В этом определении дан ответ на вопрос, что такое обеспечение качества и с формальной точки зрения этого было бы достаточно. Но здесь нет ответа на следующий напрашивающийся вопрос, как обеспечивается качество, какие для этого нужны мероприятия, о которых говорилось в стандарте ИСО 8402. Поэтому, для более полного определения обеспечения качества целесообразно добавлять к данному определению принцип обеспечения качества продукции. Принцип обеспечения качества продукции Многократно подтверждённый на практике опыт предприятий — лидеров в области качества и положения авторитетного учебника по менеджменту[3] показывают, что качество продукции зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
К внешним факторам относятся: · требования к качеству (потребители, прогресс, конкуренты); · поставщики капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг; · законодательство в области качества и работа государственных органов. Внутренними факторами обеспечения качества продукции служат: · современная материальная база (инфраструктура, оборудование, материалы, финансы); · применение передовых технологий; · эффективный менеджмент (рациональная организация работ и умелое управление предприятием в целом и качеством в частности); · квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе. Зависимость качества продукции от указанных факторов и их взаимосвязь можно представить в виде причинно-следственной диаграммы, наглядно показывающей принцип обеспечения качества[1]. К сказанному можно добавить, что квалифицированный и мотивированный персонал и современная материальная база с передовой технологией определяют необходимую основу обеспечения качества продукции — базу качества. Причём, из всех факторов, влияющих на качество, ключевым является человеческий фактор, а в нём — заинтересованность работников в хорошей работе. Объясняется это тем очевидным соображением, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на хорошем оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для повышения своей квалификации и достижения высокого качества выпускаемой продукции. Эффективный менеджмент с управлением качеством дополняет базу качества, позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором. Ибо нельзя выпускать продукцию, имея только оборудование, материалы и людей. Нужно ещё организовать работу и наладить управление.
Таким образом: Принцип обеспечения качества продукции заключается в том, чтобы учитывать внешние факторы влияющие на качество (поставщиков, требования к качеству, законы и государственные органы) и создавать внутренние факторы (материальную базу с передовой технологией, эффективный менеджмент с управлением качеством и мотивированный, квалифицированный персонал). При этом первостепенное внимание нужно уделять мотивации персонала. Отсюда становится ясно, как обеспечивается качество продукции, а следовательно, — какие мероприятия необходимы для его обеспечения. Кроме представленной плоской схемы, принцип обеспечения качества продукции может быть показан в виде пространственной «Модели качества»[1][4], на которой показаны не только состав и взаимосвязь факторов, необходимых для обеспечения качества, но и взаимодействие этих факторов и результат этого взаимодействия — повышение качества продукции. Модель качества Модель качества На модели качества процесс управления качеством — «петля качества» (см. схему процесса в статье Управление качеством) показана в виде "спирали качества" и раскрыта как последовательность управленческих функций, воздействующих на процесс создания продукции, вытекающий из технологии работ. Влияние базовых факторов показано в виде «вектора качества», величина которого зависит от уровня материальной базы и технологии, а также — от уровня «человеческого фактора» — квалификации и мотивации персонала. Если предприятие использует передовую технологию и имеет соответствующую ей материальную базу и квалифицированный, хорошо мотивированный персонал, в этом случае база качества положительно влияет на процесс управления качеством — вектор качества направлен вверх. И если при этом на предприятии в процессе управления качеством по результатам контроля принимаются все необходимые меры для улучшения качества продукции, то под воздействием вектора качества плоская петля качества превращается в восходящую «спираль качества» и качество продукции повышается после каждого успешного цикла управления. При низком уровне базы качества (отсутствие необходимой материальной базы, устаревшая технология, недостаточная мотивация или квалификация персонала) вектор качества будет близок к нулю и петля качества не сможет превратиться в спираль, а останется почти плоской. В этом случае управление качеством будет проходить без должного повышения качества продукции.
Зависимость повышения качества от уровня базовых факторов и эффективности управления качеством может быть запрограммирована и «в динамике» показана на компьютере путём превращения плоской петли качества в спираль и наоборот, в зависимости от величины вектора качества. Термины «петля качества» и «спираль качества» использовались в стандарте ИСО 8402-86 «Качество. Словарь».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|