Центральной городской детской библиотеки им. А.Гайдара
3. Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина (ЦБС N 1, Центрального административного округа) 4. ЦБС N1 Северо-восточного административного округа 5. ЦБС N2 Северо-восточного административного округа 6. ЦБС N1 Северо-западного административного округа 7. ЦБС N1 Южного административного округа 8. ЦБС "КУНЦЕВО" Западного административного округа 9. ЦБС "ГАГАРИНСКАЯ" Юго-Западного административного округа 10. ЦБС "ЧЕРЕМУШКИ" Юго-Западного административного округа 11. ЦБС "ЛЮБЛИНО" Юго-Восточного административного округа 12. ЦБС N2 Юго-восточного административного округа Следует отметить, что уровень научно-технической проработки Программы и, в частности, «Технические предложения»[ 3 ], входящие в структуру её текста, позволяют считать указанный документ основой концептуального проекта Корпоративной сети публичных библиотек Москвы. В справке о содержании Программы, поданной в мэрию Москвы, разработчики указывают, что «… в документе учтены: проект “Программы создания автоматизированной сети массовых библиотек Москвы” (1994 г.) [1]) проф. Ф.С. Воройского; "Программа развития государственных публичных библиотек Центрального административного округа г. Москвы на 1994-1997 гг. и до 2 000 г. " (1996, вторая редакция), "Концепция и программа компьютеризации государственных публичных библиотек Центрального административного округа г. Москвы на 1996-1997 гг. и до 2000 года" (1996) и "Основные положения концепции построения системы библиотечного обслуживания населения муниципалитетов Преображенское, Богородское, Метрогородок, Гольяново Восточного административного округа, 1995"». 1.1.3. Очевидно, что разрабатываемый эскизный Проект должен наряду с указанными результатами также учитывать достигнутый за последние годы уровень развития московских массовых библиотек в области внедрения современных программно-технических средств и технологий а также значительные изменения, происшедшие в области разработок отечественного программного обеспечения (ПО) автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и обеспечения доступа в телекоммуникационные сети(см. в частности – [ 4 - 17 ]).
В данном Проекте авторы преимущественно опираются на разработки ГПНТБ России (см. в частности - [ 13-17 ]), которые прошли массовое внедрение и серьёзную практическую апробацию, включая ПО АБИС «ИРБИС», конвертеры форматов, Web-сервер, модуль поддержки протокола Z39.50 и др., однако не ограничивают использование участниками создаваемой корпоративной системы разработок других организаций при условии, что их программная продукция отвечает современным требованиям, стандартам и условиям, сформулированным в условиях конкурса ИОО «Российские корпоративные библиотечные системы», а также предлагаемых разработчиками концептуального и технического проектов КСПБМ. 1.1.4. С учётом изложенного значительное внимание в данном Проекте уделяется корпоративным принципам, технологии и средствам формирования и эксплуатации информационных ресурсов. По мнению раработчиков проекта, это единственный способ обеспечить в относительно короткий срок создание представительных по своему содержанию и общедоступных информационных ресурсов, которые необходимы для удовлетворения социально значимых нужд пользователей, а также существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание. Исходя из изложенного дальнейшая модернизация московских публичных библиотек [2]) должна выполняться на корпоративных началах и на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Указанные условия носят решающее значение при определении как технической основы создаваемой системы («Сеть»), так и организационных и технологических принципов её построения и функционирования («Корпоративная сеть»). Поэтому объект данной разработки получил наименование «Корпоративной сети публичных библиотек Москвы» (КСПБМ, в дальнейшем тексте также - «Сеть»).
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Проектируемая КСПБМ представляет собой единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов публичных библиотек Москвы с целью удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей. 1.2.2. В плане создания информационных ресурсов корпоративной системы библиотек Москвы центральные проблемы связаны с каталогизацией и библиографической обработкой документов при создании и актуализации электронных каталогов, предоставляемых пользователям системы. В мировой библиотечной практике осознана целесообразность корпоративного выполнения работ по каталогизации текущих поступлений литературы в библиотеки, а также уже накопленных фондов (см. например, технологии известных зарубежных систем OCLC, RLIN, PICA и др.). Важными технологическими направлениями этой деятельности являются: 1. Обеспечение информационной (в т.ч. и по библиографическим форматам) и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных (БД) библиотек для реализации полноценного доступа к библиотечным ресурсам, объединенным в рамках отдельных городов и стран; 2. Сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются весьма значительными и имеют устойчивые тенденции роста. Примечание: В 1996-1999 гг. организация и технология корпоративной каталогизации были отработаны ГПНТБ России в ходе Научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Создание Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК)», выполненной по заказу Минкультуры РФ и Миннауки РФ совместно с крупнейшими библиотеками России (в т.ч. РГБ, РНБ, БЕН РАН, ВГБИЛ и др.), рядом республиканских и областных а также вузовских библиотек (в т.ч.– ОУНБ Республики Карелия, Екатеринбурга и Твери, НБ Южно-Уральского государственного университета, НБ Университета Республики Карелия и др.). На этапе опытно-практической отработки технологии РЦКК в работе успешно принимала участие Центральная библиотека ЦБС «Люблино» Юго-Восточного административного округа Москвы, являющаяся одним из участников данного Проекта. В разрабатываемом Проекте учитываются опыт и результаты выполнения указанных работ [ 18 - 20 ].
1.2.3. Не менее важным является гибкое и оперативное обеспечение пользователей системы собственно литературой в том числе и полнотекстовыми электронными документами. Решение этой задачи также невозможно без привлечения корпоративных принципов обслуживания. Сказанное относится как к координированному внутри корпоративной системы созданию машиночитаемых («электронных») копий различных изданий, так и обслуживанию пользователей литературой на разных носителях, включая предоставление им текстовых и мультимедийных материалов, независимо от того, какая библиотека является их держателем. При решении этой задачи используется опыт ГПНТБ России, ВГБИЛ и других крупных библиотек России по современному обслуживанию читателей в рамках межбиблиотечного абонемента (МБА), созданию и предоставлению в доступ на Web-серверах этих организаций полнотекстовых документов. 1.2.4. Справочно-информационное обслуживание. В настоящее время библиотеки, особенно имеющие выход в Интернет, не могут ограничиться только библиотечными формами обслуживания. Последнее относится, в частности, к предоставлению пользователям разнородной фактографической информации. Сказанное относится к сведениям об административных, культурных, медицинских учреждениях и учебных заведениях, транспорте, различного рода мероприятиях, проводимых на территории Москвы, услугах населению и т.п. Координация создания, актуализации и предоставления в доступ заинтересованным пользователям справочной информации, а также отработка технологических аспектов, связанных с этими процессами также является сегодня объектом корпоративной деятельности региональной библиотечной системы и поэтому учитывается при её проектировании.
1.2.5. Другой важный аспект проектирования корпоративной системы публичных библиотек Москвы, связан с учётом перспектив и направлений развития создаваемой системы, включая: · Расширение состава участников за счёт не вошедших в неё на данном этапе других публичных библиотек Москвы, а также, возможно, и библиотек иных видов, например, вузовских, медицинских и т.п.; · Взаимодействие с другими отечественными и зарубежными корпоративными системами, отдельными библиотеками, информационными органами и пользователями; · Обеспечение гармоничной и безболезненной для библиотек и их пользователей адаптации к изменениям, связанным с совершенствованием средств программно-аппаратного обеспечения процессов и внедрением новых информационных технологий; · Гибкое решение новых технологических задач, связанных с ростом информационных потребностей пользователей и появляющимися новыми возможностями их удовлетворения и т.д. 1.2.6. Инфраструктура системы публичных («массовых») библиотек Москвы и их характеристика достаточно подробно была описана в работах [ 2, 4, 21 и др.], поэтому дополнительного описания не требует. Уточнение состояния библиотек-участниц разрабатываемой корпоративной системы Москвы было произведено в августе 1999 г. путём их подробного анкетирования, результаты которого приведены в Табл. 3.5.1. – 3.5.4. и учтены в различных разделах данного Проекта.
1.2.7. При разработке проекта учтены также следующие общие принципы: 1. КСПБМ является открытой и многоплатформенной системой, предусматривающей возможность расширения состава участников и широкое взаимодействие с любыми заинтересованными отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, в первую очередь на основе согласованного обмена информационной продукцией; 2. Серверы КСПБМ координировано поддерживают средства навигации для поиска документов и данных, установленных на Web-сайтах других библиотек России, ближнего и дальнего зарубежья; 3. Развитие и внедрение КСПБМ, состава ее баз данных, а также номенклатуры и режимов предоставления её услуг пользователям производится поэтапно (см. п. 1.2.10.); 4. КСПБМ является некоммерческой системой, поддержка функционирования и развития которой производится на средства бюджета г. Москвы, бюджетов библиотек-участниц, различных инвестиционных фондов и отдельных инвесторов.
5. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек-участниц корпоративной системы публичных библиотек Москвы (КСПБМ) должны использоваться электронные библиографические массивы РКП, национальных и ведущих библиотек страны (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.); 6. Одноразовая каталогизация библиографических описаний отечественных и зарубежных изданий, поступивших в любую библиотеку КСПБМ, и многоразовое и многовидовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы; 7. Технология формирования и использования новых библиографических записей связана с онлайновым интерактивным доступом в объединённую среду электронных каталогов КСПБМ; 8. Координировано созданные объединённые информационные ресурсы КСПБМ общего пользования, включающие справочно-информационные массивы, полнототекстовые документы и мультимедийные материалы, предоставляются без каких-либо ограничений всем желающим в свободный и бесплатный доступ;
1.2.8. Обязательными требованиями к ПО АБИС библиотек участников КСПБМ, обеспечивающими их вхождение в интегрированное информационное пространство и участие в реализации корпоративных библиотечных технологиях в рамках настоящего проекта являются: 1. Полная совместимость с Российским коммуникативным форматом RUSMARC и международными форматами UNIMARC и USMARC на основе использования средств двухстороннего конвертирования данных; 2. Поддержка WWW-технологии, определяемая наличием средств, обеспечивающих доступ к электронным каталогам и другим информационным ресурсам библиотек через Web-сервер; 3. Поддержка протокола Z.39-50 (ISO 23950) средствами, реализующими доступ к электронным каталогам по этому протоколу; 4. Открытость для развития собственных библиотечных технологий их пользователями. Примечание: Подробнее основные требования к распределённой Сети и программно-аппаратным средствам, реализуемым при создании КСПБМ, изложены в работах [ 2, 3, 22, 23 ]. 1.2.9. КСПБМ создается в рамках действующей системы массовых библиотек Москвы и является её частью. Общее методическое руководство, контроль функционирования и обеспечение развития КСПБМ осуществляет Научно-технический совет, составленный из ведущих специалистов библиотек участников Сети, её проектировщиков, а также приглашённых сотрудников других библиотек, являющихся признанными авторитетами в области современной библиотечно-информационной технологии и средств телекоммуникаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|