Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий обзор поставленной проблемы




Введение

 

В последнее время характерно повышение внимания к изучению нервно-психических заболеваний, методов их лечения, что обусловлено их ростом во всем мире. Такие особенности современной жизни, как информационно-технический прогресс, «высокий темп жизни» приводит к эмоциональному напряжению. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза.

Актуальность темы

 

Согласно статистическим данным неврозоподобные состояния встречаются в 12% случаев (Данные В.Н. Козырева и А.Б. Смулевича, которые проводили изучение на контингенте больных психиатрического кабинета одной из территориальных поликлиник Москвы). Данные клинические случаи характеризуются сложностью проведения психокоррекционной работы, большим риском того, что пациенты не удерживаются в терапии. Симптоматика неврозоподобных состояний обусловлена не психогенией, а эндогенными факторами. Как следствие в работе с неврозоподобными состояниями необходим особый подход, специальные методы работы с пациентами. Неврозоподобные состояния, в отличии от невротических, плохо рефлексируются, Эго-синтонны и входят в другую нозологию. Например неврозоподобные состояния при шизофрении Н.И.Фелинская характеризует как своеобразные «смешанные» - неврастеноподобная симптоматика сочетается с навязчивостями и дисморфофобиями, навязчивости - с ипохондрическими переживаниями. Характерные особенности этих неврозоподобных синдромов - преморбидные особенности больных часто им не соответствуют, при астеническом характере жалоб отсутствуют явления повышенной истощаемости, такие астеноподобные состояния трудно отграничивать от нарастающей апатизации. Неврозоподобные состояния могут наблюдаться и при других нозологических формах (маниакально-депрессивный психоз, эпилепсии, последствиях черепно-мозговой травмы, в постэнцефалитических состояниях, при соматических заболеваниях).

Темой нашего исследования стало изучение неврозоподобных состояний при эндогенном процессе.

По данным ВОЗ распространенность шизофрении характеризуется показателем 0,85%, то есть приблизительно 1% населения земного шара страдает этим заболеванием (А.С.Тиганов. Данные на 1997 год).

Так как проблема лечения остается актуальной, на сегодняшний день главным аспектом исследования стала мотивационная сфера при неврозоподобных состояниях. Изучение этой темы позволяет понять сложности в структуре взаимодействия с подобными пациентами.

Цель, задачи исследования

 

С учетом данных литературы, используемой в исследовании, поставленной гипотезы, целью работы стало: Показать особенности мотивации у больных в сравнении с условно здоровыми.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Оценить субъективную заинтересованность в психотерапии.

2. Оценить уровень выраженности ситуативной и личностной тревожности.

.   Оценить механизмы психологической защиты в каждой группе и личностные особенности.

.   Оценить представление испытуемого о своем состоянии (ВКБ).

.   Сравнить результаты в двух группах.


 

Гипотеза исследования

 

Исходная гипотеза создавалась с учетом данных литературы по этому вопросу.

Гипотеза: Невротические состояния формируются у больных с эндогенной и экзогенно-органической основой, плохо рефлексируются, не содержат под собой «невротического конфликта».

Общий обзор поставленной проблемы

Для начала стоит разобраться, в чем разница между психически здоровым и психически нездоровым человеком. С нашей точки зрения критерии психического здоровья достаточно размыты и неоднозначны, но можно условно к ним отнести следующие:

·   способность выстраивать длительные взаимоотношения с окружающими (личные, деловые);

·   возможность самостоятельно обеспечивать собственную жизнедеятельность (выполнять биологические потребности, зарабатывать деньги);

·   наличие критики к собственному поведению и состоянию;

·   отсутствие эмоционального дискомфорта, что оценивается субъективно.

Конечно же отдельные критерии по различным причинам могут быть присущи и психически здоровым лицам. Например временная социальная дезадаптация в результате соматического заболевания не делает человека психически нездоровым.

Как считает Т.В.Зозуля: «Психическое здоровье - это одна из составляющих общего здоровья человека. Под психическим здоровьем понимают такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения»[7, с.9].

Следовательно, к условно здоровым можно отнести людей, обладающих критериями психического здоровья.

Соответственно к психически нездоровым можно относить людей, которые социально дезадаптированы, не в состоянии материально обеспечивать свою жизнедеятельность, то есть не имеют работы, у которых отсутствует критика к собственному поведению и состоянию, которые состоят на учете в психиатрической клинике.

По какой же причине условно здоровые люди обращаются к психотерапевту? Для начала введем понятие психотерапия. «Психотерапия - организованная психологическая помощь, направленная на решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе конфликтов. В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Применение каждого из подходов адекватно определенному кругу психотерапевтических задач»[18, с.335]. Условно здоровые лица обладают критикой к своему состоянию и происходящему с ними, следовательно субъективно могут оценить наличие у них какой-либо проблемы. Условно здоровые самостоятельно решают вопрос о необходимости для них психотерапевтической помощи, люди же с психическими расстройствами попадают в кабинет психиатра по направлению лечащего врача, либо инициативе родственников. Можно выделить следующие возможные причины обращения за психотерапевтической помощью:

·   проблемы в личных отношениях;

·   эмоциональный дискомфорт (связан с любой сферой);

·   чувство нереализованности собственного потенциала;

·   личностный рост.

Далее разберемся с понятиями «невроз», «неврозоподобные состояния» и рассмотрим их различия.

Б.Д.Карвасарский говорит о том что учение о неврозах характеризуется двумя тенденциями. Одни исследователи утверждают, что причиной невротических феноменов являются патологические механизмы чисто биологической природы, хотя и не отрицают роль психической травмы в качестве пускового механизма заболевания. Другие исходят из предположения что клиническая картина неврозов состоит из личностных механизмов. Б.Д.Карвасарский дает следующее определение: «невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Невроз характеризуется, во-первых, обратимостью патологических нарушений, независимо от его длительности...; во-вторых, психогенной природой заболевания, которая, согласно В.Н.Мясищеву, определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуации больного; и, в-третьих, специфичностью клинических проявлений, состоящей в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств»[8, с.15].

В.А.Гиляровский дает следующее определение невроза: «невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловлены органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации»[14, с.232].

По мнению Н.Д.Лакосиной особенности неврозов следующие

·   психогенный фактор - причина возникновения;

·   вегетосоматические проявления;

·   личностный характер и тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

Существует множество классификаций неврозов. В отечественной литературе обычно выделяют три формы (по их клиническим проявлениям): неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.

Важным является проблема невротического конфликта при неврозах. Существует несколько классификаций конфликтов, однако мы рассмотрим группировку невротических конфликтов, разработанную В.Н.Мясищевым. Он рассматривает три основных типа невротических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический, и неврастенический. «Неврастенический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий, или требований окружающих. Следует подчеркнуть, что его отличает превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению... В силу неправильного воспитания такие лица не обладают способность тормозить желания, противоречащие общественным требованиям и нормам»[8, с.247]

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми внутренними тенденциями и потребностями, то есть борьбой между желаниями и долгом.

Неврастенический конфликт - противоречие между возможностями личности, ее стремлениями и с другой стороны завышенными требованиями к себе.

Рассмотрим понятие неврозоподобные состояния. «Неврозоподобные состояния (греч. neuron - нерв, -osis - суффикс, обозначающий болезнь) - психопатологические состояния, по своим клиническим проявлениям напоминающие неврозы, однако их симптоматика обусловлена не психогенией, а эндогенными или соматогенными факторами. В то же время в генезе неврозоподобных состояний психогенная травма также может играть патогенную роль дополнительного фактора, но она не является ведущим этиологическим моментом. Специфика неврозоподобных состояний определяется отсутствием в основе болезни невротического конфликта и обнаружением признаков, типичных для основного страдания и нередко маскируемых неврозоподобной симптоматикой (например, характерных для шизофрении изменений мышления и аффективно-личностной сферы или симптомов органической церебральной патологии). И при неврозах и при неврозоподобных состояниях возможно сочетание психогенных и физиогенных факторов, однако соотношения между ними в этих двух группах болезней иные. Неврозоподобные состояния рассматриваются как своеобразный синдром дезадаптации организма, обусловленный эндогенными, соматогенными или экзогенными факторами. Они наблюдаются при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, последствиях черепно-мозговой травмы, в постэнцефалитических состояниях, при соматических заболеваниях. Клиническая специфика неврозоподобных состояний во многом определяется особенностями основного заболевания, а также преморбидными особенностями личности»[10, с.169].

Фелинская характеризовала неврозоподобные состояния при шизофрении как своеобразные «смешанные» - неврастеноподобная симптоматика сочетается с навязчивостями и дисморфофобиями, навязчивости - с ипохондрическими переживаниями. Характерные особенности этих неврозоподобных синдромов - преморбидные особенности больных часто им не соответствуют, при астеническом характере жалоб отсутствуют явления повышенной истощаемости, такие астеноподобные состояния трудно отграничивать от нарастающей апатизации.

С точки зрения Карвасарского Б.Д. При вялотекущей шизофрении могут наблюдаться неврозоподобные состояния такие как: астения, обсессии, фобии, ипохондрия, невротическая депрессия. Для астенического синдрома при шизофрении характерна значительная выраженность и нарастающая тяжесть астенической симптоматики, которая по мере течения заболевания оказывается все менее зависящей от внешних условий и деятельности больного. Со временем астенические проявления начинают все более сочетаться с вялостью, апатией, снижением побуждений, аффективным снижением и расстройствами мышления.

По поводу обсессивных проявлений авторы говорят следующее: «Озерецковский Д.С. полагает, что при шизофрении следует различать навязчивые состояния, несущие несомненную эмоциональную окраску, которая, по мнению автора, является следствием психастенического тревожно-мнительного характера, выявляющегося у больных шизофренией, и навязчивые состояния, которые принципиально отличаются от первых отсутствием эмоциональной окраски и которые следует расценивать как шизофренические симптомы»[8, с.37]. Многие авторы (Озерецковский Д.С., Наджаров Р.А., Морозов В.М., Гусова А.Б., Матвеева Е.С. и другие) указывают на отличительные черты навязчивостей при шизофрении: отсутствие образности, бледность эмоциональных компонентов, монотонность, наличие однообразного штампа навязчивостей, ригидность, обилие ритуалов, наклонность к систематизации.

Наджаров Р.А отмечал характерную для вялотекущей шизофрении динамику фобии: «Через несколько лет после их проявления фобии становятся инертными, в определенной мере систематизированными вследствие раннего присоединения однообразных моторных и идеаторных ритуалов. При этом происходит быстрое побледнение аффективной окраски фобии, утрачивается компонент борьбы с навязчивыми страхами независимо от их тяжести. В дальнейшем стремление к выполнению ритуалов начинает доминировать, приобретая сверхценный характер»[8, с.48].

При вялотекущей неврозоподобной шизофрении ипохондрическая симптоматика проявляется в виде сенестопатии. Для таких жалоб характерна причудливость, монотонность, стереотипность. Больные испытывают трудности в локализации ощущений.

Для депрессивной симптоматики при неврозоподобной шизофрении характерна слабая выраженность тоски и значительная выраженность апатии.

Динамика неврозоподобных состояний определяется, с одной стороны, психотравмирующими факторами и личностными особенностями больного, с другой - закономерностями течения основного болезненного процесса, в той или иной степени изменяющего психическую деятельность. Есть сложности дифференциальной диагностики с другими нозологическими формами (например с неврозами).


 

Описание исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...