Принципы устройства и работы мышей
Тема 2 Манипуляторные устройства КЛАВИАТУРА Клавиатура является наиболее важным устройством ввода информации Распространено два типа раскладки клавиатуры: машинописная и Windows. Машинописная ("неправильная") раскладка, в точности повторяет раскладку печатной машинки. (Буква Ё в нижнем правом углу; точка с запятой вынесена на верхний ряд). Раскладка Windows ("правильная") впервые появилась в операционной системе с одноименным названием. (Буква Ё была перенесена в далекий угол, а на ее место поместили клавишу с часто применяемыми знаками: точкой и запятой).
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ Клавиатура настольного компьютера представляет собой отдельный конструктивный блок. У портативных ПК (ноутбуков) клавиатура входит в состав корпуса, а число клавиш на ней значительно меньше, чем у настольного ПК. Клавиатура подключается к системному блоку при помощи разъема типа AT, PS/2 или USB. Длина кабеля обычно составляет от 1 до 1,5 м. В последнее время становятся популярными беспроводные клавиатуры, использующие инфракрасную связь или радиоволны. Преимущество беспроводной связи: отсутствует привязанность к системному блоку, что позволяет размещать клавиатуру в любом удобном месте. Инфракрасная связь имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся большой радиус действия и невысокая цена, ко вторым — необходимость прямого визуального контакта с приемником, а также наличие у каждого производителя собственного протокола передачи, из-за чего все модели беспроводных клавиатур могут работать только с "родными" приемниками. По технологии изготовления клавиатуры делятся на два типа — механические и пленочные (мембранные).
Механические клавиатуры традиционно считаются более долговечными, они рассчитаны более чем на 50 млн. нажатий. В этих клавиатурах используются достаточно долговечные металлические контакты, размещающиеся на специальной печатной плате. Там же расположен и контроллер. На контактные площадки нанесен слой проводящей резины, а над ними располагаются резиновые купола. В верхней части купола находится резиновая проводящая шайба. При нажатии на клавишу шайба замыкает площадки, а купол заменяет ранее использовавшиеся пружины. Пленочные образцы состоят из трех мембран, сложенных друг на друга. На две крайние мембраны нанесен сложный рисунок, образующий собой контактные площадки. Средняя пленка является слоем диэлектрика с отверстиями напротив площадок. При нажатии на клавишу мембраны продавливаются, и площадки замыкают электрическую цепь. Клавиатура состоит из набора переключателей, объединенных в матрицу. При нажатии клавиши процессор, установленный в самой клавиатуре, определяет координаты нажатой клавиши в матрице. Кроме того, процессор клавиатуры определяет продолжительность нажатия и может обработать даже одновременное нажатие нескольких клавиш. В клавиатуре установлен буфер емкостью 16 байт, в который заносятся данные при слишком быстрых или одновременных нажатиях. Затем эти данные в соответствующей последовательности передаются в систему. Связь с системным блоком осуществляется через последовательный канал, данные по которому передаются по 11 бит, причем восемь из них собственно данные, а остальные — синхронизирующие и управляющие. При нажатии клавиши встроенный в клавиатуру процессор (8048 или 6805) определяет координаты замкнутого переключателя в матрице. После этого он передает на системную плату последовательный пакет данных, содержащий скан-код нажатой клавиши.
Это называется кодом активизации (make code). Когда клавиша возвращается в первоначальное состояние, отправляется код останова (break code), указывающий системной плате на то, что клавиша отпущена. Код останова аналогичен коду активизации плюс 80h. Например, если код активизации для клавиши <A> составляет 1Eh, код останова будет 9Eh. С помощью этих кодов система определяет конкретную нажатую клавишу или комбинацию нескольких одновременно нажатых клавиш. Существует множество "горячих" клавиш, которые в расширенных клавиатурах и клавиатурах USB могут использоваться для выполнения как определенных операций (например, запуска Web-броузера, перевода системы в режим ожидания, регулировки уровня громкости акустической системы), так и функций, определяемых пользователем. Каждая из "горячих" клавиш имеет собственный скан-код. Клавиатуры USB используют специальный набор кодов Human Interface Device (HID), преобразованных в скан-коды стандарта PS/2
МЫШЬ И ДРУГИЕ МАНИПУЛЯТОРЫ Представляют собой устройства для управления курсором и подачи определенного набора команд. Наиболее удачными оказались манипуляторы "мышь" и "трекбол".
Принципы устройства и работы мышей Современные мыши можно подразделить на три категории: 1. Оптико-механическая мышь. Тяжелый металлический шарик, покрытый слоем резины, установленный на дне корпуса, крутится во всех направлениях. При этом он вращает два прижатых к нему пластмассовых ролика с взаимно перпендикулярными осями. Соответственно вращению роликов меняется положение курсора по осям экрана. По краям роликов закреплены диски с равномерно нанесенными прорезями. По обеим сторонам каждого диска закреплены соответствующие элементы оптопары (с одной стороны передатчик, с другой — приемник). Когда прорезь на диске совпадает с излучающим окошком передатчика оптопары, инфракрасный луч попадает на линзу приемника и микросхема, расположенная на плате внутри мыши, регистрирует перемещение. Плавность движения курсора у оптико-механических мышей зависит от количества отверстий во вращающихся дисках, обычное количество составляет 35—40 отверстий. Перемещение корпуса мыши измеряется в шагах, равных минимальному смешению, которое способны зарегистрировать датчики манипулятора.
Микросхема, установленная на плате манипулятора, принимает данные о количестве шагов, анализирует и отправляет их в виде электрических импульсов в компьютер для дальнейшей обработки, который обрабатывает драйвер мыши 2. Оптическая мышь. Оптический сенсор "фотографирует" поверхность коврика с определенной частотой и затем определяет направление движения мыши, сравнивая полученные "кадры" между собой. 3. Беспроводная мышь. Для связи с компьютером используются два вида излучения: - ПК-связь — манипулятор "общается" с компьютером при помощи инфракрасных лучей (принцип работы очень похож на пульт дистанционного управления телевизором). Радиус их действия 1,5—2 метра. - Радиосвязь — манипулятор "общается" с компьютером при помощи радиоволн. Радиус действия до 3—4 метров. Все беспроводные мыши имеют автономное питание (два элемента АА). В последнее время все чаще в комплект входят подзаряжаемые аккумуляторы, а приемник, подключаемый к системному блоку, содержит в своей конструкции зарядное устройство. Это позволяет обойтись без частой смены батареек и без отдельного зарядного устройства. Некоторые разработчики время от времени предлагают какие-нибудь нововведения в конструкцию мыши. В 1996 году компания Microsoft предложила мышь Microsoft Intellimouse с колесом прокрутки текста в окне. Колесо прокрутки обычно располагается между двумя кнопками и в последнее время все чаще заменяет собой третью кнопку. Особенностью некоторых моделей является технология Immersion, основанная на вибрационной отдаче, что позволяет пользователю чувствовать, как курсор "натыкается" на окна, кнопки или пиктограммы. TRACKBALL, TOUCHPAD Отдельной разновидностью компьютерных мышей можно считать устройства, которые называются трекбол (от англ. trackball). Принцип работы этого устройства схож с механической мышью, только шарик "смотрит" вверх. Корпус этого устройства неподвижно располагается на столе, а шарик, перемещающий курсор, крутится пальцами. Единственное отличие трекбола от механической мыши — значительно больший размер шарика.
В портативных компьютерах (ноутбуках) применяется еще две разновидности устройств позволяющих управлять курсором, — "трекпоинт" (от англ. trackpoint) и "тачпад" (от англ. touchpad). Первое устройство представляет собой небольшой резиновый рычаг на клавиатуре между клавишами <G>, <Н> и <В>. Под рычагом расположены датчики давления, которые фиксируют и передают компьютеру сигналы управления курсором. Второе устройство (термин "touchpad" переводится как "сенсорная панель") представляет собой панель прямоугольной формы, чувствительную к нажатию пальцев или ладони. Нажав пальцем на поверхность и передвигая его, пользователь может передвигать курсор точно так же, как и обыкновенной мышью. Для выбора какого-нибудь пункта меню можно нажать на кнопку, расположенную рядом с панелью, а можно нажать на саму поверхность панели. Еще одной разновидностью мышей является джойстик (Joystick). Все джойстики предназначены исключительно для игровых программ и делятся на два типа: цифровые и аналоговые. Первый вариант, имеет значительный недостаток: дискретность цифровых джойстиков не позволяет быстро и точно переместить курсор. Геймпады Игровые планшеты, или как их чаще называют, геймпады (gamepad), пришли в мир компьютерных аксессуаров из «родственной» сферы игровых телевизионных. «Классический» геймпад представляет собой компактный блок с размещенными на нем кнопками. В современных моделях геймпадов широко распространен мини-джойстик — небольшой четырехпозиционный качающийся указатель, которым можно легко управлять одним пальцем. На некоторых моделях геймпадов устанавливаются плоские многопозиционные указатели. Функционально они схожи с мини-джойстиками, но при этом выполнены в виде плоской качающейся клавиши, позволяющей в зависимости от конструкции воспринимать нажатия в четырех или восьми направлениях. Классические джойстики Джойстики классической конструкции (выполненные в виде вертикального рычага) были первым массовым видом компьютерных игровых манипуляторов. Со времени появления джойстики прошли несколько этапов эволюции, и сегодня в продаже можно встретить как довольно простые, так и весьма изощренные конструкции, оснащенные механизмами обратной тактильной связи и рукоятками самых причудливых форм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|