Базовая структура отношений взаимодействия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Взаимодействие «эго» с «другим» — это наиболее элементарная форма социальной системы. Характеристики этого взаимодействия в наиболее полной форме представлены во всех социальных системах. При взаимодействии «эго» и «другого» каждый является объектом ориентации для другого. Основных отличий от ориентации на несоциальные объекты — два. Во-первых, поскольку результат действия «эго» (т.е. его успех в достижении цели) зависит от реакции «другого» на то, что делает «эго», «эго» начинает ориентироваться не только на возможное внешнее его поведение, но также и на то, чего, по мнению «эго», «другой» ожидает от его поведения, поскольку «эго» ожидает, что ожидания «другого» могут оказывать влияние на поведение «другого». Во-вторых, в интегрированной системе эти ориентации на ожидания других взаимно дополняют друг друга. Коммуникация посредством общей системы символов — предпосылка такой взаимной комплементарности ожиданий. Альтернативы, которые открываются «другому*» должны обладать в какой-то мере стабильностью в Двух отношениях: во-первых, как реальные возможности для «другого» и, во-вторых, по своему значению для «эго». Эта стабильность предполагает генерализацию от частностей данных ситуаций «эго» и «другого», каждая из которых непрерывно изменяется и никогда не бывает полностью идентична для двух следующих друг за другом моментов времени. Когда такая генерализация достигается, и действия, жесты и символы приобретают более или менее то же самое значение как для «эго», так и для «другого», мы можем говорить, что между ними существует общая культура, благодаря которой опосредуется их взаимодействие.
Кроме того, эта общая культура или система символов неизбежно обладает в своих определенных аспектах нормативным значением для акторов. Поскольку она существует, соблюдение ее конвенций — необходимое условие для того, чтобы «эго» был «понимаем» «другим», что позволяет «эго» в определенной степени вычислить тип реакции «другого», которая «эго» ожидается. Этот общий ряд культурных символов представляет опосредующее звено, в котором формируется структура последовательных действий обеих сторон таким образом, что одновременно возникает определение ряда приемлемых реакций со стороны «другого» на каждое из возможных действий, которые «эго» собирается предпринять, и наоборот. Это, следовательно, должно служить условием стабилизации всей системы комплементарных ожиданий; не только «эго», но также и «другой» должны не только коммуницировать друг с другом, но они должны соответствующим образом реагировать на действия друг друга. Тенденция к последовательному соответствию реакций — это, следовательно, тенденция к конформности с нормативным эталоном. Культура — это не только ряд символических коммуникаций, но и ряд норм для действия. Мотивации «эго» и «другого» интегрируются нормативными эталонами в ходе взаимодействия. Разнона-правленность удовлетворения и депривации здесь особенно важны. Реакция, соответствующая (эталону) со стороны «другого» — это удовлетворение для «эго». Если «эго» конформен к норме, его удовлетворение — это аспект вознаграждения за эту его конформность по отношению к ней; обратное имеет место для случая наказания за отклонения. Реакции «другого» к конформности или девиантности «эго» относительно нормативного эталона, следовательно, представляют собою санкцию на действия «эго». «Ожидания» «эго»,предъявляемые «другому», — это ожидания, связанные с ролями «эго» и «другого»; и эти санкции усиливают мотивацию «эго» к конформности с этими ролевыми ожиданиями. Таким образом, комплементарность ожиданий способствует взаимному усилению как у «эго», так и у «другого» мотивации к конформности с нормативным эталоном, определяющим их ожидания.
Система взаимодействия включает в себя также процесс генерализации не только в общей культуре, благодаря которой коммуницируют «эго» и «другой», но также и в интерпретации скрытых действий «другого» по отношению к «эго» как выражающих интенции «другого»(т.е. как показывающих катексическо-оценочные аспекты мотивационной ориентации «другого»относительно «эго»). Эта «генерализация» предполагает, что «эго» и «другой» согласны в том, что некоторые действия «другого» обнаруживают установки, которые «другой» принимает относительно «эго» (и наоборот: «эго» относительно «другого»). Поскольку эти установки в данной парадигме интегрированы с общей культурой и последняя интернализована в диспозиции потребностей «эго», — «эго» чувствителен не только к открытым актам «другого», но и к его установкам. Он ощущает потребность не только в получении конкретных вознаграждений и избегании конкретных наказаний; его также радуют благожелательные установки, и он избегает неблагожелательных со стороны «другого». Действительно, поскольку он интегрирован с теми же самыми нормами, то у него возникают те же самые установки по отношению к себе самому как объекту. Следовательно, отклонение от нормы вызывает в нем чувство стыда перед «другим» и вины перед самим собой. Т. П Очевидно, что как идеальный тип эта парадигма взаимодействия подразумевает взаимное удовлетворение, в конкретном смысле этого слова, хотя не обязательно равномерное распределение этого удовлетворения. Как мы увидим в следующей главе, это также парадигма процесса обучения генерализованным ориентациям. Даже если в игру входят специфические механизмы, такие как доминирование и подчинение или же отчуждение от нормативных ожиданий, этот процесс все равно может быть описан и проанализирован в связи с категориями данной парадигмы. Она, следовательно, применима как для анализа системы нормативных ожиданий, так и актуальной конформности или отклонения от таковых ожиданий в конкретном действии. В заключение следует сказать, что это — основная парадигма для структуры отношений солидарного взаимодействия. Она содержит в себе все основные элементы структуры ролей социальной системы, а также системы поддержки и безопасности личности. Она включает культуру в ее как коммуникативной, так и ценностно-ориек-тационной функциях. Это узловая точка организации всей системы действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|