Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДНЕВНИКОВОГО ЖАНРА

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДНЕВНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


ВВЕДЕНИЕ

 

Дневник - лицо ученика и даже более того: оказывается, многие до сих пор представляют в уме схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике.

Развитие Интернет-технологий подарило нам блог - виртуальный дневник, изначально предназначенный для чтения и обсуждения его другими людьми. Понятие дневника в рамках блога перерождается и приближается к его изначальному школьному прототипу: другие люди фактически ставят вам оценки в вашем же дневнике.

Дневники видоизменялись, как и цели, мотивы ведения дневниковых записей. Но одно оставалось неизменным: потребность в ведении дневника. Получается, что дневник - неотъемлемая часть письменной культуры. Именно жизнеспособность дневника как жанра, его постоянные востребованность и актуальность подвигли меня на написание этой работы.

Цель работы - исследовать жанр дневника от истоков до сегодняшнего дня. Найти оптимальный способ использования современного виртуального дневника для саморазвития, самоконтроля и продуктивного общения.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Проследить эволюцию и выделить основные характеристики дневникового жанра (Глава 1).

2. Рассмотреть и описать современные формы дневников – для выявления их образовательного потенциала (Глава 2).

Предмет исследования - дневниковый жанр, объект – главные тенденции его развития от интимных альбомов до современных форм дневников.

Методы исследования: 1)поиск информации в различных источниках; 2) сравнительный анализ дневниковых записей разных эпох; 2) опрос (в том числе интернет-опрос).

Исследуя эволюцию дневникового жанра, я прочитала ряд дневников различных авторов и исторических эпох: «Записные книжки» П. Вяземского, дневник молодого Л.Н.Толстого, дневниковые записи Д.Ф.Фикельмон, А.О.Смирновой-Россет, А.А.Блока, В.Розанова, Д.Хармса, М.М..Пришвина; письма Н.Н.Пушкиной, М.И.Цветаевой и др. Изучить феномен виртуального дневника мне помогли интернет-источники, такие как Livejournal.com, Сервис дневников Live Internet, www.nlo.magazine.ru (Кобрин К. «Похвала дневнику»), www.superstyle.ru («Эволюция дневника») и др.

Дневниковый жанр как литературный изучался давно и много, но речь всегда шла исключительно о классических (бумажных) версиях. О виртуальных дневниках-блогах написано тоже немало, но исключительно как о новом интернет-сервисе. Попытка проследить эволюцию дневника вплоть до блогов была сделана А.Колядиной в статье «Дневник как литературный жанр (Газета «Литература», 2006 г., №19, ИД «Первое сентября»). Идеи использования виртуальных дневников для образовательных целей я не встретила нигде, поэтому считаю ее своим собственным вкладом в изучение проблемы.

Моя миссия – показать, какой образовательный потенциал несут в себе электронные дневники, как можно с пользой для всех участников подключиться к их ведению, как посредством блогов учителя могут общаться со старшеклассниками и их родителями, направлять их поиски, формировать вкусы и предпочтения, ставить новые цели, поддерживать интерес к учебе. А школьники оценят реальную пользу и смысловую насыщенность такого неформального общения, по-другому воспримут учительские советы и охотно выполнят творческие задания.


Глава 1. История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра

 

Личный дневник как социокультурный феномен родился, наверное, вместе с письменностью, если не раньше. Мир сохранил много дневников, написанных на разные темы и с разными целями. Некоторые из них стали свидетелями не только частных событий, но и самой Истории.

Дневник – ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно). Дневник представляет собой первичную форму мемуаров: общая перспектива событий здесь отсутствует, и повествование держится на молекулярной связи записей, объединенных единством излагающего их лица, системой его воззрений[1].

Дневником называется «форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей»[2]. Это предельно общее определение не учитывает множества внутренних жанровых разновидностей дневника.

Характерная черта дневника — неожиданное постижение, открытие ведущим дневник того, что было скрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще.

Зачем вообще пишутся дневники? Считается, что есть две основные цели. Во-первых, для себя, для того, чтобы зафиксировать основные события жизни, размышления, встречи. Такой дневник не предназначен для посторонних глаз, хотя его можно потом использовать, например, для написания мемуаров - отобрав и переосмыслив некоторые факты. Во-вторых, для других. Тогда автор дневника изначально предполагает, что у него когда-нибудь будет читатель, он мало пишет о себе, зато фиксирует все, что впоследствии может представлять исторический интерес.

Людям свойственно заводить и вести дневники в определенных жизненных ситуациях, душевных состояниях и возрастных периодах.      

Простейшая (и важнейшая) функция дневника — фиксация. Следующий шаг — к свидетельству — предполагает уже не просто бессознательный отбор фактов; наоборот, этот отбор производится весьма обдуманно и тщательно. Таковы многие дневники сталинской эпохи, дневники путешественников, заключенных, приговоренных к казни. Цель их можно оценить как мемориально-назидательную; потомки должны помнить об авторе и эпохе и использовать это знание для совершенствования себя и окружающих.

Некоторые дневники велись не только для себя или потомков, но и для современников. Отрывки из чуть ли не самых значительных дневников прошлого века авторы зачитывали вслух друзьям. Классик «дневникового жанра» Вяземский публиковал выдержки из своих записных книжек, поддавшись обаянию модного тогда Байрона.

Дневник предполагает определенную интимность, доверительность («Я начинаю вести ДНЕВНИК…, я трачу бумагу и записываю сюда ВСЕ, всю мою жизнь. …. Здесь его никто никогда не прочитает кроме меня …»)[3] и одновременно «накапливает живую память». С течением времени дневники становятся все более публичными, а значит, часто подменяют интимное самовыражение манифестациями и манипуляциями.

По мнению немецкого философа Х.Арендт, публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими демонстративно, перед лицом друг друга. Целью становится интерпретация действий другого, и перечень того, что подлежит демонстрации, увеличивается с каждым десятилетием. Публичная сфера сегодня — это сфера «нарциссической самопрезентации»: мы обнажаем тела, чувства, мысли, намерения и желания; кажется, что нет уже ни толики сокровенного (кроме, разве что, шпионской информации, которая со временем тоже становится пищей для очередной сенсации)[4].

Граница между интимностью и публичностью стерта. Подобная «публичность приватного» становится новой общественной ценностью. Меняется представление о частной жизни, все выставляется напоказ (проекты «За стеклом», «Голод», «Дом-2» и т.д.), поэтому дневник из укромного убежища для собственных мыслей превращается в электронный проект "ВОТ Я - полюбуйтесь...". В этом смысле блог (электронный дневник) – закономерный продукт своего времени не только в техническом, но и в социально-психологическом смысле: откровения в глобальной сети, тайны для всех и каждого – что может быть более характерным для общественного сознания начала XXI века?..

В контексте изменения пропорции «приватность – публичность» с дневники можно подразделить на следующие виды, исторически сменяющие друг друга:

1. интимный дневник (если он попадает в чужие руки, это скандал);

2. дневник-альбом (куда можно заглядывать другим, оставлять записи, посвящения и т.п.; в 70-80-е годы была масса таких девичьих дневников-песенников с почти идентичным содержанием – различались только имена и вклеенные фотографии);

3. дневник-повествование (заведомо рассчитанный на читателя, являющий миру самого автора или его вымышленного героя);

4. дневник-органайзер (или деловой дневник: здесь уже минимум посторонних записей, «ничего личного»; все комментарии относятся к делу, лейтмотив – планы и их осуществление);

5. электронный дневник (как гибрид предыдущих плюс возможности Интернет-общения: здесь максимальная публичность и технологичность сочетаются с возможностью создания своего приватного мира).

Дневник выполняет одновременно несколько функций. Одни из них явны самому автору, другие актуализируются лишь в определенные периоды или в особых ситуациях, третьи — вообще не замечаются им. Вот наиболее важные функции личного дневника[5].

§ Психотерапевтическая. Снятие эмоционального и нервного напряжения в результате письменной рационализации.

§ Исповедальная. Реализует стремление поделиться самым сокровенным.

§ Культурно-игровая. Дневник — своего рода излишество, прихоть, подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и не вести, он не обязателен, как всякая игра, но и, как всякая игра, доставляет удовольствие.

§ Творческая. В дневнике автор волей-неволей вынужден излагать события в литературной или квазилитературной форме. Стиль дневника так или иначе организуется в виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимость сюжета. Недаром некоторые авторы воспринимают дневник как книгу — метафорическую «книгу жизни» или даже отчасти прототип будущей реальной…

§ Аутокогнитивная. Перечитывая регулярно прошлые записи, автор начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.

§ Мемуарно-архивная. Дневник выступает как культурный механизм сохранения памяти о событиях индивидуальной жизни.

§ Коммуникативно-диалоговая. В данном случае имеется в виду возможность прочитывания дневника желаемым или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым» человеком. Автор дневника более или менее сознательно надеется найти понимание у будущего читателя.

Таким образом, дневник можно рассматривать не просто как разновидность рукописных практик, но и как культурно-психологический феномен.

Примеры дневниковых записей различных эпох приведены в Приложениях 1 и 2.

Итак, дневники развиваются в жанровом и социально-психологическом смысле: от коротких хроникальных записей - к самостоятельному литературному жанру и от фиксации событий к «аутопедагогике» (когда дневник становится способом аналитического самоописания, действенным средством самовоспитания). Именно поэтому сегодня дневник можно и нужно подключать к решению образовательных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...