Характеристика методов обучения в современной дидактике.Выбор методов обучения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов. 1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий. 2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации. 3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы. Ученики могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса; 4. работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.
5. видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению. Другой вид классификации предложенный М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала. В этой классификации выделены следующие методы. 1. Объяснительно-иллюстративный. Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней; 2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний. 3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем. 4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника.
5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Другая классификация методов обучения, получившая широкое распространение в последнее время разработана Ю. К. Бабанским. Он выделил три основные группы: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается разумному сочетанию теории и практики. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Он зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; – особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; – цели, задач и содержания материала конкретного урока; – времени, отведенного на изучение того или иного материала; – возрастных особенностей учащихся; – уровня их реальных познавательных возможностей; – уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); – особенностей классного коллектива; – внешних условий (географических, производственного окружения); – материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; – возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля. 22.Средства обучения, их классификация и методика применения. Классификации средств обучения: 1.По характеру воздействия на обучаемых: · визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; · аудиальные: музыкальный центр, радио; · аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2.По степени сложности: · простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; · сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3.По происхождению: · натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
· символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; · технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева: · естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); · объемная (геометрические фигуры, чучела); · изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); · графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); · символическая (географические карты, глобус); · звуковая (магнитофонная запись); · мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. Методика применения: При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: · применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; · наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; · необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; · детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; · демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; · наглядность должна быть эстетически выполнена; · наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; · привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Методика использования технических средств обучения: 1. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. 2. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: · Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. · Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). · Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. · При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|