Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара




Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и/или их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и/или их упаковке.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.

Владелец товарного знака обладает исключительными правами на него. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

· на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и/или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

· при выполнении работ, оказании услуг;

· на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

· в предложениях к продаже товаров;

· в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак. Перепродажа товара, законно введенного в оборот, не требует специального согласия правообладателя товарного знака, помещенного на таком товаре (так называемое "исчерпание права"). Но воспользоваться правом об исчерпании права можно только в случае законного введения товара в оборот.

В соответствии с действующим законодательством правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не используется до подачи такого заявления. Доказательства использования товарного знака представляются правообладателем. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.

Помимо судебного урегулирования спора, связанного с товарным знаком, существует еще одна правовая форма - так называемое "внесудебное урегулирование спора". Обращение во внесудебные органы возможно, если это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с действующим законодательством органом, осуществляющим внесудебное урегулирование споров в сфере товарных знаков, является Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам.

В рассматриваемой сфере в ее компетенцию входят следующие споры:

· возражение на решение, принятое по результатам формальной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - товарный знак), регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, об отказе в принятии ее к рассмотрению;

· возражение на решение экспертизы заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, а также на решение о предоставлении или об отказе в предоставлении охраны, осуществленной в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятым в Мадриде 27 июня 1989 г.;[22]

· возражение на решение о признании отозванной заявки на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара;

· возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, против действия на территории Российской Федерации произведенной в СССР регистрации товарного знака, знака обслуживания, а также против предоставления охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации;

· возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции;[23]

· заявление о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации;

· заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

· заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, а также о досрочном прекращении правовой охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации или предоставления правовой охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации;

· заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара или о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара;

· возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку.

К компетенции суда в рассматриваемой сфере отнесено решение следующих споров:

· о нарушении исключительного права на товарный знак;

· о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

· о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака);

· о незаконном использовании наименования места происхождения товара.

· об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Помимо "традиционных" форм нарушений прав правообладателей, все чаще возникают правонарушения, связанные с использованием товарного знака в доменном имени компьютерной сети Интернет.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Технически домен - область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Юридически доменное имя (домен) - это уникальное символьное имя, служащее для индивидуализации информационных ресурсов в российской доменной зоне международной компьютерной сети Интернет.

Основное назначение доменного имени, как и товарного знака, - индивидуализация товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц только в сети Интернет, и касается это информационных ресурсов (сайтов).

Применительно к доменам, зарегистрированным в доменных зонах общего пользования (.com,.net,.org,.biz,.info и т.п.), а также в некоторых национальных зонах возможно использование уникальной, внесудебной процедуры разрешения доменных споров, разработанной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и основанной на Политике для разрешения доменных споров (Uniform domain name disputes resolution policy, UDRP) и Правилах для разрешения доменных споров UDRP.

Политикой и Правилами создана принципиально новая система внесудебного урегулирования споров для рассмотрения случаев регистрации доменов с заведомо недобросовестными намерениями. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров комиссии выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Легитимность решений обеспечивается стандартной оговоркой в договоре о регистрации доменного имени, согласно которой владелец доменного имени дает согласие на подобного рода рассмотрение.

С момента вступления в силу указанных документов были аккредитованы несколько центров, уполномоченных рассматривать споры о доменах. Свыше 90% рассмотрений приходятся на два из них: Арбитражный и посреднический центр всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization Arbitration and Mediation Center) и Национальный арбитражный форум (National Arbitration Forum).

Каждый арбитражный центр, помимо Политики и Правил, руководствуется собственными Дополнительными процедурными правилами, которые устанавливают отдельные процессуальные особенности рассмотрения арбитражными комиссиями доменных споров.

За годы своего существования арбитражные центры оправдали свое назначение, рассмотрев более десяти тысяч дел. Данная процедура оказалась лояльной и очень выгодной владельцам товарных знаков. Как показывает статистика, удовлетворяется примерно 80% заявлений о передаче доменов.

Каким образом документы UDRP распространяют свое действие на владельцев доменов в десятках странах? Дело в том, что Политика (как и Правила) принята всеми аккредитованными регистраторами доменных имен в зонах.com,.net и.org. Она также принята отдельными администраторами национальных доменов первого уровня, в их числе и доменные зоны некоторых стран СНГ. Всего более 40 доменных зон попадают под действие этих документов.

Политика процессуально несколько необычна для российской правовой системы: стороны договора обязаны участвовать в споре, если жалобу на предмет договора подает третье лицо.

Вообще правовая природа рассмотрения споров в рамках Политики уникальна. Действие Политики не опирается на нормы национального права какого-либо государства в мире. Отсутствуют и международные договоры, прямо предусматривающие применение ее положений. Правовой основой применения Политики является договор между уполномоченной ICANN регистрирующей организацией и администратором домена, в котором ясно выражено согласие последнего участвовать в "обязательном административном процессе". Иными словами, Политика и Правила являются обязательными договорными условиями, введенными лицом, оказывающим услугу, то есть в конечном счете ICANN как организации, обеспечивающую техническую сторону функционирования Интернета.

Политика является частью договора о регистрации доменного имени, содержащего ссылку на нее, и устанавливает условия в связи с возможными спорами между заявителем (администратором домена) и любой другой стороной, за исключением регистратора, в отношении регистрации и использования доменного имени.

Политика предполагает, что, подавая заявление на регистрацию доменного имени или заявление на продление или возобновление регистрации доменного имени, заявитель (администратор домена) подтверждает:

· во-первых, все, что им указано в договоре о регистрации доменного имени, является полной и достоверной информацией;

· во-вторых, ему неизвестно, что регистрация его доменного имени может нарушить или иным образом ограничить права третьих лиц;

· в-третьих, доменное имя не регистрируется с незаконной целью;

· в-четвертых, доменное имя не будет использоваться в нарушение каких-либо законов и правил. Определение того, является ли нарушением чьих-либо прав регистрация доменного имени, - обязанность заявителя (администратора домена).

В соответствии с Политикой регистратор оставляет за собой право отменить регистрацию, передать домен иному лицу или внести другие изменения в регистрационные данные при следующих обстоятельствах:

· если в соответствии с установленными Политикой правилами от администратора домена (или доверенного лица) будут получены письменные или электронные инструкции на совершение таких действий;

· если регистратором будут получены определения или решения суда, обладающего соответствующей юрисдикцией, требующие совершения определенных действий;

· если регистратором будет получено решение административной комиссии, содержащее требование совершить эти действия при условии, что решение вынесено в административном процессе, в котором администратор был одной из сторон процесса и который был проведен в соответствии с Политикой;

· в соответствии с условиями договора о регистрации доменного имени или по иным юридическим основаниям.

Политика устанавливает обязанность администратора домена участвовать в обязательном административном процессе в случае, если третье лицо (истец) подаст жалобу, в которой укажет, что доменное имя администратора домена идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, на который истец имеет права, у администратора нет прав или законных интересов в отношении зарегистрированного доменного имени, доменное имя было зарегистрировано и используется им недобросовестно.

Для того чтобы добиться передачи доменного имени, заявителю (истцу) необходимо доказать совокупность трех фактов.

Во-первых, необходимо доказать, что спорное доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, правообладателем которых он является.

Во-вторых, необходимо доказать, что у владельца доменного имени нет прав или законных интересов в отношении доменного имени.

В-третьих, доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно. Обстоятельствами, свидетельствующими о том, что регистрация и использование доменного имени являются недобросовестными (третий элемент), признаются (перечень не является исчерпывающим):

· указание на то, что ответчик зарегистрировал или приобрел доменное имя в первую очередь с целью продажи, "сдачи в аренду" или иной передачи доменного имени истцу, который является владельцем товарного знака, или его конкуренту за сумму, превышающую подтвержденные расходы ответчика, относящиеся к регистрации доменного имени;

· указание на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя с целью не дать владельцу товарного знака возможность отразить знак в соответствующем доменном имени, при условии, что такие действия нарушителем совершались неоднократно;

· указание на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя, в первую очередь, с целью нанесения ущерба деловым интересам конкурента;

· указание на то, что, используя доменное имя, ответчик намеренно пытался привлечь с коммерческой целью пользователей Интернета к своему Интернет-ресурсу, создавая возможность того, что принадлежащий истцу знак будет воспринят как имеющий отношение к источнику существования, финансирования, организационной принадлежности или одобрению ресурса ответчика или продукции (услуг), предоставляемой посредством ресурса ответчика.

Если истец считает, что регистрацией домена нарушены его права и он может обосновать свою позицию, то он вправе подать заявление в один из арбитражных центров.

В ответ на поданное заявление в течение 20 дней с даты начала административного разбирательства ответчик (администратор домена) должен направить в административный центр отзыв. В отзыве ответчик должен доказать добросовестность владения доменным именем. Подтверждением добросовестности будут являться доказанность одного из следующих положений:

· использование доменного имени или демонстрация подготовки к использованию доменного имени или имени, ему идентичного, для добросовестного предложения услуг или товаров до возникновения спора;

· администратор домена (физическое или юридическое лицо) был широко известен по доменному имени, независимо от наличия прав на одноименный товарный знак или знак обслуживания;

· администратор домена использует его наименование в законных некоммерческих или добросовестных целях без намерения извлечь коммерческую выгоду путем переманивания потребителей через введение их в заблуждение или дискредитации товарного знака или знака обслуживания, по поводу которых предъявлены претензии.

Одним из самых ценных положений Политики является то, что она исходит из принципа добросовестности и признания разумного приоритета прав владельца товарного знака, поскольку любой существующий на ее основе договор о регистрации доменного имени требует заявителя подтвердить добросовестность регистрации.

Следует заметить, что Политика из всех средств индивидуализации выделяет только товарные знаки. Это объясняется тем, что на момент ее разработки более 80% конфликтов в "доменной" сфере основывались на нарушении прав на товарный знак.

Такое предпочтение неоправданно, и уже сейчас ВОИС рассматривает вопрос о распространении Политики и на другие средства индивидуализации, в частности: фирменные наименования; названия географических объектов; фамилии, имена, псевдонимы известных людей или производных от них обозначений; наименования международных организаций

Очевидно, что любой товарный знак (знак обслуживания) имеет какую-либо ценность, и это можно использовать. В числе основных форм передачи прав на товарный знак: уступка, лицензия, франчайзинг. Рассмотрим их чуть подробнее.

Во-первых, уступка товарного знака. Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Однако это не включает выпуск товаров ненадлежащего качества новым правообладателем.

Во-вторых, лицензионный договор. Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. В отличие от уступки товарного знака, качество выпускаемой продукции здесь будет иметь значение. Содержание договоров аналогично договорам об уступке патентных прав. Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.

В-третьих, франчайзинг, который в нашем законодательстве приобрел форму коммерческой концессии. "Франчайзинг" (от англ. franchise - льгота, привилегия) означает соглашение, по которому одна компания (франчайзер) предоставляет другой право участвовать в хозяйственной деятельности с использованием товарного знака франчайзера. Строго говоря, термин "франчайзинг", пришедший к нам с Запада, не полностью тождествен "коммерческой концессии". В странах с англосаксонской системой права им обозначаются сделки по использованию торговых марок, а это более широкое понятие, чем зарегистрированный товарный знак.

Франчайзинг достаточно распространен в России. Именно на основе такого соглашения существуют компании, работающие под брэндами "МакДоналдс", "Пицца-хат", "Баскин Роббинс", "Русское бистро", "Ростикс" и другие.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Российское законодательство допускает и так называемую "субконцессию", то есть договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.

Определенная уникальность договора коммерческой концессии заключается в том, что его стороны могут предусмотреть такие ограничения конкуренции, которые для всех других случаев были бы недопустимы. Например, сторонами договора может быть предусмотрено:

· обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

· обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

· отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

· обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, государственного органа, прокурора или общественной организации:

1. Прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством.

2. Опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.

3. Удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...