Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение духовной и нравственной безопасности России в современных условиях

 

Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:[10]

- защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни:

- сохранение культурного достояния всех народов России;

- формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;

- введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;

- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народа многонациональной России. Русский язык играет свою важную историческую роль в языковом развитии человечества, в международном обмене общечеловеческими ценностями. Он объявлен одним из официальных «мировых языков» ООН и многих других политических, экономических, транспортных и научных организаций. Он введен в систему народного образования большинства стран мира как один из иностранных языков, рекомендуемых для обязательного изучения в школах и университетах.[11]

По данным американских ученых, изучавших и сравнивавших количество говорящих на русском языке, число и авторитет стран и международных коммуникативных сфер, использующих его, социально-литературный престиж и другие критерии русский язык в 1998 году занимал четвертое место после английского, французского и испанского.

Вообще в каждую эпоху далеко не все языки, но лишь максимально распространенные, поддержанные культурной, научной традицией, отражающие сильную экономику, входящие в так называемый «клуб мировых языков» способны играть роль повсеместно принятых средств международного общения. Русский язык как раз и принадлежит к тем языкам, которые, как говорят лингвисты, обладают наибольшей информационной ценностью и коммуникативным удобством, то есть богатой традицией, научной изученностью, упорядоченной грамматикой, оснащенностью учебниками, словарями, наличием квалифицированных учительских кадров.

Исторически так уж сложилось, что именно русский язык обеспечил межнациональное общение и сотрудничество всех народов на одной шестой части земной территории, открыл им доступ к мировым духовным сокровищам, помог полнокровно выйти на мировую арену, — разумеется, в тесном вековом взаимодействии русского языка с их родными языками, обогащая их и сам от них обогащаясь. Русский язык занимает особое место в ряду всех других великих языков, так как он выполнял и продолжает выполнять огромную образовательно-познавательную функцию. Сегодня весь мир признал, что в Советском Союзе была одна из самых лучших образовательных систем. И эта система больше всего опиралась на русский язык.[12]

Известны высказывания различных деятелей мировой культуры и просветителей на тему жизненной важности и огромной роли русского языка, как исторической необходимости в развитии взаимопонимания и сотрудничества народов: казахского акына Абая, азербайджанца Мирзо Фатали Ахундова, грузина И. Чавчавадзе, армянина М. Налбандяна, узбека Саттархана, молдаванина М. Эминеску, эстонца Ф. Крейцвальда, латыша Я. Райниса, белоруса Я. Лучины, украинца Т.Г. Шевченко. Заботясь именно о благе своих народов, они подчеркивали, что незнание русского языка будет многих обрекать на хозяйственную и культурную замкнутость, на провинциализм.

Невозможно не привести замечательные слова выдающегося писателя – классика советской эпохи Чингиза Айтматова, который в свое время писал: «Миссия русского языка уникальна...Судьбы всех наших бывших советских национальных культур связаны с русским языком, без которого они не смогли бы получить мировое звучание...Чтобы развиваться, национальные культуры должны иметь доступ к достижению всех мировых культур. И, продуктивнее делать это пока только через русский язык».[13]

Этот язык выступал не просто языком межнационального общения, но и языком обучения, давая возможность распространять знания, втягивать миллионы людей в центре страны и на ее окраинах в образовательную систему. Широкое использование единого языка в построении основных программ и учебников (русского языка) обеспечивало достаточные возможности распространения информационных потоков, взаимопроникновения, мобильной передачи знаний по всей территории всей нашей страны.

Наряду с нападками на русский язык в последние годы предпринимаются и другие попытки разрыва с духовно-нравственными традициями русской культуры. В отличие от западной протестантской этики индивидуализма и прагматизма для нашей культуры была характерна установка на нестяжательную самореализацию и служение людям и России. Однако с начала перестройки россиянам навязывалась чуждая мораль: «Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя», «Выживает сильнейший». Из народной души вытравлялись сострадание, целомудрие, стремление помочь ближнему, любовь к Отечеству. Чем отличались русские воины от германских рыцарей? Тем, что воевали во славу Божию и ради защиты своего Отечества, не ища собственной славы. Русский солдат никогда не сражался за деньги. В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И Россия побеждала своей верой и любовью к Родине.

Духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетие жизни нашей страны было отмечено невероятным аморальным давлением средств массовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни — нудизма, гомосексуализма, феминизма, трансексуализма. Стоит упомянуть и о пропаганде насилия и о пропаганде наркомании. Например, некоторые молодежные газеты рекламировали «веселящие таблетки», которые якобы не являются наркотиком. Пагубное воздействие таких СМИ состоит в том, что они формируют неправильные представления о смысле человеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности нам необходима выработка критического отношения к информации, распространяемой СМИ. Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к исчезновению нации как таковой.

Сегодня, когда с экранов телевизоров и из периодической печати практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).[14]

Проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности тесно связана с национальным вопросом. Те рекомендации, которые западные социологи и политологи предлагают для его решения, совершенно для нас не приемлемы. Речь идет, прежде всего, о теории «плавильного котла», который вопреки воле народов заставляет их утрачивать связь со своим культурно-историческим прошлым. Обратной стороной этой теории служит принцип выделения для национальных меньшинств особых резерваций, фактически отрывающий народы от мировой культуры. Так, для России возможен только союз всех народов ее населяющих, с их богатством и разнообразием культур и нравственных ценностей, на основе общих духовных начал и общенациональных интересов. Во все времена такая общность позволяла народам России преодолевать трудности и побеждать всех своих врагов.

Исторический опыт России за несколько последних столетий свидетельствует, что успешное общественное и государственное развитие возможно только в условиях духовного единства на основе собственных культурных, исторических, конфессиональных традиций. Кто отрекается от своего прошлого, кто видит в истории своего народа не героические усилия, а только цепь преступлений и бессмысленных жертв, тот не в состоянии понять истинных интересов народа и определить условия его процветания.

В немалой степени духовно-нравственная безопасность России зависит от физического здоровья ее граждан. «В здоровом теле – здоровый дух», — утверждал основатель медицины Гиппократ. Здоровье – благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза духовно-нравственной безопасности в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и другие. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков. Нерешенными проблемами остаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит и другие заболевания.[15]

Поэтому для обеспечения духовно-нравственной безопасности России необходимы поддержание и совершенствование здоровья нынешнего и будущего поколений, профилактика наиболее опасных заболеваний, повышение качества медицинской помощи населению, решительная активизация борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и курением, создание эффективных лекарственных средств и методов лечения. Одним из эффективных способов оздоровления является физическая культура, формирование здорового образа жизни. Физическое совершенствование является важнейшей составляющей духовно-нравственной безопасности России.

Основа государства — крепкая семья. Это — главное оружие. Многодетная семья – это основа силы и крепости всей Отчизны. Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (России) Родины.

Россияне никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов. Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.[16]

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система военно-патриотического воспитания, которая должна способствовать тому, чтобы учащиеся объединялись для совместного занятия общественно-полезным трудом, спортом, а не для того, чтобы пить пиво, как призывают рекламные ролики с экранов телевизоров. Военно-патриотическое воспитание не должно вестись от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению развития материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей во встречах с учащимися; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследовав выбранную тему можно сделать следующие выводы.

Духовно-нравственная безопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы.

Духовно-нравственная безопасность России – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни.

Духовно-нравственная безопасность России - это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития.

Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:

- защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни:

- сохранение культурного достояния всех народов России;

- формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;

- введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;

- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

3. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – 300 с.

4. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – 226 с.

5. Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М., 2002. – 168 с.

6. Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – 109 с.

7. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с.

8. Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 267 с.

9. Основы социологии: учебное пособие /М.П. Прокопов, Т.М. Пенская и др.; под ред. М.В. Прокопова – М: Русская деловая литература, 2003 – 205с.

10. Соколова, В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 245 с.

11. Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.

12. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.

13. Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- 96 с.


[1] Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.19

[2] Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- с.39

[3] Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)

[4] Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.68

[5] Голубева, Г.А.. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – с.76

[6] Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – с.46

[7] Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. –с.51

[8] Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – с.37

[9] Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – с.59

[10] Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)

[11] Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М., 2002. – с.72

[12] Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.224

[13] Общая социология: учебное пособие / под ред. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.117

[14] Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –  с.121

[15] Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова – М:, 2003 – с. 120

[16] Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – с.64

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...