Психологическая подготовка теннисистов
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер. Внутренняя психологическая неготовность - это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат. Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия. Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он сделает ошибок.
Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей. Большое значение имеет иногда специальная психологическая «настройка» на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность. В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний -саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить, что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения. Основными приемами психологической подготовки можно назвать следующие: . Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись поднять настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями. . Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.
. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении. . Специальные виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа. . Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности. . Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние. . Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать победе в поединке. Таким образом, психологическая подготовка является важной частью тренировочного процесса. Для начинающих теннисистов она составляет 1% от общего времени тренировки. В конечном итоге, время, выделяемое на психологическую тренировку возрастает до 5 %. Заключение
Данная тема была раскрыта посредством решения задач, позволяющих реализовать цель работы. В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи: 1. Проанализированы и подобраны литературные источники по теме исследования; 2. Изучена история развития настольного тенниса в мире, Европе, России, Хакасии и Абакане; . Изучены особенности общей физической, специальной физической и психологической подготовки спортсменов теннисистов. В заключении можно сказать, что настольный теннис - увлекательная, бесконечно многообразная, доступная любому возрасту игра. Сведения о развитии настольного тенниса очень противоречивы. Одни считают, что игра с ракеткой и мячом зародилась в Англии, другие настаивают, что появлением этой игры мы обязаны Японии или Китаю. Однако японские и китайские историки это не подтверждают. Одним из условий достижения успехов в теннисе является обеспечение высокого уровня физической подготовленности спортсмена. Сильнейшие теннисисты мира и России отличаются исключительной быстротой движений, мощью ударов и выносливостью. Современный теннис развивается в сторону все большего ускорения темпа. В основу организации процесса многолетней специальной физической подготовки теннисистов, ориентированной на достижение высших уровней спортивного мастерства, должен быть положен принцип адекватности содержания тренирующих воздействий и их структурной организации.
Психологическая подготовка является важной частью тренировочного процесса. Для начинающих теннисистов она составляет 1% от общего времени тренировки. В конечном итоге, время, выделяемое на психологическую тренировку, возрастает до 5 %. Библиографический список литературы
1. Амелин А Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. - М: ФиС, 1985. - 167 с. 2. Амелин А.Н. Анализ техники современных подач в настольном теннисе и экспериментальное обоснование их совершенствования. - М.: ФиС, 1992. - 136 с. . Амелин А.Н. Для успешных тренировок: об организации самостоятельных тренировок в настольном теннисе //Спортивные игры.- М.. - 1982. - № 8. - с. 24-25. . Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М: ФиС, 1982. - 111 с. . Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. - М.: ФиС, 1980. - 206 с. . Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект)//Теор. и практ. физ. культ. 1999. - № 4. - с. 21 - 26. . Барчукова Г.В. Методы контроля технико-тактической подготовленности спортсменов в настольном теннисе. - М.: РГАФК, 1996. - 186 с. . Барчукова Г.В. Современные подходы формирования технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис. - М.: РГАФК, 1997. - 250 с. . Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН.1995. - 395 с. . Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 342 с. . Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта //Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - с. 5 - 8. . Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. 1997. - 583 c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|