Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера политической психологии




 

Сфера политической психологии охватывает политико-психологический анализ как социальных групп, общностей, так и, разумеется, индивидов. Можно говорить об известной специализации в изучении групповой или индивидуальной политической психологии, но всегда следует помнить о их неразрывных связях.

Известно, что индивид — общественное существо и любая конкретная личность выступает как представитель определенного класса или общественного слоя, прослойки, нации или народа. Вместе с тем, политическая психология, выражая межгрупповые отношения, в каждом индивиде выступает и как личная психология. Поэтому необходимо изучать политическую психологию личности во всем ее своеобразии, сложности и противоречивости, уметь увидеть через ее неповторимо-индивидуальную форму те или иные проявления групповой, общественной психологии.

Российский исследователь этих проблем В.А. Иванов отмечал, что «политическая психология личности включает в себя все те прошения ее психологии, которые связаны с политической деятельностью данной личности, характеризуют и направляют ее поведение в сфере политической жизни или направлены на структуру политической организации общества. Формирование политической психологии индивида осуществляется в процессе его практической деятельности на основе отражения всего многообразия бытия, в том числе и психологии группы. Функционирование личности не может протекать вне социальных общностей, поэтому ее политическая психология не может быть свободной от психологии микрогруппы, класса, общества.

Личный политический опыт опосредуется общественным, психология индивида — общественной психологией. В этом плане чисто личной, индивидуальной политической психологии не существует».

На основании существующих знаний можно утверждать, что политическая психология личности не является чем-то абсолютно внутренним, а всегда есть определенный результат воздействия общественных политических отношений. Вместе с тем, та или иная политическая потребность социальной группы не может быть прямо перенесена в психологию личности. Общественно-политическая психология обязательно должна пройти через личностное восприятие и выступить в конкретной индивидуальной политико-психологической форме. В силу этого не может быть полного совпадения между политическими потребностями класса, группы и политическими потребностями личности.

Весьма важным является психологический анализ политической деятельности как в организованных, так и в стихийных формах. Такая деятельность осуществляется в первом случае в традицией» политических структурах, во втором — в так называемых новых» неформальных движениях. Эффективно влиять на общество, группу, личность можно, используя указанные структуры и движения, а так же средства массовой информации.

Существенное влияние на личность в современной политик оказывает семья, передающая и закладывающая определенные политико-психологические ценности и установки. Далее следует система образования, как правило, служащая целям формирования заданных

политических ориентиров у молодежи. На протяжении всей жизни человек пользуется услугами средств массовой информации, которые никогда не бывают аполитичными и «непсихологичными», а им, как правило, доверяют до 60 % населения. Постоянное политико-психологическое воздействие осуществляют собственно политические структуры: государство, политические организации, партии. Большое политико-психологическое влияние могут иметь отдельные, важные общественные акции: восшествия на престол королей или инаугурации президентов, похороны выдающихся политических лидеров, важные съезды и конгрессы, чрезвычайные выступления президентов и т.д.

К числу стихийных форм политико-психологического поведения относятся неорганизованные выступления протеста, митинги, шествия, пикет восстания и т.п., а также незапланированные поступки отдельных участников социальных движений: политические голодовки, самосожжения и др.

В последнее время значительное внимание уделяется разработке проблем психологии стихийного поведения людей, что связано с развитием демонстрационно-митингово-забастовочного движения в России и других государствах. Исследователи этих движений отмечают, в толпе, в массе человек анонимен и в силу этого склонен к действиям, более рискованным, нежели тогда, когда он несет за них личную, персональную ответственность. Иррациональность же поступков человека в толпе объясняется стадным чувством, которое позволяет отдельным участникам или целым группам частично отключать сознание, волю и действовать по законам толпы, по законам конформизма..

Процесс включения личности в политические отношения, выработка ее социального сознания, поведения в политике происходит под влиянием не только собственно политических институтов, но и неполитических структур и факторов, занимающих важное место в передаче политических идей и ценностей. Это культура, искусство, литература, религия, а также молодежная субкультура, поп-музыка и др. Из объединений: семья, церковь, кружки по интересам, группы общения и т.д.

Целесообразно проанализировать основные формы проявления психики человека и их значение для политического поведения и участия. Познавательные свойства (процессы) личности: память, мышление, воображение, внимание, речь и т.д., сами по себе не являются политизированными или деполитизированными. Но степень их развития или, наоборот, неразвитости, при участии индивида в политике, могут давать больший или меньший эффект в реальной системе социально-политических координат. Так, например, ораторское искусство всегда являлось важным средством для оказания соответствующего идейно-политического и эмоционального влияния. Те политики, которые владели им, всегда имели большое преимущество в общении с массами. У тех же, кто не владел достаточно хорошо своей речью, возникали серьезные проблемы.

Важнейшим элементом познания является мышление — психический процесс, с помощью которого человек узнает сущность явлений и их взаимосвязи. Политическое мышление — это познавательный процесс, в ходе которого человек определяет тактику своего социально-политического поведения в конкретных условиях, исходя из коренных интересов общества, класса, этнической группы, представителем которой он является, а также из личных политических потребностей. Результаты политического мышления включаются в мировоззрение человека.

Можно отметить ряд качеств, характерных для политического мышления: глубина (умение видеть отдаленные последствия тех или их политических событий, акций или свершений), широта (умение рассматривать конкретные события, действия в широком политическом контексте), историчность (способность сравнивать и анализировать сходные политические процессы в различное время и разные эпохи), гибкость (умение определить политическую линию поведения в нестандартных социальных условиях), четкость движения политической мысли к оптимальным выводам, психологическая невосприимчивость к чуждой идеологии, извлечение политических уроков и др.

На политическое мышление и поведение существенное влияние оказывают «внутренние факторы» людей — их сложные психические состояния: установки и стереотипы.

Установка — психическое состояние человека или группы людей, возникающее при предвосхищении им (ими) появления определенного объекта и обеспечивающее устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. На основе принятых установок это реагирование на предметы окружающего мира может быть положительным или отрицательным, Нейтральность означает отсутствие установки.

Можно сказать, что установка — это социально-политический» и эмоциональный опыт человека на прошедшие события, который» влияет на его отношение к будущим событиям. Такое свойство психики является необходимым для человека, потому что освобождает его от беспрерывного решения одних и тех же задач нахождения своего! ношения к чему-либо. Если установки сформировались правил» они помогают человеку ориентироваться в событиях, если неверно мешают и могут завести в тупик.

Государственные органы, партии, общественные организации средства массовой информации предпринимают активные, целенаправленные усилия на формирование у людей соответствующих социально-политических установок, чтобы те подспудно «подталкивающих в заданное русло политического поведения и действия. В результате указанной деятельности за последние годы у многих людей поменялись или существенно изменились социально-политические установки, что сделало возможным осуществление их на практике: перейти от новых идеологических конструкций и лозунгов к глубокой реформации общества.

Особенность установки как психологического явления заключается в том, что она может формироваться под влиянием и случайных, но эмоционально окрашенных, значимых для личности факторов. Например, если новая информация получается из доверительного источника, она почти не переосмысливается критически, а сразу принимается на веру — возникает доверительная установка к этому материалу. Это относится и к средствам массовой информации.

Необходимо также обратить внимание на то, что первенство информации во времени обеспечивает принятие человеком тех смысловых акцентов, которые она несет, и создает определенную установку в сознании человека. «Запоздавшая» информация с другой политической интерпретацией наталкивается на уже сложившуюся установку и вызывает определенное недоверие.

С социально-политической установкой смыкается социальный стереотип — стандартизированный образ о социальном или политическом объекте. Стереотипы являются продуктом социального и индивидуального опыта, отражают типические ситуации. Верные стереотипы обычно облегчают человеку сознательное отношение к политой действительности, неверные — порождают систему ложных оценок и мешают правильной социально-политической ориентации.

Стереотипы складываются медленнее, чем установки, но они оказываются более стойкими. В период перестройки произошло переосмысление многих положений, лозунгов, стереотипов и установок, с вторыми мы сжились. Ломая их, переосмысливая, мы должны перерывать и себя. Между старыми и новыми стереотипами и установками располагается то, что определяется понятием «психологическая перестройка».

В психологии хорошо известна опасность ломки сложившихся стереотипов, представляющих жизненную важность для человека, если у него не оказывается компенсирующих или заменяющих их дел, и, новых стереотипов. Сегодня миллионы людей, отрицая старое, не имеют социально-политических установок нового поведения и не внимают вполне, что силы торможения и реакции, которые они упорно хотят найти и находят вокруг себя, располагаются в действительности и в них самих. Для того чтобы перейти к новым установим, новому мышлению, необходимо не только затормозить, заблокировать действие старых установок и стереотипов, но и быстрее «прививать», формировать и осознавать новые.

В тесной связи с познавательными процессами находятся эмоции и воля. Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины в политике.

Человек не просто познает действительность, не просто участвует или не участвует в политике, но и определенным образом относится к ней радость, печаль, страх, апатия — все это эмоциональные проявления выражения отношения людей к социально-политическим реалиям.

Эмоциональная сфера индивида складывается из следующих элементов:

Во-первых, из длительных, устойчивых чувств, включающихся мировоззрение человека (патриотизм, чувство любви, чувство прекрасного, привязанность к работе, к семье, друзьям). В политико-социальном смысле — это устойчивое отношение к той или иной партии, политическому лидеру, привычка быть в партии или вне ее.

Во-вторых, из эмоциональных состояний личности: настроения, эмоционального тонуса человека (активности или депрессии, оптимистического и пессимистического отношения к жизни). В области попики — это, например, приподнятость настроения у большинства идей в начале перестройки и неуверенность, растерянность, апатия у многих на рубеже 90-х годов.

В-третьих, из многообразных переживаний под влиянием конкретной ситуации (радость, возмущение, страх и т.п.). Применительно политической сфере — это чувства, характеризующие, например, тот или иной контингент избирателей в связи с отношением к победе или проигрышу на выборах их кандидата.

Под волей понимается способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли нужно выделить: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной их мотивации, организации психических процессов в адекватную выполняемую человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей, Политическая воля — это способность индивида мотивированно выбирать социально-политические цели, намечать задачи и осуществлять настойчивые действия, ведущие к их разрушению и осуществлению, несмотря на значительные препятствия и сложности.

Сильную политическую волю неоднократно демонстрировала, например, М.Тэтчер. Многие журналисты отмечали не только ее колоссальную работоспособность (вставала в 6 утра и работала по 16-18 часов в сутки, неохотно пользуясь двух-, трехнедельным отпуском один раз в год, сочетая отдых с работой), но и то, что она неоднократно сама принимала смелые и новаторские решения, проявляя сильную энергию и выдержку для их реализации. М. Резерфорд, один из видных британских обозревателей, отмечал, что «дело не только в ее стойкости, но и в ее способности бороться и побеждать, которую часто недооценивали».

В политической жизни обычно, в той или иной степени, проявляются свойства личности. Они включают в себя как врожденные генетически обусловленные качества (задатки, тип темперамента) так и сформированные под воздействием среды (характер личности ее направленность).

Несмотря на бесконечное множество индивидуальных различий у людей, их можно объединить по общим свойствам в разные группы. Например, целесообразно говорить о группах, выделенных по типу темперамента, по направленности личности, по интересам и т.д. Важно иметь представление об особенностях разных типов людей, понимать, что они по-разному проявляют свое участие в политике, своеобразно и их политическое поведение.

Свойства личности определяются и по такому основанию, как ее социально-политическая направленность. Каждый человек имеет свои идеалы, интересы, убеждения и т.д., составляющие его политико-психологическую стратегию. В зависимости от них можно выделить основные типы социально-политической направленности «консерватор», «центрист», «радикал», а также по партийной принадлежности или ориентации: «социал-демократ», «республиканец», «христианский демократ», «монархист» и т.д.

Каждый человек имеет еще и модальность, выражающую его отношение к обществу и себе. В зависимости от модальности отношения людей подразделяют на интровертов и экстравертов. Интровертивные индивиды обращены, направлены в большей степени на внутренний мир своих мыслей, переживаний; экстравертивные — на внешний мир и деятельность в нем. Экстраверта, как правило, интерисуют «мировые проблемы», мир вокруг него; для интроверта важнее определение личной позиции в мире, он сам в мире. Ясно, что политикой они интересуются глядя на нее как бы из разных сфер.

Следует сказать еще об одном личностном качестве индивидов. это касается способов их поведения в общении с группой. Это покладистость или задиристость, соглашательство или критиканство, внушаемость или самоопределение. Одним из таких качеств людей является конформность — свойство индивидов изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей. Как и любое человеческое качество, конформность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Уступчивость, покладистость человека высоко ценятся в общеэтических нормах, в правилах общежития; ' в крайнем варианте — соглашательстве, некритичности, оппортунизме, внушаемости — конформность выступает своей отрицательной стороной, потому что высококомформные люди переменчивы, не имеют стойких убеждений, порой беспринципны. Поэтому оптимальный вариант — это диалектическое соединение конформности со способностью индивида критически самоопределяться, что достигается в процессе его политической социализации.

Определенное значение для понимания социального поведения и политико-психологической ориентации некоторых групп людей и индивидов имеет рассмотрение такого явления, как аномия. На ее значимость, пожалуй, первым обратил внимание Э. Дюркгейм. Это явление проявляется прежде всего в утрате для определенной части членов общества смысла социальных и моральных норм и предписаний, что вызывает повышение частоты «отклоняющегося» поведения. Аномия —это отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими «доли, позволяющих определить свое положение в обществе и в его истории. В результате аномии люди утрачивают цели и задачи социально значимой и необходимой для общества деятельности, выдвигают на их место ирреальные и иррациональные ориентиры, оторванные от общепринятых и государственно -санкционированных способов и средств их достижения. Трагизм осознания своего положения «вне общества», стремление к ложным ориентирам выводит на путь, ведущий к острейшим конфликтам, различным кризисным ситуациям, моральным действиям: преступности, терроризму, психической патологии, алкоголизму, наркотизму и т.п.

Так называемая массовая культура способствует усилению аномичности общества. Эта «культура» активизирует низшие уровни психики человека и, отключая высшие, ориентируясь на «толпу одиночек», оказывает подавляющее воздействие как на саму личность, так и на осмысленность ее социальных связей. Более того, она способна представить подобное подавление как некое раскрепощение — от личностного начала в человеке, то есть она «освобождает» его на уровне «доличностного» существа. Это и есть «наркотический», патологический эффект, который проявляется в погромах, других аномальных действиях людей, носящих аморальный характер.

Сегодня, как никогда ранее, важно переломить наметившиеся тенденции культурной эрозии, усиления аморальности, снижения духовности, расширения, в широком смысле этого слова, анемичное общества, противопоставив им воспитание веры, совести, творческий пафос энергии созидания и участия. Существенно также формирование политической интеллигентности, культуры, которая отличает отсутствием в ней агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности и наличием глубокой нравственной ответственности за поступки, уважением к другим, духом терпимости иным политическим ценностям, восприятием международной политико-правовой культуры, осознанностью политического поведения.

Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные феномены. Так, патологические изменения в организме человека обусловлены биологически, но порождаемые ими черты характера становятся особенностями личности в силу социальной, да и политической детерминации. Поэтому, чтобы выработать у личности глубокие политические убеждения, мировоззрения, которые и будут определять ее политическое поведение, необходимо включать в процесс политической социализации и психологии все уровни сознания и деятельности индивида: психологический, социально-политический, идеологический, все сферы его творчества и труд.

Политическое развитие личности осуществляется в условиях социально-политической «общественнизации» индивида. Соответственно у человека могут формироваться те или иные политические взгляды или установки. Решающими факторами здесь являются семья, школа, институт, работа, различные общественно-политические организации, средства массовой информации, воздействие которых дополняется влиянием традиций и настроений, господствующих в обществе и в микро группах, воздействием политических лидеров различных уровней др. В соответствии с этим и формируются те или иные политические мотивации и цели у индивидов, которые постоянно преломляются через их психологические особенности, обогащаются или видоизменяются в процессе общественно-политической социализации и практики.

Д.В. Ольшанский отметил в начале 90-х годов, что «российское общество в целом согласилось на перемены. Вопрос лишь в их темпах и методах проведения. Соблюдая те пределы, которые массовое сознание ставит темпам и жесткости внедрения новых отношений, правительство реформ потенциально могло бы иметь серьезную поддержку. Но реально не имеет. Потому что не хочет или не может понять простые вещи: главное в реформах — не только макроэкономика, и микроэлементы. Те самые слагаемые пресловутого «человечки фактора», в число которых входим и мы с вами. С нашим согласием или несогласием на изменение способов нашей жизни. И, естественно, с нашим настроением по этому поводу».

 


Список литературы

 

1. Гаврилова И. «Политсознание молодых», 1996г. №7.

2. Соловьёв В.С. «Нравственность и политика», т.3.3.

3. «Филосовская политика», Вопросы философии, 1996г. №1.

4. Ленин В.И. «Государство и революция», полн. собр. соч.

5. Джезинский З. «Большой провал», «Агония коммунизма»

6. «Мир и философия», «Нравственность и политика», т.3.3.

7. Сорокин «Голод и философия общества».

8. «Философия и политика», вопросы философии (1996г.)№1.

9. Энгельс Ф. «А. Фейербах и конец классической немецкой философии»- Маркс, Энгельс, 2-е изд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...