Кривые безразличия и бюджет потребителя
Современная теория полезности, которая называется ординалистской, по существу, воспринимает главные моменты и конечные выводы кардиналистской концепции. Отличительные особенности её состоят в том, что она дает иное обоснование субъективных оценок полезности и привносит в анализ ряд важнейших факторов хозяйственной жизни, оказывающих влияние на потребительское поведение, прежде всего таких, как сложившиеся рыночные цены на товары и бюджет потребителя. Выделим и рассмотрим основные положения ординалистского подхода в анализе полезности потребительских товаров: 1. Субъективная оценка полезности не обязательно должна исходить из какого-то единого и сопоставимого показателя полезности, тем более что он до сих пор не определен и вряд ли будет найден. Для того чтобы покупатель ощущал и улавливал различия в полезности товаров, достаточно относительных оценок. Они базируются на предпочтениях, которые покупатель отдает тому или иному товару. Исходя из предпочтений, покупатель ранжирует, ставит на соответствующие места товары и определяет их ценность по отношению друг к другу. 2. Потребительское поведение исследуется с помощью набора товаров. Простейший набор состоит из двух товаров (например, А и В). В набор включаются нормальные товары. Полезность рассматривается по отношению ко всему данному набору. При этом полезность данного набора остается неизменной. Что же касается отдельных товаров А и В, входящих в набор, то их частная полезность определяется личными предпочтениями покупателя, так что комбинация товаров А и В может быть различной, однако их общая полезность, полезность всего набора, остается неизменной. Данный набор вместе с тем характеризует уровень потребления. Представим в виде таблицы набор товаров А и В, а также их комбинации.
Таблица 3.2. Набор и комбинации товаров А и В
Любая комбинация товаров А и В не изменяет полезности всего набора. В рамках же набора на основе личных предпочтений комбинации различны, например в первом варианте покупатель отдает предпочтение покупкам товара В, в четвертом – товара А. Данные табл. 3.2 используем для построения кривой безразличия рис. 3.4.
A (единиц)
4 IV 3 III 2 II 1 I U B(единиц) 1 2 3 4 5 6 Рис. 3.4. Кривая безразличия
Кривая U - кривая безразличия. Любая комбинация товаров А и В безразлична покупателю, так как полезностьнабора товаров А и В одинакова. Набор товаров А и В с различными их комбинациями фиксирует определенный уровень потребления покупателя. 3.Если внимательно проанализировать данные табл. 3.2. и кривую безразличия (U),то легко убедиться в том, что предельная полезность и товара А и товара В, входящих в набор, по мере роста их потребления снижается. Предельная полезность товара А выражается относительно через количество товара В, а предельная полезность товара В - относительно через количество товара А. Такое измерение предельной полезности товара называется предельной нормой его замещения. Так, например, предельная норма замещения одной единицы товара А снижается от перехода набора в варианте Ι к набору в варианте IV, где наблюдается рост потребления товара А. Предельная норма замещения товара А товаром В при переходе от варианта Ι к варианту II равна 3, т.е., если потребитель хочет иметь дополнительную вторую единицу товара А, то он должен отдать три единицы В (на рис.3.4. указано стрелками). Если он хочет иметь дополнительную вторую, а затем третью единицу товара А, то предельная норма замещения будет равна соответственно 1;0,5. Предельная полезность товара А, выраженная в количествах товара В, на которые он замещается, снижается по мере того, как увеличивается на каждую единицу его потребление.
4.Существует множество кривых безразличия, отличных от кривой U. Кривые безразличия могут находиться выше – ниже кривой U,фиксируя уровни потребления покупателя - соответственно высокий или низкий. Совокупность, или семейство кривых безразличия образуют карту кривых безразличия. Покажем это на рис. 3.5. А (единиц) 10 9 8 7 6 5 4 U2 3 U1 2 U 1 U3 В (единиц) 12 3 4 5 6 7 8 9 10 Рис. 3.5. Карта кривых безразличия
Движение покупателя от одного уровня потребления к другому предполагает переход от исходной кривой безразличия U к другой кривой безразличия: на кривую безразличия U1, и далее на U2, если уровень потребления покупателя растет; на кривую безразличия U3,если уровень потребления покупателя снижается. 5. Математическая модель кривой безразличия во многом носит отвлеченный характер. Поэтому она дополняется анализом влияния факторов, отражающих реальные и конкретные условия рынка. Это, во-первых, ограниченные денежные ресурсы покупателя, или его бюджет, и, во-вторых, существующие цены товаров. Введем в связи с этим в наш анализ потребительского поведения такие переменные, как бюджет покупателя и цены товаров. Проблема состоит в том, чтобы определить равновесие потребителя, т.е. максимальную полезность потребителя от покупаемого набора товаров, при таких ограничениях, как его бюджет и товарные цены. Предположим, доход, который покупатель может израсходовать в течение дня, равен 600 рублей. Цена единицы товара А, например 1кг мяса, равна 150 рублей, а товара В, например 1 кг фруктов, равна 100 рублей. Составим линейное уравнение типа ax+by=c, решение его даст возможность определить, какое количество товара А и товара В будет в их наборе, покупка которого равняется затраченному бюджету в 600 рублей: 150А + 100В = 600 Полученные ответы запишем в табл. 3.3. Данные табл. 3.3. Используем для построения линии бюджета (рис. 3.6.)
Таблица 3.3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|