1. Общие положения
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее - Конкурс) является дистанционно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России и стран мира.
Цель Конкурса- интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.
Задачами Конкурса являются:
- обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий; повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности;
- развитие творческого интереса школьников в области фундаментальных наук, наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
- выявление и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования в сфере наук;
- знакомство школьников с современными известными учеными; достижениями фундаментальной и прикладной науки;
- повышение интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом;
- развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся; содействие их широкому распространению в образовательной системе; преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования; инфраструктуры прикладнойучебно-исследовательской работы; дистанционное консультирование учащихся и их научных руководителей;
- развитие межрегиональной сетевой проектно-исследовательской школы, основанной на применении исследовательской деятельности учащихся в общем образовании и создании сообщества профессиональных ученых, преподавателей высшей школы, творческих учителей и педагогов.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками экспериментальной работы, получает собственные данные, проводит их анализ, обобщение, формализует результаты исследования в соответствие с правилами журналов, конференций, конкурсов.
2. Руководство Конкурсом
Учредителем Конкурса является:
- Общероссийское общественное Движение творческих педагогов "Исследователь".
Организаторами конкурса являются:
- Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
- Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского;
- Московский педагогический государственный университет;
- Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского.
Конкурс проходит при поддержке:
- Российской академии наук;
- Комиссии Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН;
- Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET);
- Международного центра экологического образования
Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.
Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Общероссийское общественное Движение творческих педагогов "Исследователь", Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского, Московский педагогический государственный университет.
Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям.
3. Порядок участия в Конкурсе
Конкурс проводится в 2 тура:
I тур - заочный.Прием работс 20 декабря по 15 января. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ, а также проведение региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.
II тур - очный. Всероссийские юношеские Чтения им. В. И. Вернадского проходят с 9 по 14 апреля. Участие по результатам I тура, а также по результатам региональных конференций Конкурса. Статус региональной конференции присуждается Оргкомитетом по результатам экспертизы установленной заявочной документации.
На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.).
Участники должны обучаться на момент проведения Чтений в общеобразовательных учреждениях (8-11классы), или учреждениях среднего профессионального образования (но не старше 19 лет на 1 апреля 2017 г.). Оценка работ производится без учета возраста участника.
В составе Конкурса выделяются следующие предметные направления:
Естественнонаучное направление:
- Астрономия и Физика атмосферы (Space Science and Atmosphere Physics) - астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы.
- Науки о Земле (Earth Science) - геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.
- Науки о водоемах (Water reservoirs Science) - гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
- Ботаника (Botany) - изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
- Зоология беспозвоночных (Zoology of the Invertebrata) - изучение беспозвоночных животных: гельминтология, малакология, арахнология, энтомология, экология и этология беспозвоночных и др.
- Зоология позвоночных (Zoology of the Vertebrata) - изучение позвоночных животных: ихтиология, герпетология, орнитология, териология, экология и этология позвоночных животных и др.
- Охрана природы. (The nature Conservancy)
- Фитоценология и растительные сообщества. (Phytocenology and plant communities)
- Инженерная экология. (Engineering ecology)
- Генетика, биоинженерия, молекулярная биология. (Genetics, Bioengineering, Molecular biology)
- Микробиология, клеточная биология и физиология растений (Microbiology, Cell Biology, Plant Physiology) - бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.
- Фармакология, биотехнология и пищевая химия (Pharmacology, Biotechnology, and Food Chemistry)
- Агробиология, агрохимия, защита растений (Agricultural Biology and Chemistry, Plant Protection)
- Медицина и Физиология человека (Medicine and Human Physiology) - анатомия и физиология человека, фундаментальная и прикладная медицина
- Химия (Chemistry) - неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования
- Физика (Physics)- экспериментальные работы в области проблем физики
- Математика и информатика (Mathematics and Informatics) - новые способы решения теоретических и прикладных задач в различных областях математики
- Тропой открытий В.И.Вернадского (5-7 классы)
Гуманитарное направление:
- Народная культура (Traditional Culture) - фольклористика и этнография, история и культура российских деревень, диалектология и ономастика
- Человек в современном мире (The Individual in the Modern World) - экологическая психология, социальная психология, этнопсихология, психология личности, психология индивидуальных различий, когнитивная психология, возрастная психология, психология жизненного пути
- Психофизиология и здоровье человека (Physiological Psychology and Human Health) - психофизиология человека, гигиена, здоровый образ жизни
- Образование: история и современность (Education: Yesterday and Today) - история образования, образовательных учреждений, учительства и ученичества; современная педагогика и дидактика
- Искусство и литература (Fine Art and Literature) - подсекции: "Литературоведение" (Literary Criticism), "Искусствоведение" (Art Criticism)
- Философия и культурология (Philosophy and Cultural Studies)
- Лингвистика. Язык в современном мире (Linguistics)
- История науки (History of Science)
- История: человек и событие (History: People and Events)
- Экономика, социология и право (Economics, Social Studies, Law)
- Региональное краеведение (Regional Studies)
- Религия вчера и сегодня (Religion: Yesterday and Today)
- Археология (Archeology)
- Тропой открытий В.И.Вернадского (5-7 классы)
В Конкурсе принимают участие индивидуальные исследователи, а также авторские коллективы (не более трех авторов). При представлении работы двумя или тремя авторами необходимо отразить вклад каждого из них на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами.лично.
В конкурсе на присуждение премии Правительства РФ для поддержки талантливой молодежи, а также в Междисциплинарной олимпиаде школьников по истории и обществознанию могут участвовать только работы, выполненные индивидуальными авторами.
Работы, представленные по итогам проведения региональных конференций Чтений им. В.И. Вернадского, проводимых региональными отделениями "Общероссийского общественного движения творческих педагогов "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"", допускаются ко второму туру Чтений в соответствии с квотами, утверждаемыми Оргкомитетом.
К рассмотрению не принимаются:проектные,реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня без их приведения в соответствие требованиям настоящего Положения.
На конкурсе учреждаются отдельные номинации:
- за лучшую работу, представленную сельской школой;
- за лучшее междисциплинарное исследование;
- за лучший стенд;
- за лучший доклад;
- лучшее представление исследования;
- самый юный участник;
- лучшая коллекция;
- лучшее экспериментальное исследование;
- лучшее полевое исследование;
- лучшее архивное исследование;
- лучшая работа по мнению комиссии участников;
- самая активная работа на секции;
- за изучение социально значимых объектов;
- за лучшую работу в области проблем устойчивого развития (Неправительственный экологический Фонд им. В.И.Вернадского)
- за лучшее исследование на особо охраняемой природной территории (Эколого-просветительский Центр "Заповедники");
- памяти Галины Георгиевны Кученёвой (Калининградское областное отделение ООД "Исследователь") для работ в области экологии.
- и другие.
Заинтересованные организации по согласованию с Оргкомитетом могут учредить собственные номинации и провести в них подведение итогов и награждение.
Для участия в Конкурсе необходимо представить свою работу через официальный сайт Конкурса - www.vernadsky.info. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, а затем в Личном кабинете участника заполнить форму и подать работу (и если необходимо, приложения к работе) до 15 января.
Печатный объём работы не должен превышать: 10 м/п страниц по естественнонаучному направлению и 15 м/п страниц по гуманитарному направлению (размер шрифта - 14 пт., межстрочный интервал - 1.5). Работы большего объема отклоняются при технической регистрации. Рекомендуемый (оптимальный) объём работы: текстовая часть - 5 м/п страниц (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы - не более 3-х листов формата А4; краткое описание (аннотация) работы - ½ страницы на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы с основной текстовой частью рекомендуем предоставлять отдельно от иллюстративного материала (таблицы, фотографии, графики, схемы и пр.). Работы для издания отбираются только среди тех, объем которых не превышает 10 м/п страниц.
Не рассматриваются работы, содержащие плагиат; организации, представившие подобные работы вносятся в специальный список, в дальнейшем работы от этих организаций контролируются специальным образом в ходе регистрации и экспертизы на Конкурсе. Работы - участники прошлых лет должны быть не только переработаны в содержательной части (не менее чем на 25%), но и должны учитывать сделанные ранее замечания экспертов.
В требования Конкурса не входит обоснование в тексте работы: актуальности, новизны и практической значимости.
Оргкомитеты региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского представляют работы на Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского в установленном порядке.
К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Гражданами государств дальнего зарубежья, в которых русский язык не является государственным/официальным, работы могут быть представлены на английском языке.
4. Подведение итогов
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта Экспертным советом.
Оценка работы в 1 туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:
- Наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложение темы исследования;
- Формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;
- Описание конкретных методов исследования, оформленное в соответствии с правилами, применимыми для научных текстов;
- Раздельное изложение собственных результатов наблюдений и экспериментов и их обсуждения и анализа;
- Наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и составляющие проведенного исследования..
Авторы работ, получивших положительную оценку, а также их руководители, приглашаются на II тур Конкурса - Юношеские чтения им. В. И. Вернадского.
Программа Чтений предусматривает очную экспертизу исследовательских работ в стендовой и устной форме, методическую работу с научными руководителями, лекции ведущих ученых, знакомство с ведущими ВУЗами, с научными музеями Москвы, коммуникационную программу "Взаимодействие" и др.
Официальное приглашение, содержащее программу проведения Чтений; информацию, необходимую для участия в Чтениях, содержится в информационном письме № 2, которое размещается в личном кабинете участника до 1 апреля
Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками. В случае предоставления Минобрнауки соответствующей квоты, Оргкомитет может представить авторов лучших работ на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи. Право на получение данных премий предоставляется только авторам индивидуальных работ, достигшим на момент проведения Чтений 14 лет и прошедшим региональные туры Конкурса.
В рамках Конкурса проводится междисциплинарная Олимпиада школьников по истории и обществознанию, включенная в Перечень олимпиад школьников. Победители и призеры олимпиады имеют льготы при поступлении в вузы РФ в соответствии с установленным порядком. Проведение Олимпиады регулируется специальным Положением.
Итоги конкурса публикуются в печати. Избранные работы лауреатов конкурса публикуются в журнале "Исследователь/Researcher"
|