Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, предмет доказывания




План

 

Введение

1. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, предмет доказывания

2. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних

3. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

Заключение

Список рекомендуемой литературы


Введение

 

Преступность в среде несовершеннолетних – это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершения преступлений являются несовершеннолетние – по сути, просто, дети, жизнь которых только начинаются.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. К сожалению, даже проведение этих мероприятий по высшему разряду не может обеспечить полного предотвращения детской и подростковой преступности.

Производство по делам о преступлениях, совершенных подростками, имеет значительные особенности. Специфическое правовое положение в обществе лиц, не достигших совершеннолетия, диктует необходимость регламентировать особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса.

Особые процессуальные правила производства по делам несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально – психологических и иных свойств лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Особенности производства обусловливаются также степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном следствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодательное отражение в особых процессуальных нормах.

Включение в УПК РФ главы 50 об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно – правовым обязательствам России. Это минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.). Несовершеннолетним в соответствии с данными нормами признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Правила производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних нацелены на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними, реализации им своих процессуальных прав, применения обоснованных и справедливых уголовно - процессуальных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.

 


Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, предмет доказывания

 

Борьба с преступностью несовершеннолетних одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране.

Уголовная ответственность несовершеннолетних основывается на общих принципах борьбы с преступностью: законности, равенства граждан перед законом и судом, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Однако эти принципы применительно к несовершеннолетним имеют специфику, которая определяется тем, что наказание в отношении несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправления виновных и предупреждения совершения новых преступлений[1]. Необходимо учитывать, что подростки нередко совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца значения последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного деяния, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления[2], что прямо вытекает из назначения уголовного судопроизводства, закрепленного в ст. 6 Уголовно – процессуального кодекса.

Уголовно - процессуальное законодательство содержит комплекс специализированных правовых норм, регулирующих особенности производства по делам несовершеннолетних: предмет доказывания; применение заключения под стражу, других мер пресечения; проведение отдельных следственных действий; окончание предварительного следствия; разбирательство дел в суде. Большинство этих правовых предписаний включено в гл. 50 УПК, что повышает эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений. Кроме того, отдельные правила производства по делам несовершеннолетних также предусмотрены ст. 48, п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 105, ч. 2 ст. 108, ч. 1 ст. 154, ст. 191, п. 2 ч. 2 ст. 241, ст. 280, п. 15 ч. 1 ст. 299 и другими статьями УПК РФ.

Достижение определенного возраста – одно из необходимых условий привлечение лица к уголовной ответственности. Как указывает Р. Орымбаев, способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей не с момента рождения, а по достижении определенного возраста, оптимальной величиной которого является шестнадцатилетний возраст. К этому возрасту у человека накапливается определенный жизненный опыт, определяющий критерий восприятия окружающего мира, появляются способность осознавать характер своего поведения с точки зрения полезности для окружающих.[3]

В основе определения возраста, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, находится уровень сознания несовершеннолетнего, его способность осознавать происходящие и в соответствии с этим осмысленно действовать. Малолетние лица не могут быть субъектами преступления, так как в силу своего возраста не имеют возможности в достаточной мере отдавать себе отчет в своих действиях и руководить своими поступками.[4]

Раскрывая содержание уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо отметить, что наступает она по общим правилам, установленным в УК для всех лиц, совершивших преступления.[5]

Необходимо выделить следующие возрастные критерии, установленные действующим законодательством:

1. «верхним» возрастом несовершеннолетия признан возраст 18 лет;

2. в уголовном законодательстве России несовершеннолетним признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет (ч.1 ст.17 УК РФ);

3. по общему правилу уголовной ответственности может подлежать лицо, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст. 20 УК РФ);

4. лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцати летнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленные деяния, перечень которых установлен в части 2 статьи 20, а именно за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, 112, 126, 131, 132, 158, 161, 163, 166, 167, 205, 206, 207, 213, 214, 226, 229, 267 УК РФ;

5. не полежит уголовной ответственности несовершеннолетний по достижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (возрастная невменяемость ч. 3 ст. 20 УК РФ);

6. охрану прав и законных интересов недееспособных или частично недееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе осуществляют наряду с защитником их законные представители;

7. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ) и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст. 21, 27 ГК РФ, ст. 13 СК РФ) и др.

Правила производства, применяются по всем без исключения уголовным делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Это порядок предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних соблюдается также в случаях:

- когда установлено, что лицо совершило одно преступление в возрасте до восемнадцати лет, а другое – после достижения совершеннолетия;

- когда лицо, совершившие преступление до достижения восемнадцати лет, к моменту возбуждения уголовного преследования или производства следственного (процессуального) действия достигло совершеннолетия.[6]

На всех стадиях уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних применяются общие и особые процессуальные правила, которые в максимальной степени гарантируют установление истины, справедливое и гуманное обращение с подростком, находящимся в конфликте с законом.

Законодательное регулирование производства по делам несовершеннолетних ведется как на государственном, так и международном уровнях.

Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как Пекинские правила. Каковы же особенности производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в соответствии с указанными правилами?

1. Дело в отношении несовершеннолетнего должно вестись быстро, не допуская каких – либо задержек;

2. Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и проходить таким образом, чтобы несовершеннолетний мог участвовать в нем и свободно излагать свои показания;

3. Лица, ведущие производство по этим делам и наделенные властными полномочиями, должны обладать соответствующей квалификацией;

4. На всех этапах необходимо уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность для того, чтобы избежать причинения ему вреда из - за ненужной гласности или из - за ущерба репутации;

5. Рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности (минимальной достаточности) при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины деяния, а также особенности личности подсудимого и другие обстоятельства дела;

6. Правилами предусмотрена возможность прекращения дела без судебного рассмотрения с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и постановления приговора.

В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя соотносились с особенностями его личности и особенностями преступления.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних необходимо применять наряду с положениями гл. 50 также закрепленные в других главах УПК нормы, устанавливающие особенности производства следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних.

Процессуальный закон не требует обязательного производства предварительного следствия по уголовным делам обо всех преступлениях несовершеннолетних. УПК предусматривает, что расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, производится в форме предварительного следствия следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел, а также в форме дознания по правилам о подследственности, определенной в ст. 150 и 151 УПК.

Важной гарантией обеспечения прав несовершеннолетних является положение закона о том, что при наличии признаков преступления, по которому обязательно предварительное следствие, функции органа дознания по таким делам ограничиваются возбуждением дела и проведением неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан направить уголовное дело прокурору для определения подследственности.

При производстве расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних особенностями обладает предмет доказывания. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства.

При производстве расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо установить обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК РФ.

Устанавливается также дополнительные обстоятельства, которые включают в себя:

1. точный возраст несовершеннолетнего (число, месяц и год рождения);

2. условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

3. уровень психического состояния и иные особенности личности;

4. влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Установление перечисленных обстоятельств является гарантией защиты законных интересов несовершеннолетнего.

I. Установление точного возраста несовершеннолетнего (п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) – одна из важных задач следователя и суда.

Соответствующие данные необходимы для:

· установления личности обвиняемого и решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);

· определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических особенностей несовершеннолетнего (например, способности оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т.п.);

· скорейшего практического осуществления особых правил судопроизводства по уголовному делу;

· учета возрастных и социально – психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;

· обеспечение применения уголовно – правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, назначения мер воспитательного воздействия и другие (глава 14 УК РФ).

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в статье 128 УПК, лицо должно считаться достигшим возраста уголовной ответственности, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста, определяется в зависимости от того, какая возрастная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно – правовое или процессуальное значение.

Источником сведений об этих данных является свидетельство о рождении либо общегражданский паспорт. Поэтому в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте преступления, имеет при себе иные документы, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии, а также в случае сомнения относительно подлинности документов, удостоверяющих возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается судебно – медицинская экспертиза (ст. 196 УПК РФ). На разрешение судебно – медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы:

- каков в настоящие время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого);

- достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указывается число, месяц, год и время суток) четырнадцатилетнего, шестнадцатилетнего, восемнадцатилетнего.

В случаях определения возраста судебно – медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день этого года, который назван экспертом, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лица.

II. Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к совершенному преступлению, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей.

Поведение конкретного подростка носит опосредованный характер, поскольку любые факторы оказывают влияние на личность несовершеннолетнего и его поведение не как таковые, а лишь через социальное окружение. В связи с этим при анализе причин и условий правонарушающего поведения несовершеннолетних следует обратить внимание на изучении проблем семьи и семейного воспитания, поскольку в силу юного возраста именно семья должна дать возможность юношам и девушкам правильно усвоить социальный опыт и нормы поведения.

Роль семьи в воспитании детей и подростков огромна, и очень часто именно внутрисемейный конфликт и иные проблемы являются первопричиной правонарушений воспитывающихся в такой семье детей. Формирование у подростка криминогенной мотивации неотрывно связано со становлением его личности, то есть с процессом возникновения под влиянием внешних условий таких черт его характера и социальных связей, которые в последствии и определяют поступки несовершеннолетнего правонарушителя. Социализация индивида как процесс усвоения им социального опыта возможна в двух основных формах[7].

Анализ социально – негативных явлений и процессов, детерминирующих преступное поведение несовершеннолетних, показывает, что недостатки и издержки семейного воспитания, а иногда и прямое подстрекательство несовершеннолетних – явления весьма нередкие. По данным исследователей проблем преступности несовершеннолетних, в настоящий период времени до 40% всех детей проживает в бедных семьях, родители в которых не в состоянии обеспечить даже минимально необходимые потребности своих детей. Более 160 тысяч детей воспитывается в государственных учреждениях, причем 90% из их числа имеют родителей, либо уклоняются от их воспитания, либо лишены родительских прав.[8] Помимо проблем, связанных с сиротством и материальной необеспеченностью, одной из наиболее негативных тенденций является все большее распространение случаев жестокого обращения с детьми, что закономерно порождает в качестве ответной реакции агрессивность и жестокость последних. К примеру, по данным А.И. Долговой, ежегодно, спасаясь от жестокого обращения, кончают жизнь самоубийством до двух тысяч детей и подростков. Около тридцати тысяч несовершеннолетних по той же причине уходят из семьи, бродяжничают, совершают преступления. При этом 70% всех детских травм имеют семейно – бытовой характер, в том числе бывают связаны с применением некорректных приемов воспитания.[9]

Представляется, что возникновение у несовершеннолетних юношей и девушек мотивации, лежащей в основе совершения ими преступлений и правонарушений, является сложным и неоднозначным процессом, может быть связано с целым рядом типичных внутрисемейных ситуаций, среди которых, по нашему мнению, наиболее распространены следующие.

Наличие в семье или ближайшем окружении подростка примеров преступного, противоправного либо аморального поведения, что, бесспорно, воздействует на личность несовершеннолетнего, ориентируя его на незаконные способы получения денег, легкое общение в сочетании с уверенностью в безнаказанности и пренебрежительном отношении к уголовному закону. Особо следует отметить, что указанный фактор, как детерминирующий правонарушающие поведение несовершеннолетних, особенно опасен в условиях недостаточно эффективной системы выявления, раскрытия и расследования преступлений. Если в среднем по Российской Федерации раскрываемость преступлений оценивается в 65 – 75%, а их латентность, по самым скромным оценкам, составляет один к трем, не удивительно уверенность некоторых несовершеннолетних правонарушителей в собственной безнаказанности и неуязвимости.[10]

Конфликтная атмосфера в семье, систематические ссоры между родителями или близкими родственниками на глазах детей или с их вовлечением в конфликт также являются типичными криминогенными факторами, лежащими в основе формирования преступной мотивации несовершеннолетних. Необходимо иметь в виду, что внутрисемейные конфликты весьма разнообразны как по составу участников, так и по содержанию. Однако все они одинаково пагубно влияют на неокрепшую психику несовершеннолетних. Дети и подростки в силу возраста гораздо более подвержены стрессам, вызываемым неудовлетворенностью и неуверенностью в стабильности семейных отношений. Для несовершеннолетнего особенно важно найти родительскую опору, конфликтность же не совместима с доверительными отношениями.

С другой стороны, несовершеннолетний из семьи, где конфликты являются обычным явлением, вырастают агрессивными, жестокими, склонными решать любые жизненные проблемы и трудности, прежде всего, насильственным путем. При этом не исключено, что указанные характеристики таких юношей и девушек будут направлены, в том числе и против собственных родителей или иных родственников, их воспитавших.

В последние годы одним из наиболее распространенных факторов, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, является наличие в семье затруднительного материального положения, что в свою очередь, определяет сложную психологическую обстановку в семье и неуверенность всех ее членов в завтрашнем дне. Следует отметить, что несовершеннолетний особенно остро реагирует на такого рода жизненные трудности. С одной стороны подростку сложнее примерится с отсутствием у него материальных благ, которые доступны его сверстникам из числа одноклассников, соседей или приятелей, а с другой - большинство подростков в силу возраста, отсутствия образования и необходимых профессиональных навыков, а иногда и в силу определенной инфантильности не в состоянии помочь взрослым в решении материальных проблем. В результате несовершеннолетние могут избрать незаконный способ зарабатывания денег, совершая, например, кражи, грабежи, занимаясь распространением наркотических средств или совершая иные преступления. При этом несовершеннолетние пытаются оправдать такое поведение в глазах окружающих, мотивируя его желанием восстановить определенную социальную справедливость.

Обратной стороной указанной проблемы является снижение ценности детей для родителей. Взрослые, занятые исключительно решением насущных материальных проблем, в ситуации, когда финансовое положение семьи продолжает оставаться на низком уровне, начинают относиться к своим детям как к обузе. В результате в семье исчезает атмосфера любви и доверия, снижается контроль за поведением детей, которые предоставлены сами себе, что в свою очередь может привести к негативным последствиям и формированию у безнадзорных подростков криминальной мотивации.

Наконец, хочется отметить еще один достаточно распространенный фактор, лежащий в основе некоторых преступных деяний несовершеннолетних. Эта чрезмерная опека ребенка, приводящая к формированию инфантильной личности, не способной правильно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Такие несовершеннолетние характеризуются податливостью, отсутствием собственного мнения, и если они попадают в криминогенную среду, то чаще всего действуют под влиянием мнения группы, поскольку не умеют или боятся отстаивать собственные взгляды и позиции.[11]

В целом, на основе анализа внутренних отношений как фактора, лежащего в основе становления личности несовершеннолетних, следует отметить весьма неблагоприятные тенденции. В современном мире семья не редко перестает быть опорой и защитой для подростка, не дает ему должной уверенности в завтрашнем дне. Являясь важнейшим условием социализации, семья, вопреки своему основному предназначению, перестает качественно выполнять воспитательную функцию, предоставляя детей самим себе и не всегда положительному влиянию улицы.

Семьи, в которых царствует неблагополучие, выступают в качестве одного из основных факторов, предопределяющих корыстную преступность несовершеннолетних. Семьи такого типа являются деструктивным институтом социализации личности, служат, во-первых, первоисточником возникновения трудновоспитуемости детей и подростков, во–вторых, малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в–третьих, микросредой, оказывающей криминальное воздействие на детей и подростков, которые находятся в данной семье, а также в каком – либо контакте с ней.

Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытесняется ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц.

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают, в какой школе (обычной, вспомогательной) учился несовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение, принимал ли он участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу или учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы, требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить:

· уволился он по собственному желанию или за проступки;

· какие меры воспитательного характера приняла администрация до его увольнения;

· как реагировали родители на оставление работы;

· не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, в выпуск порнографических изданий).

В случаях если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу – бизнеса в нарушениях законов о труде, выяснить, кто и на каких условиях устраивал на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т.п. заведения.

Для полного представления о личности важно знать, употреблял ли он спиртные напитки или психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добыл деньги, совершал ли он в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, либо антиобщественных деяний, и решать вопросы о привлечении их к уголовной ответственности.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства:

· совершал ли ранее он преступления, когда и какие;

· в каком возрасте;

· сколько раз, и на какой срок был осужден;

· где отбывал наказание и как долго;

· как вел себя в местах лишения свободы;

· не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т.д.;

· находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, и сколько времени;

· стоит ли на учете в подразделениях ОВД по делам несовершеннолетних;

· привлекался ли к административной ответственности.

Должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья. При достижении несовершеннолетним возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающие его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит привлечению к уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ). Поэтому выяснению вопроса о наличии отставания в психическом развитии следует уделять особое внимание при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Уровень психического развития – это состояние интеллекта, волевой сферы, эмоций, запас знаний, представлений, а так же иные особенности личности, связанные с позицией несовершеннолетнего по отношению к социальным ценностям, способностью к адаптации в обществе и позитивному поведению в сложных ситуациях, противопоставлению негативным влияниям.

III. Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается судебная психолого–психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. При этом в обязательном порядке перед экспертами должны быть поставлены вопросы о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту, и в чем выражается, а также можно ли на основе полученных данных сделать вывод об осознанности несовершеннолетним (с учетом его психического развития) значения своих действий и возможности руководства ими.

Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

В случае необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего, и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ.

IV. По уголовным делам, где несовершеннолетний выступает в качестве обвиняемого, обязательно проверяется влияние на него старших по возрасту лиц (п. 1 ч. 3 ст. 421 УПК РФ). При рассмотрении дел данной категории необходимо тщательно выяснить характер взаимоотношений между подростками, окружающими его взрослыми, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершения преступлений.

Необходимо подчеркнуть, что самым опасным преступлением с криминологической точки зрения, совершаемым взрослыми, является склонение несовершеннолетних к различным формам антиобщественного образа жизни. При этом доля взрослых женщин – подстрекательниц не превышает 10 – 15%. В то же время для женщин характерно склонение несовершеннолетних к различного рода социально негативным поступкам, например, проституции, употреблению спиртных напитков и наркотиков, попрошайничеству.

Подстрекателей и организаторов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность в 50 – 60% случаев составляют лица в возрасте от 20 до 30 лет, большинство из них (80 – 85%) городских жители.

Примечательно, что склоняют несовершеннолетних к занятию проституцией чаще всего близкие родственники, а также подруги и друзья.[12]

Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственности самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установлении роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующие поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, то суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание.

Особый порядок производства дел о несовершеннолетних основывается на возрастных, социально–психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав. Особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств происшедшего преступления, выявлению причин и условий его совершения, и обеспечению того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы с его личностью и обстоятельствами совершения преступления.

Это позволяет создать дополнительные гарантии для полного, всестороннего, объективного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, так же выявление причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, реализация им своих процессуальных прав, применение обоснованных и справедливых уголовно – правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.

Порядок производства по делам несовершеннолетних определяются общими правилами УПК и, кроме того, положением главы 50 УПК РФ. Правила, установленные в главе 50 УПК РФ, применяются по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Этот порядок производства предварительного следствия и судебного разбирательства соблюдается в тех случаях, когда установлено, что лицо совершило одно преступление, будучи несовершеннолетним, а другое – после наступления совершеннолетия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...