Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задержание, избрание меры пресечения




 

Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из оснований, предусмотренных ст.91 УПК РФ.

Порядок задержания в соответствии со ст.92 УПК РФ состоит из доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору, после чего в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Всей процедуре предшествует разъяснение подозреваемому его прав, предусмотренных ст.46 УПК РФ.

Если задержанным оказался член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, то основанием их незамедлительного освобождения является установление личности. Это правило не действует лишь в случае задержания на месте преступления.

Должностное лицо, которое произвело задержание на месте преступления, немедленно уведомляет об этом, соответственно личности задержанного, Совет Федерации, Государственную Думу, суд, прокуратуру и т.д. Указанные адресаты реагируют в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность и статус задерживаемых лиц.

Так, Конституционный Суд РФ в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче такого согласия. В случае если было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение к уголовной ответственности, его полномочия могут быть приостановлены.

Избрание меры пресечения в отношении лиц, указанных в ст.448 УПК РФ, осуществляется в общем порядке, установленном гл.13 УПК РФ, и допустимо при наличии оснований для этого и с учетом определенных обстоятельств с изъятиями, установленными ст.449, 450 УПК РФ.

Единственное изъятие из общего порядка предусмотрено для случаев избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст.108 УПК РФ). Заключение под стражу согласно ч.1 ст.450 УПК РФ возможно только с соблюдением процедуры, аналогичной той, что предусмотрена законом для возбуждения уголовного дела в отношении таких лиц.

Подобным образом регулируется порядок производства в отношении указанных лиц обыска (за исключением задержания на месте преступления), выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивании телефонных и иных переговоров.

От обычной процедуры, регламентируемые ст.450 УПК РФ избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров отличает то, что такое процессуальное решение принимают только специальные субъекты (Генеральный прокурор РФ и нижестоящие прокуроры, коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ). Кроме того, им в большинстве случаев требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями.

Для избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу или производства обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов Генеральный прокурор в установленном гл.13 УПК РФ порядке обращается с ходатайством в суд.

Однако в соответствии с ч.2 ст.450 УПК РФ даже положительное судебное решение, принятое по данному ходатайству, требует перед исполнением дополнительного согласования. Такое судебное решение вместе с представлением Генерального прокурора РФ направляются соответственно в Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд РФ или в квалификационную коллегию судей. При этом ч.5 ст.450 УПК РФ ограничивает пятью сутками срок рассмотрения относящихся к судьям представления прокурора и судебного решения.

Процедура в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ аналогична, за исключением того, что согласие требуется, соответственно, от Совета Федерации или Государственной Думы (ч.3 ст.450 УПК РФ).

В то же время само по себе задержание перечисленных выше лиц допустимо, но лишь при задержании во время совершения преступления. В случае такого задержания надо руководствоваться действующим законодательством, регламентирующим статус задержанного лица. Так, в случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если в течение 24 часов не получено согласие Государственной Думы на задержание, то Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Однако, несмотря на наличие иммунитетов, допускаются определенные ограничения (например, досмотр их вещей и используемого ими транспорта) в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (например, в соответствии с правилами гражданской авиации и т.п.).

Если возникла необходимость производства процессуальных действий в отношении лица, указанного в части первой ст.447 УПК РФ, то процедура отличается спецификой, только если УПК РФ требует для таких действий предварительного судебного решения. В данном случае согласие дает только суд, указанный в части первой ст.448 УПК РФ.

Досудебное производство завершается направлением в суд для рассмотрения по существу уголовного дела вместе с обвинительным заключением. Прокурор, на которого возложена данная обязанность, уведомляет о направлении уголовного дела в суд потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом указанным лицам разъясняются соответствующие права. Обвиняемому же вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют.

Передаче в суд уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы предшествует процедура согласования данного решения соответственно с Советом Федерации или Государственной Думой (если возбуждению дела или привлечению к ответственности предшествовало получение согласия названных инстанций).

Если возбуждению дела или привлечению к ответственности не предшествовало получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы (например, это произошло до избрания в Госдуму), Генеральный прокурор РФ после окончания предварительного расследования направляет уголовное дело в суд без предварительного согласования с указанными инстанциями.

Установленные ст.31-36 УПК общие правила определения подсудности распространяются на уголовные дела в отношении лиц, перечисленных в ч.1 ст.447 УПК. Вместе с тем для некоторых случаев предусмотрены исключения из единого порядка.

Вне зависимости от обстоятельств привлечения к уголовной ответственности член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, а равно судья федерального суда вправе до начала судебного разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении их дела Верховным Судом РФ. Такое ходатайство обязательно подлежит удовлетворению.


Заключение

 

Выделяют следующую категорию лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам: член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ этим лицам предоставлены повышенные гарантии прав личности, в т. ч. неприкосновенность (специальные гарантии), обусловленные данным статусом и направленные на ограждение от неправомерного вмешательства в их деятельность, попыток оказать давление путем угроз, привлечения к уголовной ответственности.

В отношении вышеуказанных лиц предусматриваются изъятия из общего порядка судопроизводства в части возбуждения уголовного дела, уголовно-процессуального задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий, направления уголовного дела в суд.


Список литературы

 

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СПС Гарант

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г) // СПС Гарант.

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФЗК "О Конституционном Суде Российской Федерации". // СПС Гарант.

4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФЗК. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Гарант.

5. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля,19 июня, 22 августа, 16 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г) // СПС Гарант

6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС Гарант

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС Гарант

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша" // СПС Гарант

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П. // СПС Гарант

10. Постановление Президиума Верховного Суда России от 30 декабря 1992 г. по делу Г. / СПС Гарант.

11. Голубев В.В. Как побороть иммунитет от уголовной ответственности // "Законодательство", N 9, сентябрь 2002 г

12. Ионов И.А. Институт неприкосновенности отдельных категорий лиц в уголовном процессе России // Журнал российского права, N 9, сентябрь 2003 г.

13. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред.Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2004 г.

14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред.В.И. Радченко - М.: Юстицинформ, 2004

15. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред.В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2004 г.

16. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина // Российская газета. 1999.16 дек.

17. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. - "Зерцало", 2005 г.


[1] Постановления КС РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П, от 7 марта 1996 г. N 6-П, от 16 апреля 2002 г. N 9-П)

[2] Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2004 г.

[3] Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СПС Гарант. – ст.447

[4] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС Гарант.

[5] Ионов И.А. Институт неприкосновенности отдельных категорий лиц в уголовном процессе России // "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2003 г.

[6] Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина // Российская газета. 1999. 16 дек.

[7] Ионов И.А. Институт неприкосновенности отдельных категорий лиц в уголовном процессе России // "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2003 г.

[8] Голубев В.В. Как побороть иммунитет от уголовной ответственности // "Законодательство", N 9, сентябрь 2002 г.

[9] Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС Гарант. – ч. 6 ст. 19

[10] Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС Гарант. – ч. 3 ст. 7

[11] Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СПС Гарант. – ч.2 ст.122

[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П. - СЗ РФ. - 1996. - N 14. - Ст. 1549

[13] Постановление Президиума Верховного Суда России от 30 декабря 1992 г. по делу Г./ СПС Гарант

[14] Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барбаша

[15] Голубев В.В. Как побороть иммунитет от уголовной ответственности // "Законодательство", N 9, сентябрь 2002 г

[16] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФЗК "О Конституционном Суде Российской Федерации". // СПС Гарант.

[17] Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 1-ФЗК. // СПС Гарант. – ст.4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...