IV. Список рекомендованной литературы
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Филологический факультет Кафедра общего языкознания СПЕЦКУРС «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ЯЗЫКА» Программа для специальности 050301 «Русский язык и литература»
Пермь 2008 Составитель: доктор филологических наук, профессор Бразговская Елена Евгеньевна
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 «Русский язык и литература».
Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных дисциплин и является обязательной для изучения.
Объем курса – 18 лекционных часов Семестр – 8 Контроль знаний – зачет в форме собеседования
Программа утверждена на заседании кафедры общего языкознания (протокол №1 от 10.09.2008).
Заведующия кафедрой общего языкознания д.ф.н., проф. Подюков И.А. _____________________
I. Организационно-методический раздел: цели и задачи курса Место курса в профессиональной подготовке филолога. Теоретический курс «Философия культуры (языка)» является необходимым в концепции современного филологического и общегуманитарного образования. Он выступает связующим звеном между лингвистическим и литературоведческим циклами специальных дисциплин и курсом философии. Курс интегрирует разнообразные дисциплины: семантику, семиотику, семиологию, прагматику, логику, риторику, поэтику, лингвистику и др. Его можно рассматривать и как философско-культурологическое введение в курсы «Общее языкознание» и «Теория литературы».
Философия и весь спектр гуманитарных исследований XX в. был отмечен «поворотом к языку» - осознанием языка как единственного посредника во взаимоотношениях человека и мира, инструмента отображения и познания. Все составляющие философии - онтология, гносеология, аксиология - оказываются невозможными без поддержки лингвистики: мир существует для нас через язык, мир познаваем посредством языка, и все ценностные характеристики мира также актуализируются в вербальной форме выражения.
Основная цель курса «Философия культуры (языка)» в контексте общегуманитарного образования состоит в анализе онтологических аспектов языка и текста. Исходным моментом такого анализа является понимание культуры как «семиосферы», т.е. как пространства непрерывного смыслопорождения в процессе взаимодействия различных языков культуры / её текстов. Задачи курса: · изучение основных концепций философии языка и текста в культуре XX в.; · описание возможностей отображения мира языковыми / текстовыми системами.
Тематический план данного курса исходит из положения Дж.Сёрла: задача философии языка - дать... описание таких его черт, как референция, способность языковых единиц обозначать и значить, истина, конвенциональность значения, смысл и др. В центре курса стоят базовые для описания любой культуры вопросы: · взаимоотношение языков / текстов и мира; · отношение языков к реальности (репрезентация / отображение, интерпретация, межтекстовые отношения, истинность, адекватность); · семиотический потенциал различных языков и текстов культуры; · описание мира по принципу взаимодополнительности языков / текстов; · креативный потенциал языков (возможные миры, инструменты наррации).
Все эти вопросы составляют путь от референциального указания на мир к его отображению и связаны с производимым высказыванием, текстом.
В программу курса включаются лекции, предметом которых становится художественный способ интерпретации вопросов философии языка. Здесь рассматривается «лингвистическая философия» Х.Борхеса, Ст.Лема, Ч.Милоша, А.Тарковского, Дж.Р.Толкиена и др. Отдельная лекция посвящается лингвистической футурологии Ст.Лема - вопросам эволюции естественных языков, вопросам переводимости языков машин и человечества, вопросам лингвистического конструирования мира и др.
Большое внимание в курсе уделяется осмыслению терминологии современной лингвистики и семиотики, поскольку эта терминология является исследовательской базой для всего спектра гуманитарных наук, включая культурологические и литературоведческие исследования.
II. Распределение часов курса по темам и видам работ
Итого: 18 час. III. Содержание курса «Философия культуры (языка)»
Тема 1. Лингвистический поворот (Linguistic Turn) в философии XX в. Язык и текст как предмет философского осмысления. Язык как основной инструмент вхождения человека в мир, инструмент познания мира. Текст как реализация субъектом потенциала языковой системы. Отношение языка к внешнему миру и к сознанию. Онтологический (референциальный) аспект природы языка / текста. Язык и метаязык; текст и метатекст. Проблема переводимости как философская проблема. Сопоставимость проблематики философии языка, текста и философии науки.
Тема 2. Онтология языка / текста. Анализ отношений языка к действительности. Инструменты языкового / текстового отображения. Отображение как способ отношения языка к миру. Основные положения теории референции. Анализ понятий референт, денотат, значение, смысл. Значение и смысл в интерпретации Г.Фреге. Инструменты языкового отображения. Основные модели знаков (диада и триада). Семантическая классификация вербальных знаков: индивидные имена, общие имена, предикаты. Семиотическая классификация знаков: индексы, иконы, символы. Расширенные теории референции. Отношения денотации и коннотации в философии языка Д.С.Милля. Семантические идеи Г.Фреге: проблемы истины, референции и существования. Феноменологическая концепция значения Гуссерля. Семантические парадоксы. Вопросы отношений языка и мира в «Логико-философском трактате» Л.Витгенштейна. Инструменты текстового отображения: инструменты наррации. «Твердые» и «мягкие» языки.
Тема 3. Языковые игры. Креативные возможности языка. Лингвистические способы создания «возможных миров». Понятие «языковая игра» в культуре XX в.: концепции И.Хейзинги, Л.Витгенштейна, Я.Хинтикки. Жизнь человека как совокупность языковых игр. Язык как «дом бытия» (М.Хайдеггер). Креативный потенциал языковой системы. Творчество языкового субъекта. Концепция значения как употребления в «Философских исследованиях» Л.Витгенштейна. Вопрос о «приватном языке» в современных дискуссиях. «Возможные миры» в теологии, философии, лингвистике, литературе. Языковая форма существования возможных миров. Инструменты создания ВМ - способ референции, выбор референта, номинация и предикация. Инструменты наррации. Возможность создания «фиктивных» лингвистических и текстовых объектов (проблема «бороды Платона»). Авторские способы создания ВМ. Стратегии создания возможных миров у Ст.Лема, Дж.Р.Толкиена, У.Эко. Языки для авторских возможных миров.
Семиотические игры (пересечения и комбинации языков, кодов, текстов в едином семиотическом пространстве). Игры по «правилам» и с их нарушением. Игра и проблема интерпретации сообщения. Игра и способ освоения мира. Игра как способ моделирования возможного мира. Вторичные моделирующие системы.
Тема 4. Вероятностная модель языка. Вероятностная модель интерпретации текста. Границы языкового описания мира и проблемы истинности языкового / текстового отображения. Естественные и искусственные языки. Вероятностное отношение языка к миру. Онтологический критерий У.Куайна. Относительность классификаций знаков и проблема относительной онтологии мира. Способы номинации. Границы между именованием и дескриптивным описанием. Проблема невозможности номинации индивидного объекта и универсалий в художественной интерпретации Х.Борхеса, Ч.Милоша. Работа М.Фуко «Слова и вещи». Проблема истинности языкового и текстового отображения. Референция, отражение, репрезентация, отображение. Истинность как отражение или отображение (представление о функции зеркала в истории культуры). Модели истинностного описания мира. Критерии истинностного описания и интерпретации. Соотношение реальности и семиотической системы (языка). Проблема vox et rex - соотношения имен и вещей (работа М.Фуко «Слова и вещи») Вопрос о неадекватности языка и мира в текстах Х.Борхеса, Ч.Милоша. Анализ вероятностных моделей языка В.Налимова и Ст.Лема. Описание мира по принципу взаимодополнительности различных языков. Вопрос о создании универсального языка. Соотношение понятий интерпретации и репрезентации. Уровни интерпретации. Интерпретация и над-интерпретация в концепции У.Эко. Проблема безграничности интерпретаций и отсутствия авторства в культуре. Критерии интерпретирующего описания (У.Эко).
Тема 5. Вопрос об авторстве и проблема фальсификации в культуре XX в. Текстуальность и интертекстуальность. Соотношение понятий семиозис, текст, гипертекст. Культура как текстовое пространство. Культура как гипертекст. Текстуальность и интертекстуальность. Способы интерпретации межтекстовых отношений в пространстве культуры. Проблема нелинейного повествования. Серийность. Текст в тексте. Рекурсия. Проблема авторства: возможно ли абсолютное авторство.
Тема 6. Междисциплинарные теории языка и текста. Художественный способ интерпретации проблем философии языка / текста. Язык и текст как объекты междисциплинарного исследования (абстракции языка и текста в лингвистике, философии, семиотике). Язык как средство философствования, как инструмент, как объект. Феноменологические, герменевтические теории языка и текста. Философия текста В.Руднева. Проблема языка в современных исследованиях по искусственному интеллекту (Т.Виноград, Х.Дрейфус). Философия языка и язык философии. Лингвистическая футурология Ст.Лема. Художественный способ интерпретации проблем философии языка (эссеистика Ч.Милоша, Х.Л.Борхеса). Литература как философия. Культура как язык, как энциклопедия (романы М.Павича, У.Эко).
IV. Список рекомендованной литературы 1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: РГГУ, 2001. 2. Арутюнова Н.Д. Номинация, референция, значение // Языковая номинация (общие вопросы). М., Наука, 1977. 3. Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика. М., Радуга, 1982. 4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 5. Бибихин ВВ. Язык философии. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 6. Бразговская Е.Е. Референция и отображение: От философии языка к философии текста. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2006. 7. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 2000 8. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания // Язык и интеллект. М., 1995. 9. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 10.Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996. 11 .Гудмен Н. Способы создания миров. М.: Праксис, 2001. 12 .Гусев С.С. Смысл возможного. СПб.: Алетейя, 2002. 13. Иванов В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. Знаковые системы. М., 1998. 14. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб, РХГИ,2000. 15 .Косиков Г.К. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 16. Кристева Ю. Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: ИГ «Прогресс», 2000. 17 .Краткий словарь когнитивных терминов I Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина / под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 18 .Кронгауз М.А. Семантика. М., РГГУ, 2001. 19. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., Дом Интел. Книги, 1999. 20. Лангер С. Философия в новом ключе. М.: Республика, 2000. 21. Лебедев М., Черняк А. Онтологические проблемы референции. М., Прогресс, 2001. 22. Лебедев М.В. Философия языка на фоне развития философии // http://philosophy.ru/library. 23. Лем Ст. Библиотека XXI века / Ст.Лем. М.: Издательство Act, 2004. 24.Лем Ст. Языки и коды // Лем Ст. Молох. М.: Транзиткнига, 2005. С. 155-166. 25. Лем Ст. Фантастика и футурология: В 2 кн. М.: ООО ACT, 2004. 26. Лем Ст. Философия случая. М.: Изд-во ACT, 2005. 27.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 2%.Лотман. Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. 29. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров (человек - текст - семиосфера). М., 1999. 30. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2000. 31. Махлина С. Семиотика культуры, http://semiotics.ru// 3 2.Налимов В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М., Наука, 1979. 33. Новая философская энциклопедия в 4 томах. М.: Мысль, 2001. 34. Павиленис Р.И. Проблема смысла Современный логико-философский анализ языка). М.: Мысль, 1983. 35. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений / Е.В.Падучева. М.: Эдиториал УРСС, 2002. (Введение) З6.ПассморДж. Современные философы. М., Идея-Пресс, 2002. 37 .Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб, Алетейя, 2001. 38.Реферовская Е.А. Философия лингвистики Гюстава Гийома / Е.А.Реферовская. СПб.: Академический проект, 1997. 39.Руднев В.П. Словарь Культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П.Руднев. М., 1997. 40.Руднев В. Введение в прагсемантику «Винни Пуха»: аналитические статьи и комментарии / В.Руднев // Винни Пух и философия обыденного языка. М.: Аграф, 2000 41. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., Прогресс, 2002. 42. Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. Минск: МЕТ, 2002. 43. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., Наука, 1985. 44.Тарский А. Истина и доказательство | А.Тарский // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 136 - 145. 45. Усманова А.Р. Умберто Эко: Парадоксы интерпретации. Минск: Изд-во ЕГУ Пропилеи, 2000. 46. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С.Кагана. СПб.: Лань, 1998. 47. Фреге Г. Логика и логическая семантика / Г.Фреге. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 48. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук / М.Фуко. СПб.: Academia, 1994. 49.Хайдеггер М. Путь к языку Из диалога о языке между японцем и спрашивающим. Слово // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 50Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 51.Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. Вопросы философии, № 9, 1996. 52.Целищев В. Философские проблемы семантики возможных миров. Новосибирск, 1977. 53. Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998. 54. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005. 55. Эко У Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: ALEXANDRIA, 2007. 56. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое лит. обозрение, 2004. 57 .Эпштейн М. Философия возможного: Модальность в мышлении и культуре. СПб., Алетейя, 2001. 58.Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983. 59 .Ямполъский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993. V. Вопросы к зачету по курсу «Философия культуры» Для подготовки к собеседованию студенту предлагается один вопрос по выбору. 1. Философские аспекты искусственных знаковых систем на примере языка Тлена (Х.Л.Борхес. Тлён. Укбар.Орбис терциус). 2. Понятие гипертекст в культуре XX в. (Х.Л.Борхес. Вавилонская библиотека. М.Павич. Хазарский словарь). Свойства гипертекста и проблемы интерпретации. 3. Энтропия текстовой системы, способы создания энтропии и ее регулирования (Х.Л.Борхес «Борхес и я»). 4. Проблема истинности в философии культуры XX в. (Х.Л.Борхес. Притча о дворце. Три версии предательства Иуды). 5. Вопросы о тексте в тексте, рекурсии, серии в философии культуры XX в. (Х.Л.Борхес. Вавилонская библиотека. Рассказ в рассказе. Скрытая магия в «Дон Кихоте»). 6. Нелинейное письмо в культуре XX в. (Х.Л.Борхес. Сад расходящихся тропок. М.Павич - по выбору) 7. Почему язык и текст не обеспечивают зеркальное отражение мира? Есть ли здесь положительная сторона? 8. Способы конструирования возможных миров (Х.Л.Борхес. Тлён.Укбар.Орбис терциус). 9. Интерпретация и гиперинтерпретация: «права» текста и права читателя. 10.Проблема авторства в философии культуры XX в.
Список основных терминов и понятий, которыми следует оперировать при ответе: Знак, референция, модели и виды знаков, метаязык, метанаррация, значение и смысл, языковое отображение, «возможный мир», языковая игра, гипертекст, семиозис, нелинейность, интерпретация, истинность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|