Тема 3. Особенности русского капитализма и предпринимательства в конце XVII - XVIII веках
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Наименование подготовки (специальность) 080100.62 Экономика Квалификация (степень) выпускника бакалавриат Форма обучения очная
Санкт-Петербург Пояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия экономической жизни» для студентов, обучающихся по специальности 080100.62, экономика, дневное отделение Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса. Цель курса: сформировать у студентов систему знаний по основным направлениям философии экономической жизни; дать историческую ретроспективу наиболее значительных философских учений, учитывающих особенности духовной жизни и духовного содержания экономической жизни, начиная с глубокой древности и до наших дней; дать представление об особенностях философии и человеческой практики, показать, что философия экономической жизни - раздел философского знания, связанного с наличным бытием человека. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы формировать у студентов: а) знания истории становления и развития экономической мысли в ее целостности и многообразии исторических форм с учетом особенностей философии как мировоззрения, знания и как способа жизнедеятельности людей; а также отработать знание философской терминологии, касающейся экономической жизни; б) умений ориентироваться в разнообразии философских направлений, а так же использовать методологическую основу отдельных областей философского и экономического знания на практике;
в) навыки работы с философской литературой и работы на семинарских занятиях, навыки самостоятельного изложения, ранее изученных, философских концепций; а так же навыки определенного взаимодействия с внешним миром, в котором единство духовного и материального осуществляются посредством труда, потребления и производства, собственности. Место курса среди других учебных дисциплин. Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Философия экономической жизни» предназначен для студентов факультета Экономики и инвестикий, обучающихся по специальности «Экономика» и изучается в течение четвертого семестра второго курса. Изучение «Философии экономической жизни» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Философия», «Культурология», «Социология». Формы контроля. Изучение курса завершается проведением зачета, в ходе которого выявляется объём и качество усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач. Тематический план изучения дисциплины
Содержание учебной программы дисциплины Тема 1. Взаимосвязь культурно-исторических традиций и хозяйственной культуры Цель изучения темы – показать, что особенность социологии в России с русской социологии как этико-психологического направления. Задачи изучения темы: 1) определить, что задачами 2) объяснить, что ….связано с пониманием его 3) показать особенности Объем темы: 3 часа (1 час). Содержание темы:
Предмет и задачи философии экономической жизни, история становления, объект, предмет и методы философии экономической жизни; Основной вопрос - соотношение философии и жизни. Специфика взаимодействия природы как детерминанты культуры; Самодостаточность каждого народа, развития самосознания в рамках своей культуры, отличие от других народов. Методы: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа. Литература: 1, 2, 4, Вопросы для самопроверки: Вопросы и задания для самостоятельной работы: Эссе, рефераты или доклады по теме:
Тема 2. Цивилизационные особенности России и ее хозяйственная культура Цель изучения темы – показать, что особенность социологии в России с русской социологии как этико-психологического направления. Задачи изучения темы: 4) определить, что задачами 5) объяснить, что ….связано с пониманием его 6) показать особенности Объем темы: 3 часа (1 час). Содержание темы:
Становление этногенеза древних славян. Существование трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового (их образ жизни: оседлый, кочевой, бродячий). Специфика Киевского и Новгородского периода. Особенность городовой области, город как управляющий и торговый центр.
Первые книги на Руси, первое философское произведение, «Повесть временных лет». Илларион и его «Слово о законе и благодати» Владимир Мономах (1053-1125). Его сочинение «Поучение сыновьям» Становление централизованного государства в XIV – XV вв., Идея богоизбранного царства: с историософия самодержавия. «Москва – Третий Рим». XV-XVI вв.: спор иосифлян (стяжателей) и нестяжателей, их отношение к монастырскому землевладению и церковной собственности. Иван Грозный
Методы: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа. Литература: 1, 2, 4, Вопросы для самопроверки: Вопросы и задания для самостоятельной работы: Эссе, рефераты или доклады по теме:
Тема 3. Особенности русского капитализма и предпринимательства в конце XVII - XVIII веках Цель изучения темы – показать, что особенность социологии в России с русской социологии как этико-психологического направления. Задачи изучения темы: 7) определить, что задачами 8) объяснить, что ….связано с пониманием его 9) показать особенности Объем темы: 3 часа (1 час). Содержание темы:
Особенности русского общества в 18 веке: Юридическое закрепление крестьян (1649 г.) и народные выступления, крестьянская война; - складывание всероссийского рынка, ликвидировавшего изоляцию регионов; - централизация государства, формирование абсолютизма; - Церковная реформа и движения протеста (раскол); Социально-философские идеи экономиста И.Т. Посошкова (1652 -1726) Церковная реформа Петра I, ее сущность. Подрыв экономических основ духовенства: секуляризация церкви, создание Святейшего Синода (1721), доктрина государственного интереса. «Общенародие», труд, император – главные идеи Ф.Прокоповича. Раскол и его роль в становлении капитализма. Русское предпринимательство – важный этап хозяйственной культуры.
Методы: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа. Литература: 1, 2, 4, Вопросы для самопроверки: Вопросы и задания для самостоятельной работы: Эссе, рефераты или доклады по теме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|