Политика в области качества
Практическое занятие №3
1 Наименование занятия: Документация СМК 2 Цель занятия: Получение навыков работы с документацией СМК. 3 Подготовка к занятию: Ознакомившись с теоретическим материалом, устно ответьте на вопросы: 3.1 Перечислите пункты ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», в соответствии с которыми организация должна в обязательном порядке иметь документированные процедуры и укажите, какая информация должна содержаться в этих процедурах. 3.2 Перечислите, какие документы, в обязательном порядке должны входить в документацию СМК организации. 3.3 Перечислите требования к записям. 3.4 Каковы преимущества записей на электронных носителях? 3.5 Приведите примеры, для чего могут использоваться записи. 4 Литература: 4.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» (разделы 4, 5, 8) 4.2 ГОСТ ИСО/ТО 10012-2007 «Руководство по документированию систем менеджмента качества» 4.3 Конспект лекций по учебной дисциплине «Управление качеством» 4.4 Приложения А, Б к практическому занятию №3 5 Перечень используемых документов, материалов: 5.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» 5.2 Бланк для отчета 5.3 Канцелярские принадлежности 6 Задание на занятие: Основная часть 6.1 Приведите типовую структуру документации СМК 6.2 Перечислите документированные процедуры, которые в обязательном порядке должны иметься в документации СМК, указав при этом пункт (подпункт) ГОСТ ISO9001-2011 6.3 Перечислите требования, которые ГОСТ ISO9001-2011 предъявляет к записям Вариативная часть 6.4 Разработайте Политику в области качества для виртуальной организации 6.5 Разработайте Цели в области качества для виртуальной организации. Примечание: Примеры политики и целей в области качества приведены в приложении Б
7 Порядок проведения практического занятия: 7.1 Получите допуск к работе 7.2 Выполните задание в соответствии с пунктами 6.1 – 6.3 7.3 Сдайте зачет 7.4 В случае успешной сдачи зачета приступите к выполнению пункта 6.4, 6.5, и, по возможности, выполните их 8 Содержание отчета: Основная часть 8.1 Типовая структура документации СМК 8.2 Перечень обязательных документированных процедур организации с указанием пунктов (подпунктов) ГОСТ ISO9001-2011, которые требуют наличия этих процедур 8.3 Требования, предъявляемые к записям Вариативная часть 8.4 Политика в области качества виртуальной организации 8.5 Цели в области качества виртуальной организации 9 Контрольные вопросы: 9.1 Какие организационные структуры занимаются разработкой документации СМК на предприятии? 9.2 Что отражает Политика в области качества предприятия? 9.3 Какие требования должна содержать Политика в области качества предприятия? 9.4 Что отражают Цели в области качества? 9.5 Что является основой для разработки Политики в области качества? 9.6 Что является основой для постановки Целей в области качества. 9.7 Каково назначение Руководства по качеству? 9.8 Может ли предприятие иметь несколько Руководств по качеству?. Объясните, почему. 9.9 Может ли область действия СМК быть шире или уже деятельности организации? Работу составила преподаватель Т.С. Пронина Приложение А к практическому занятию №3 ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕТВА Общие положения Обязательным требованием стандартов ISOсерии 9000 является документирование системы менеджмента качества организации. Документ – информация и соответствующий носитель (например, записи, нормативная и техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт). Комплект документов часто называется документацией.
При документировании системы менеджмента качества организация может определить любое число и состав документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, функционирования, управления и постоянного улучшения СМК и ее процессов. Характер и степень документирования СМК зависят от особенностей организации. Документирование может охватывать всю деятельность организации или отдельные ее аспекты. Содержание документов СМК и установленные в ней требования должны соответствовать стандартам в области качества. Классификация документации системы менеджмента качества может быть построена на основе структуры процессов организации, структуры внедряемого стандарта или их комбинации. Организация может использовать другие виды классификаций в соответствии со своими потребностями. Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в зависимости от следующих факторов:
Система менеджмента качества обычно включает в себя документы, отраженные в схеме (см. рисунок 1) Документы системы менеджмента качества могут быть представлены в любой форме и на любом носителе. Примечание – Преимуществами документирования на электронных носителях являются следующие:
Рисунок 1 Типовая структура документации системы менеджмент качества Стандарт – официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, устанавливающий необходимые качественные характеристики и требования, которым должен соответствовать данный вид продукции, товара. 2Руководство по качеству Для небольших организаций в Руководство по качеству (далее РК) целесообразно включать полное описание системы менеджмента качества со всеми документированными процедурами, требуемыми ISO9001-2011. Для крупных организаций может быть разработано несколько руководств по качеству (например, для международного, национального или регионального направления деятельности организации) и/или может быть создана более иерархическая структура документов.
РК должно содержать область СМК, обоснования и детали любых исключений, документированные процедуры или ссылки на них, описание взаимодействия процессов СМК. РК должно включать в себя информацию об организации, в том числе ее наименование, адрес и контактную информацию. В РК может быть приведена дополнительная информация, например направление деятельности организации, сведения о ее размере, историческая справка. В РК должна быть приведена структура организации. Ответственность, полномочия и взаимодействия могут быть приведены в организационных схемах, картах процессов и/или рабочих инструкциях. Эти документы могут быть включены в состав Руководства по качеству или на них должны быть сделаны ссылки. РК должно содержать все предусмотренные элементы, но не обязательно в указанном порядке. РК должно включать в себя Политику и Цели в области качества или ссылки на них. Политика в области качества Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официальносформулированные высшим руководством. Как правило, Политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки Целей в области качества. Восемь принципов менеджмента качества могут служить основой для разработки Политики в области качества. Политика в области качества должна:
Цели в области качества
Цели в области качества— то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества Цели в области качества должны:
Требования к записям Запись —документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Записи могут использоваться, например, для документирования прослеживаемости, предупреждающих и корректирующих действий, внутренних и внешних аудитов и т.д. Форма —документ, в который заносятся данные, необходимые для системы менеджмента качества. После заполнения форма становится записью. Минимальные требования к записям установлены стандартом ISO9001:2011. Записи, установленные для представления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования СМК, должны находиться под управлением. Для этого должна быть разработана документированная процедура определения средств управления. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|