Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Композиция речи: вступление

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь с материалом уч.пособия А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи. – М.:2012. с.273-279 (см. образовательный портал). Составьте схему «Виды вступлений». Подготовьте по данной схеме выступление на данную тему.

 

Задание 2. Определите тему и задачу в следующих риторических текстах. Какие виды вступлений используют авторы данных текстов?

1. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход Игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше не­спокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник, символ объединения людей. (В. Гаврилин)

2. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты` не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но, несмотря на это, мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз. (Устная речь)

3. Ребята, поверьте, человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком посвященным и знающим. Учитесь у героев книг любить свою землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

Задание 3. Подготовьте выступление (3-5 мин.) на тему «История появления одного фразеологизма». Продумайте композицию своего выступления. Особое внимание уделите вступлению

Рекомендуемая литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи. – М.:2012

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Композиция речи: основная часть и заключение

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь с материалом уч.пособия А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи. – М.:2012. с.279-287 (см. образовательный портал). Законспектируйте данный материал, можно представить схематично конспект.

 

Задание 2. Опираясь на свой конспект, подготовьте 5 вопросов для одногруппников по теме «Композиция речи»

Задание 3. Прочитайте риторические тексты, вычлените тезис в каждом из них. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите, если возможно, выступающему отредактировать текст.

1. Журналист: Ультиматум, принятый ООН, касался и сербов, и хорватов. Почему же авиаудары коснулись только сербов?

Человек из МИДа: Дело в том, что это был двусторонний ультиматум, который предполагал вывод войск из демили­таризованной зоны. Теперь все склады с оружием сербов блокированы и не могут быть использованы. Я надеюсь, что пос­ле этой вспышки насилия стороны сядут за стол переговоров (ТВ, «Время», 27.05.1995г.).

2. Буржуазная пропаганда провозглашает: «У нас полная свобода: хочешь — голосуй за коммуниста, хочешь — выбирай защитника капиталистической системы». Вот и «великий американец» Авраам Линкольн был сыном плотника — не преминут напомнить буржуазные идеологи. Лживость подобной аргументации становится очевидной, как только мы обратимся к реальным фактам той же американской действительности. Говорят, что Авраам Линкольн, баллотируясь в палату представителей, затратил на всю предвыборную кампанию 75 центов, выставив избирателям бочку сидра. Сегодня это вспоминают как исторический курьез. Ныне, чтобы попасть в Капитолий, а тем более в Белый дом, нужны сотни тысяч, миллионы долларов. В век авиации, телевидения, тотальной рекламы, они уходят на то, чтобы насыщать реактивные двигатели специальных лайнеров, закупать время в эфире, содержать огромный штат помощников — от сочинителей речей до специалистов по дикции и жестикуляции... (Е. А. Ножин.)

Задание 4. Проанализируйте заключительные части публичных выступлений. Какие цели ставят ораторы? Какие средства выразительности используют? Выскажите свое мнение о заключениях и попытайтесь отредактировать текст.

(Речь о проблемах инвалидов.) ...В заключение мне хотелось бы обратиться к нашим уважаемым журналистам. Хотелось бы, чтобы в прессе объективно освещались проблемы инвалидов. Как после бурелома появляется новая поросль, как после первого дождя тянется к свету и теплу все живое, так и мы, инвалиды. Для нас перестройка — это благодатный дождь, а свет и тепло — это ваши сердца, ваше понимание. Так отдайте же часть тепла ваших сердец, ваших душ инвалидам. Помогите им стать полноправными членами общества. 1989 год Советским фондом милосердия и здоровья объявлен Годом милосердия. И я призываю вас всех, уважаемые депутаты и избиратели, активно включиться в это гуманное движение. (А. Я. Неумывакин)

2. ....Итак, главной задачей таких наблюдательных советов явится обеспечение на государственном телевидении и радио объективного освещения общественно-политических проблем и событий. Еще раз хочу обратить ваше внимание, народные депутаты: вопрос архиактуальный, архиважный в наше неспокойное, нестабильное время. Прошу принять за основу проект данного постановления. (В. П. Лисин)

3. ...Еще раз напоминаю вам: как бы ни было трудно на первых порах, не гонитесь за легким успехом. Ведь вы, идущие нам на смену, — надежда наша. Вы — наше будущее. За многими из вас уже стоит настоящее, но будущее писателя есть у вас всех. Вы — великолепные представители великолепного народа. Желаю вам добра, успехов, больших свершений, дорогие друзья! (М. А. Шолохов)

Рекомендуемая литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи. – М.:2012

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...