Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулятивная (нормативная) функция культуры.

ЗНАКОВАЯ (СЕМИОТИЧЕСКАЯ) ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ.

Одной из важнейших, базовых, функций культуры является знаковая (семиотическая) функция.

Семиотика рассматривает знак в качестве основного средства культуры, с помощью которого фиксируется индивидуальная и общезначимая информация о человеке и мире. Знак есть предмет (явление), выступающий в качестве носителя информации о других предметах (явлениях). Знак лишь замещает предмет, ничего в нем не меняя.

Чем обусловлена для человека необходимость вырабатывать значения и закреплять их в знаках? Обозначая вещи, свои собственные поступки, переживания и фиксируя их в знаках, то есть, удваивая мир в слове, в образе, символах, человек получает возможность дистанцироваться от наблюдаемых явлений и своих чувств, воссоздавать и работать с ними в воображении, мысленно моделировать явления, свое поведение, отличать и дифференцировать тончайшие оттенки в своих переживаниях, структурировать, упорядочивать и истолковывать окружающий мир и свое бытие в нем, концентрировать и аккумулировать свой опыт и ориентироваться в действительности.

Поэтому знаковая деятельность является неотъемлимым элементом всей жизни человека, начиная с самого рождения, когда ребенок с помощью игрушек осваивает значения взрослого мира. Она охватывает всю последующую жизнь человека, включая такие сферы его жизнедеятельности, как экономика, политика, право, образование, частный быт, общение с другими людьми и т.д. Вся история культуры в широком смысле слова, так или иначе, - это история развития знаковой деятельности человека. Будучи означенными, явления и предметы вводятся в поле социокультурной коммуникации, то есть в процесс целенаправленного обмена информацией между индивидами и социальными группами

Основным коммуникативным средством в культуре являются языки культуры (знаковые системы), ядром, первоосновой которых являются естественные языки (исторически сложившиеся языки национальных коллективов) как наиболее универсальные по сравнению с другими знаковыми системами. Именно с их помощью создаются главные тексты культуры. Естественный язык в состоянии передать лицо, модальность, временные измерения (прошлое, настоящее, будущее). Благодаря своей дискретности и огромному запасу словесных значений и закрепленного в них опыта предшествующих поколений, он обладает неограниченной способностью к комбинированию, сохранению системности, передаче новых значений.

Наряду с естественными языками в культуре все больше место занимают искусственные языки (в системе «человек - машина», язык математики, физики, химические символы и т.п.) и что особенно важно с точки зрения анализа собственно культурных аспектов жизнедеятельности человека, - так называемые вторичные языки культуры, возникшие на основе естественных языков: языки искусства, языки мифа и ритуалов, языки тела, костюма и моды, ландшафта, среды обитания, жилища и пр.

Каждый из языков культуры обладает своей внутренней структурой, правилами образования, осмысления и употребления их элементов. Каждому из них соответствует своя область действительности и жизнедеятельности человека. Они существуют только внутри сообщества, принявшего правила коммуникации на этом языке. Как основное средство социокультурной коммуникации, они создают то энергетическое поле культуры, где рождаются новые культурные смыслы и значения.

Без знания языков культуры, без умения «расшифровывать», «декодировать» и переводить с одного языка культуры на другой человек не может освоить целые пласты культуры и, следовательно, последние теряют для него социокультурный смысл (например, искусство, наука) и напротив, знание их дает человеку возможность овладевать новыми для себя областями социокультурной деятельности, формирует способность к культурной рефлексии и самопониманию, к самостоятельной ориентации в мире культуры.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ (ФУНКЦИЯ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА).

 

Животные располагают только биологическим, генетическим механизмом наследования информации. Жизненный опыт, накопленный в течение жизни отдельной особью, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт с нуля. Объем информации, имеющийся у них, от поколения к поколению не увеличивается.

У человека с возникновением культуры появляется особая, надбиологическая форма хранения и передачи информации – знаковые системы. Социальная информация, аккумулированная с их помощью, не исчезает со смертью индивида, а передается следующим поколениям. Культура - человеческий, внебиологический механизм наследования знаний и опыта предшествующих поколений. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции человеческого опыта. Культура – социальная память человечества.

 

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ) ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ.

Культура, концентрируя в себе социальный опыт человечества, создает благоприятные возможности для познания и освоения мира:

в рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения),

иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия),

логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость)

и образных (искусство, игровые формы поведения и пр.) формах.

 

АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ.

Культура обеспечивает адаптацию (приспособление ) человека к окружающей среде. Слово «адаптация» (от лат. «adaptatio») означает прилаживание, приспособление. Всякий вид животных

адаптируется к среде своего обитания в процессе своей эволюции. Человек же приспосабливает среду к себе.

Homo Sapiens как биологический вид не имеет своей природной экологической ниши. Он является «незавершенным», «неопределившимся» существом. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлен к какой-либо устойчивой форме животного существования. Он не в состоянии вести естественный образ жизни, подобно другим животным, и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: одежду, жилище, лекарства, оружие, разнообразные продукты питания.

Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия – не за счет изменения биологических признаков, а путем формирования искусственных условий существования.

 

РЕГУЛЯТИВНАЯ (НОРМАТИВНАЯ) ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ.

В отличие от животных люди не могут жить на основе врожденных, генетически заданных образцов поведения. Сложные виды человеческой деятельности не запрограммированы в генах, им надо учиться в процессе всей жизни. Культура несет в себе внегенетические программы деятельности, т.е. нормы и правила, которые человек сам для себя устанавливает. Например, нормы и правила этикета, судопроизводства, дорожного движения, стихосложения, отношений между детьми и родителями и пр.

Животные ведет себя естественно, в соответствии со своей генетической программой, человек сам накладывает на себя какие-то обязанности и ограничения, но в результате этого создает условия для своего развития. Введение норм, которые регулируют действия людей – это специфическая черта человеческого образа жизни, закрепленная в культуре.

Культурные нормы чрезвычайно разнообразны. Они в большей или меньшей степени регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь: еду и одежду, отношения между мужчинами и женщинами, развлечения и труд. Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней нормы (регулятивы). Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не осознавая этого.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Например, нормативность русской культуры значительно слабее, чем английской, китайской и многих других. «Нормативная недостаточность» культуры ведет к дезорганизации общественных отношений, росту преступности, падению нравов. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, устойчивости общественного порядка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...