Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
По результатам проведенного экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей по организации коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности. В соответствии с теоретическими и практическими исследованиями эмоциональной сферы детей, проведенные специалистами Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой [14], представляем следующие основные условия осуществления коррекционного воздействия при работе с эмоциональной сферой ребенка с задержкой психического развития: – проведение коррекционного воздействия по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы; – системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные процессы), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психолого-педагогической диагностики развития; – оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним; – формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках, а также учет того, что цели коррекционного воздействия должны быть реалистичными; – охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.
Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей. Цель коррекции эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития в музыкальной деятельности: – гармонизация личности ребенка с задержкой психического развития, – восстановление и коррекция психоэмоционального состояния ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства. Задачи коррекционно-воспитательного процесса: – помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью; – способствовать преодолению неадекватных форм поведения; – содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития предлагаем проводить с помощью музыкальной деятельности в несколько этапов: 1. Первый этап «Музыка – язык чувств». На этом этапе происходит обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогает накоплению эмоциональных впечатлений. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности. 2. Второй этап – «Образ в движении». На этом этапе происходит приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на этом этапе работают над воссозданием, воспроизведением чувств.
3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе. Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении». Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются: – регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка; – снятие психоэмоционального возбуждения; – приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; – формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения; – развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками; – развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет; – выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки; – моделирование положительного состояния (катарсиса). Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы: 1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии – как катализатор эмоциональных процессов, – как музыкальный фон во время рисования, – как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы. 2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее: – упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения; – зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе – музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую- – диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с – «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении». Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории. Таким образом, экспериментальное исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.
Развитие эмоций у дошкольников с ЗПР является необходимым условием успешности развития детей данной категории. Проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития целесообразно проводить посредством музыкальной деятельности, соблюдая при этом необходимые условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать в целом успешной социализации дошкольников с ЗПР.
Заключение Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Экспериментальное исследование подтвердило выводы специалистов о недостаточности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. Ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Было отмечено, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.
Анализ проведенного исследования приводит к выводу о том, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно при условии включения в процесс воспитания и обучения одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной деятельности. Проведение коррекционной работы по развитию эмоций дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкальной деятельности необходимо проводить, соблюдая при этом условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать успешному развитию личности в целом дошкольников с ЗПР. В процессе исследования, изложенного в данной работе, и анализа его результатов нам удалось реализовать цель и выполнить поставленные задачи исследования. Были изучены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявлены наиболее эффективные средства и оптимальные условия развития эмоций дошкольников с ЗПР. Таким образом, проведенное исследование имеет важную практическую значимость, которая состоит в разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности. Представленные рекомендации могут помочь воспитателям и музыкальным работникам в организации коррекционного процесса по развитию эмоций у дошкольников с ЗПР, что является необходимым условием успешной социализации детей данной категории.
Список литературы 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской – М., 1982. – 125 с. 2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: 3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с. 4. Борякова, Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2003. – №1 – 10 с. 5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. – М, 1990. – 32 – 56 с. 6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 144 с. 7. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: моногарфия / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород, 1993. – 98–108 с. 8. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева – М., 1993. – 8 с. 9. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. – 90 с. 10. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М., 1971. – 208 с. 11. Зарин, А.П. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с понижением интеллекта / А.П. Зарин, Е.А. Ложко. – СПб., 1994. – 47 – 58 с. 12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец. – М., 1985. 13. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с. 14. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: «Академия», 2004. – 288 с. 15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов – СПб.: Питер, 2004, – 480 с. 16. Лубовский, В.И., Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М., 1984. 17. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. 18. Медведева, Е.А. Музыкальная психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко. – М., 1988. – 34 – 56 с. 19. Никашина, Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. / Под ред. В.И. Лубовского – Смоленск, 1994. 20. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с. 21. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2002. – 464 с. 22. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т.Н. Павлий // Дефектология. 2000. – №4. – 36–42 с. 23. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. / М.С. Певзнер // Дефектология. №3. – 1972. – 8 – 14 с. 24. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 104 с. 25. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 204 с. 26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: монография / С.Л. Рубинштейн. – М.: – 1976. – 458 с. 27. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: методическое пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили. – М., 1998. – 5 – 12 с. 28. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с. 29. Ульенкова, У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционная работа с ними. – автореф. дисс… д-ра псих. наук / У.В. Ульенкова. – Горький, 1983., – 8–12 с. 30. Шаповалова О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. – Биробиджан, изд. БГПИ – 2003. – 96 c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|