Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

Курсовая работа

на тему:

«Особенности развития малых предприятий в России»

 

 

Выполнила студентка группы М2-2

Худорожкова Е.А.

 

Научный руководитель

доцент Крюкова О.Г.

 

Москва 1999 г.

                              П Л А Н

 

 

Введение:                                                                                       3 - 6

 

I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая 6 - 9

деятельность малых предприятий

 

II. Государственная поддержка малого бизнеса                     9 - 17

       

 

III. Финансово-кредитные механизмы регулирования       17 - 21

            

    

Заключение:                                                                              21 - 26

 

 

Приложения:                                                                             27 - 31

 

Список использованнной литературы                                     32 - 33

 

 

Введение

 

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбина­ция различных по масштабам производств — крупных, с тен­денцией к монопольным структурам, и небольших, — склады­вающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-техничес­кого прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, фи­нансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кад­рами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключе­ние лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

 

Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечи­вают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значи­тельно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребитель­ской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невы­годен крупным предприятиям. Все это обосновывает необхо­димость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпри­нимательстве кроются большие резервы, которые можно поста­вить и на службу России.

^ Например, малые и средние фирмы США производят 40% ва­лового национального продукта и половину валового продукта ча­стного сектора, том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86, сфере обслу­живания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в эконо­мике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововве­дений в 17 раз больше, чем крупные1.

В последние годы ускорились концентрация и централиза­ция капитала в странах Европы, например в стальной промыш­ленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Да­нии и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, де­ревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейца­рии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно в интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают «специализированные ниши», где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе около половины продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальны доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

Особенности

 

В связи с переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем зависит в немалой степени и от раз­вития предпринимательства.

Малое предпринимательство имеет свои особенности, в частности возможность гиб­кого реагирования на изменения конъюнк­туры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг и т. д. Отсюда - возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем перелива его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы эко­номики. В системе мер, направленных на преодоление негативных тенденций в народ­ном хозяйстве России, малые предприятия приобретают и социальное значение, так как способствуют повышению деловой активности и обеспечению занятости населения.

Малый бизнес часто более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. а Западе созданы механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под прогрессивные научно-технические проекты. Венчурные предприятия оперативно разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство нововведений. Подсчитано, что на решение таких задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, и правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу 90-х гг. все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн.иен, из которых около 80% было направлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы. По данным министерства научных исследований и технологий ФРГ, доля расходов на НИОКР в обороте (сумме продаж) в 1997 г составила на предприятиях с числом занятых до 100 человек - 6,1%, от 100 до 500 - 3,2, от 500 до 1000 - 2,4, от 1000 до 10 000 -2,6 и свыше 10 000 человек - 4,8%.Таким образом, наиболее высокая доля расходов на НИОКР на мелких предприятиях. Подобное соотношение существует и при распределении ассигнований на НИОКР в расчете на одного занятого на предприятиях с числом рабочих до 100 они превышают 10 тыс. марок, а с числом занятых от 500 до 1000 - вдвое меньше

 

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в ос­новном от двух условий: внутренней экономической обстанов­ки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализа­ции своих хозяйственных целей. В большей степени эти факто­ры воздействуют на развитие малой экономики, которая наи­более чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руко­водителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Виды малых предприятий:

Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как прави­ло, специализируются на изготовлении отдельных узлов и дета­лей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти пред­приятия очень тесно взаимодействуют с крупными предпри­ятиями через систему кооперационных связей, систему субпод­ряда. С помощью этих предприятий крупное производство ос­вобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффек­тивного производства. Малые предприятия этой группы нахо­дятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую кон­курентную борьбу между собой.

Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря вы­сокому качеству выпускаемого продукта.

 

 

Начало создания малых предприятий в современной России относится к 1988 году, когда вышел Закон СССР «О кооперации в СССР». Начиная с этого периода вышло ряд Законов, постановлений правительства СССР и РФ. Эти акты регулируют сегодня деятельность малых предприятий в РФ, определяют их налогообложение и выделяют основные направления поддержки государством малых предприятий в России.

В своей работе я остановлюсь на причинах возникновения малых предприятий в России, правовых аспектах их деятельности, экономических показателях и перспективах развития малого бизнеса в России.

 

I. Рыночная экономика и малые предприятия

 

 

С другой стороны, в экономике страны сохраняется ситуация, когда производствен­ные активы в основном находятся в руках крупных хозяйственных структур, потребитель и работник не в состоянии в полной мере защитить свои права. Это касается и так называемых градообразуюших предприятий, на которых, как правило, занято более 30% трудоспособного населения города (например, чебоксарское АО “Промтрактор”, фрязинское НПО “Исток”, “Уралмаш” и т. д.). Кроме того, такие предприятия имеют на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженер­ной инфраструктуры (жилье, детские сады, медицинские учреждения, дома культуры, кинотеатры и пр.), обслуживающие большинство жителей города. В условиях плановой экономики это так или иначе выглядело целе­сообразным, но никоим образом не может соответствовать тем рыночным преобразованиям, которые происходят в России: рынок ориентируется на потребителя, а не на произ­водителя.

Сегодня предприятия, обеспечивающие рабочие места горожан, в большинстве своем являются крупнейшими неплательщиками налогов, имеют значительную дебиторско-кредиторскую задолженность и неудовлетворительную структуру баланса, требуют экономического оздоровления. Даже не столько экономическая, сколько социальная значимость градообразующих предприятий заставляет всерьез задуматься о проблемах их преобразования и обеспечения эффективного функционирования.

Один из способов решения проблем пред­приятий, имеющих статус градообразующих, их реконструкция и создание новых рабочих мест видится в образовании на их основе комплекса малых предприятий и развитие в регионах частного предпринимательского сек­тора, как более гибкого и устойчивого к изменениям конъюнктуры сегмента экономи­ки. Однако такая реструктуризация возможна только при соблюдении трех основных мо­ментов: экономической целесообразности; на­личия нормативно-правового аспекта; возмож­ности практической реализации.

При разукрупнении предприятия резуль­тат может оказаться двояким в зависимости от необходимости сохранения производственной структуры преобразуемого производства. Комп­лекс создающихся малых предприятий может по-прежнему выполнять функции, обслужи­вающие основное производство. Появление экономического интереса у инфраструктурных предприятий, вероятно, должно повысить эффективность последнего. С одной стороны, это связано с тем, что промышленный гигант в тяжелой финансовой ситуации сбрасывает лишний “балласт”. С другой же, развитие сер­висных производств так или иначе поддер­живает основное.

Однако такого рода реструктуризация не всегда может решить существующие проб­лемы, так как основная причина кризиса предприятия не устраняется. В данном случае процессу разукрупнения необходима будет значительная поддержка из центра для полу­чения капиталовложений и управленческих ресурсов. С другой стороны, если изменяются отношения собственности в рамках одного производства, может произойти нарушение технологического цикла основного производ­ственного процесса. Такое может случиться, когда отсутствует переходная “холдинговая” компания, в роли которой и выступает крупное предприятие.

Но разрушение экономических связей и ломка производственно-технологической цепи могут и не иметь решающего значения, если каждое малое предприятие, образованное в процессе реструктуризации либо создавшееся вновь на базе крупного, производит совер­шенно новые продукты или услуги. Так, уже сейчас на крупных предприятиях, которые в целом имеют низкий экономический потен­циал, существуют производства, для которых легко найти местный источник снабжения и которые поэтому могут работать независимо от основного предприятия; производства с технологиями, способные использоваться во многих других областях экономики, а также производства, обеспечивающие удовлетворе­ние местных потребностей. Таким образом, изучение рыночной конъюнктуры, быстрое реагирование на изменение потребительского спроса и гибкость производства в рамках малого предприятия вполне могут обеспечить его жизнедеятельность в процессе реструкту­ризации и нарушения или разрушения произ­водства “материнской” компании.

Следующий аспект проблемы преобразо­вания и реструктуризации - правовые возмож­ности  их осуществления. Анализ показывает, что нормативно-правовая база для развития малого предпринимательства и комплексного разукрупнения предприятий имеет достаточно разветвленную структуру и обеспечивает государственную поддержку субъектов малого бизнеса.

Независимо от предмета и целей дея­тельности, организационно-правовых форм и форм собственности малых предприятий, они имеют особый статус среди прочих субъектов экономики. Законодательство Российской Фе­дерации обеспечивает государственную под­держку малого предпринимательства, устанав­ливая основные направления стимулирования и развития субъектов малого предпринима­тельства, а также льготы и другие меры поддержки малых предприятий.

Для того, чтобы иметь возможность поль­зоваться льготами, установленными для малых предприятий, и поддержкой со стороны государства, организация должна удовлетворять определенным условиям по численности рабо­тающих и структуре уставного капитала. Если предприятие попадает в эти рамки и к тому же работает в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство и переработка сель­скохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных това­ров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, строи­тельство или ремонтно-строительные работы, оно имеет максимальные льготы.

Кроме этого, для субъектов малого бизне­са предусматривается поддержка в их инфор­мационном обеспечении, подготовке кадров, производственно-технологическая и иннова­ционная поддержка, поощряется внешнеэко­номическая деятельность.

Таким образом, потенциал субъектов ма­лого предпринимательства значительно рас­ширяется за счет комплекса нормативных мер, направленных на его стимулирование. Необ­ходимо решить “лишь” такую задачу, как ис­пользование этого потенциала при осуществ­лении санационных мероприятий в отноше­нии градообразующих предприятий-банкротов.

Сейчас ситуация такова, что нормативно-правовая поддержка вовсе не означает благо­приятных экономических условий для раз­вития малого предпринимательства в реальной жизни. Кроме этого, установлены весьма жесткие и четкие ограничения для отнесения организаций к таким субъектам, а также жест­кие меры и гарантии для соблюдения прав кредиторов преобразуемых предприятий, санк­ции для должников и банкротов. Вопрос в том, выполняются ли эти требования и соблю­даются ли гарантии. Практическое осуществ­ление всех мероприятий по реструктуризации и есть третий, важнейший аспект ее проведения.

  На сегодняшний день схема приватизации либо продажи больших предприятий (в том числе градообразующих) сводится к распреде­лению на доли их уставного капитала, что опять же ведет к чрезмерной концентрации капитала предприятия в одних руках (так как уставный капитал акционерного общества составляет в принципе незначительную сумму) и, соответственно, возможность образования комплекса из большого числа малых пред­приятий

на базе одного крупного предприя­тия-банкрота или должника значительно сок­ращается. Если же установить систему про­дажи таких предприятий по делению их основных производственных фондов, то одно лицо просто не в состоянии будет скупить значительную долю пакета акций градообразующего предприятия, фонды которого - ог­ромные суммы.

В остальном же существующая законода­тельная база способствует не просто ликвида­ции крупных предприятий-должников или распродаже их имущества, а в основном пре­дусматривает различные варианты санации и оздоровления этих организаций путем их реорганизации, в том числе и в предприятия малого бизнеса.

Таким образом, в сложившейся ситуации на базе производств и секторов экономики целесообразно осуществлять политику перево­да потенциала крупных хозяйствующих субъектов в собственность малых предприятий. Этот подход обусловлен и задачами, которые ставят государственные программы поддержки малых предприятий.

Ниже я подробнее остановлюсь на правовых вопросах и экономических аспектах деятельности малых предприятий в России.

 

 

 

I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая деятельность малых предприятий

Что же такое малые предприятия сегодня? Кто является субъектами малого предпринимательства?

Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дает следующее определение субъектам малого предпринимательства:

“Под субъектами малого предпринимательства понимаются  коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -

30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении других видов

деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.”

     

Экономические показатели деятельности малых предприятий в России в последнее время характеризуются следующими данными.

Незначительный рост числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%). 1

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа малых предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % - в 1997 г., на 12,1 % - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли “наука и научное обслуживание” (на 6,2% и на 11,4%).

  Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. Изменение отраслевой структуры по числу малых предприятий приведено в приложении № 1.

  По состоянию на 1 января 1998 года треть общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20% от их общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.

 

1. Здесь и далее в этом параграфе Мазурова Г.Г. «Малые предприятия России в 1999 году» “Вопросы статистики” - 1999, № 8.

 

В 1998 году продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 1997г., на 9,1%- в 1998г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальневосточном (на 8,9% и на 1,9%) районах. Распределение числа малых предприятий по территории РФ в 1997 и 1998 годы приведено в приложении № 2.

  Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения России не изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятие на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской (по7 предприятий).

В 1998 году общее количество рабочих мест на малых предприятиях составило 7,4 млн. человек. Более трети (35%) среднесписочной численности работающих на малых предприятиях занимались торговлей и общественным питанием, в промышленности трудились 21,9%, в строительстве -21,7%.

На одном малом предприятии в среднем работает девять человек.

Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики РФ составила 12,1% (в 1997 г. -12,5%), в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1 % (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). Распределение работников малых предприятий по отраслям экономики приведены в приложении №3.

В 1998 году среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляла 816,5 рублей (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля).

В 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это составило около 7% выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной продукции малыми предприятиями в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%.

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 году составили 22,5 млрд. рублей, или, 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1997 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. Данные по инвестициям малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики в 1998 году приведены в приложениях №№ 4 и 5.

 

 2. Государственная поддержка малого предпринимательства

   

За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации” опре­деляет общие положения в области государст­венной поддержки и развития малого пред­принимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Основными направлениями государствен­ной поддержки являются следующие:

- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;

- формирование инфраструктуры поддерж­ки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства госу­дарственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, разрабо­ток и технологий;

- установление упрощенного порядка реги­страции субъектов малого предприниматель­ства, лицензирования их деятельности, серти­фикации их продукции, представления госу­дарственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической дея­тельности субъектов малого предприниматель­ства. включая содействие развитию их тор­говых, научно-технических, производствен­ных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах раз­вития и поддержки малого предпринима­тельства (Федеральная программа, региональ­ные (межрегиональные), отраслевые (межот­раслевые) и муниципальные), которые соот­ветственно разрабатывает Правительство Рос­сийской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России действуют сегодня? Какие льготы существуют для малых предприятий?

В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.

Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предприниматель­ства, инвестиционных и лизинговых компа­ний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создава­емых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функцио­нированию и развитию малого бизнеса).

Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий по­рядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при ус­ловии, что выручка от этих видов деятель­ности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные пред­приятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы дея­тельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

  Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) пред­приятий, их филиалов и структурных подраз­делений.

Для малого бизнеса существенное значе­ние имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г., в соответ­ствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годо­вого бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

  В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, ос­вобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.

Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:

- введение ускоренной амортизации;

- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;

- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.   

Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предприниматель­ства. С другой стороны, кредитные организа­ции, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льго­тами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;

- страхование малых предприятий на льгот­ных условиях;

- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчет­ности.

 

  Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

  Применение упрощенной системы налогообложения, учета и  отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выру

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...