Вопрос 2. Эстетическая мысль средневекового Китая.
Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской культуры – «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания. Эпоха раннего Средневековья. Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл несколько этапов развития. К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа. Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне. «Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.
Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики. Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения. На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая. Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет. Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр – новеллы. Характерная черта – тяготение к исторической точности повествования. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл.
Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии. Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами. Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы – птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско –буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье. В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.
Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы – героической эпопеи и романа. Продолжалось развитие драматургии. Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки. Принципы досугового времяпровождения в Китае. Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета. Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д. В искусстве пейзажного сада передача дикой природы во всей её целостности и многообразии достигается через искусственную дискретность пространства, создаваемую путём сегментной планировки сада. Пейзажный сад состоит из многочисленных участков, обнесённых стеною. Сегменты соединяются проходами прямоугольной или овальной формы, расположенными так, чтобы при подходе к ним у человека создавалось впечатление графического изображения следующего сегмента.
Основными конструктивными деталями садовых композиций являются элементы, идущие от архаико-религиозного архетипа - гора, вода, дерево. Водное пространство нередко включает в себя золотых рыбок. Особое место в эстетике пейзажного сада занимают мосты, относящиеся к трём ведущим архитектурным разновидностям: 1). Лунные мосты, представляющие собой полукруглую арку, которая совместно с её отражением в воде образует круг, олицетворяющий лунный диск в полнолуние, вечный круговорот жизни, космический универсум состоящий из двух начал - Неба и Земли, или Инь и Янь. 2). Мосты с воротами 3). Зигзагообразные мосты. О степени развитости пейзажной живописи в рассматриваемый период (4-6 века) свидетельствуют: 1. эстетические трактаты того времени, посвящённые теории пейзажной живописи. 2. Жизнеописания конкретных исторических лиц. Так, в жизнеописании крупнейшего теоретика живописи того времени Цзун Бина, рассказывается, что когда он по причине преклонного возраста был вынужден отказаться от совершения прогулок в горы, то расписал ограду своего жилища изображениями гор и вод. Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело к окончательному формированию художественно-эстетического канона национальной поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция – эстетико-эмоциональная. Отныне стихотворный текст стал предназначаться для демонстрации богатства внутреннего мира индивида, выражения его индивидуального мировосприятия и психо-эмоционального состояния, включая любовные переживания, и кроме того приобрёл самостоятельное эстетическое значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|