Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение овладения устной речью




 

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корректируется на других возрастных этапах.

Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

Слабослышащие дети в возрасте трех-четырёх лет, поступающие в дошкольные учреждения, владеют устной речью на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка.

Таким образом, слабослышащие дети дошкольного возраста имеют свои особенности речевых данных на разных этапах развития.

Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты и особенности развитие речи слабослышащих дошкольников 3-4 лет.

Много учёных занимались исследованием проблемы речевого развития слабослышащих детей. Для характеристики особенностей речевого развития детей с нарушением слуха, мы рассмотрели педагогическую классификацию Р.М. Боскис, которая отмечает, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи.

Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. В свою очередь в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети. Что качается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

Помимо Р.М. Боскис исследованием проблемы развития речи у слабослышащих детей занимались С.А. Зыков, Б.. Корсунская, Л.С. Выготский, Л.П. Носкова.

В своей работе мы рассмотрели более подробно положение Л.С. Выготского о системном и структурном строении значения слова, которое показывает роль слова как единицы языка в развитии мышления, взаимодействие внешнего и внутреннего планов речи, семантических и грамматических структур.

Так же большой интерес представляла теория Л.П. Носковой, в которой рассмотрены генетический, деятельностный, структурно-семантический принципы формирования речи дошкольников с нарушенным слухом.

Таким образом, формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...