Мавзолей спящей красавицы. Карнакский храм – модель мироздания
Мавзолей спящей красавицы На кладбище Каппара в финском городе Пори стоит мавзолей, похожий на готический храм. Это фамильный склеп семьи Юселиусов. Сигрид-Мария Юселиус появилась на свет 17 мая 1887 г. Отец девочки, Фриц-Артур Юселиус, был успешным коммерсантом. Он женился на дочери своего соседа, тоже богача – красавице Терезе. Первый ребенок супружеской четы прожил лишь пять месяцев. Во втором – малышке Сигрид-Марии – родители души не чаяли. Когда девочке исполнилось шесть лет, ее родители развелись. По-видимому, это подорвало здоровье Сигрид-Марии, которое от рождения и так было довольно хрупким. В девять лет у девочки обнаружили туберкулез. В то время эту болезнь еще не умели как следует лечить. Хотя Фриц привозил к дочери лучших докторов, она угасала, как свеча… Перед смертью Сигрид мечтала дожить хотя бы до Рождества – своего любимого праздника. Но Бог не услышал ее молитвы. Она захворала еще и корью, и без того ослабленный организм уже не мог сопротивляться… Конец наступил 19 июня 1898 г. К тому времени девочке исполнилось 11 лет. Многие отмечали, что в гробу она лежала как живая, казалось, будто ребенок просто спит… Безутешный Фриц Юселиус нанял лучших архитекторов и художников, заказав им построить помпезную гробницу в готическом стиле. Мавзолей был выстроен только к 1903 г. Стены его украсили фрески, написанные знаменитым живописцем Акселем Галленом-Каллелой (1865–1931). На них была аллегорически изображена вся человеческая жизнь от рождения до самой смерти. И всюду фигурировало число 11, обозначавшее возраст, когда Сигрид-Мария покинула этот мир… Оконные витражи напоминали по форме лепестки ромашки, которую так любила девочка при жизни. Саркофаг по контуру также обрамляли белые ромашковые лепестки, высеченные из мрамора.
Дальнейшая жизнь у Фрица не сложилась. После развода с матерью Сигрид он был еще дважды женат, но обе его жены скончались. Последняя, Берта, была ровесницей умершей дочери Фрица. Но и ее вскоре после свадьбы свел в могилу рак… К старости Юселиус остался в полном одиночестве. Он стал часто приходить в склеп, где была похоронена его единственная дочь, садился на каменную скамью и подолгу смотрел на мраморный гроб, в котором лежала его кровиночка. Когда Фриц-Артур Юселиус скончался, его похоронили в семейном склепе рядом с любимой дочерью. Между тем еще после кончины Сигрид заговорили о том, что в усыпальнице обитает ее призрак. Люди видели в окнах гробницы загадочное свечение, слышали доносящиеся оттуда странные звуки… А потом стены склепа стали «плакать» – оттуда начала сочиться солоноватая на вкус влага, похожая на слезы… Хотя специалисты объясняли это тем, что камень для строительства был взят с острова и пропитался морской водой, которая сейчас стала понемногу просачиваться сквозь каменные поры, в народе начали шептаться, что это плачет дух девочки… Помещение подвергли просушке. Но в 1931 г. в усыпальнице вдруг вспыхнул пожар. Причиной стала упавшая на пол горевшая свеча. И вновь заговорили о привидении покойной Сигрид-Марии. Гробницу удалось восстановить. Сын к тому времени уже покойного Галлена-Каллелы, Ерма, заново расписал по отцовским эскизам стены и потолок. Были восстановлены и оконные витражи. К тому времени склеп был объявлен объектом, имеющим художественную и архитектурную ценность, туда провели электричество и стали пускать посетителей. На крышке гроба Сигрид часто лежат живые ромашки. Их привозят люди, которые съезжаются в Пори со всего света. Особенно много посетителей приезжает в канун Рождества. Почему? Говорят, если прикоснуться к холодной стене склепа и загадать желание, оно непременно сбудется. Единственное, чего не стоит просить – это денег, ведь отцу Сигрид-Марии они так и не принесли счастья…
Карнакский храм – модель мироздания Египет знаменит не только своими пирамидами и сфинксами. Именно здесь, в небольшом селении Карнак неподалеку от Луксора, находится самый большой в мире храмовый комплекс Ипет-Исут. К тому же, это, наверное, единственное в мире сооружение, которое строилось на протяжении двух тысячелетий… Строительство Ипет-Исут начиналось примерно за 3200 лет до н. э. на восточном берегу Нила, в северной части города Фивы, который тогда был одним из крупнейших в древнем мире. Комплекс, который возводился от фараона к фараону, на протяжении многих царствований, состоял из трех частей. Самые большие размеры имел центральный храм, посвященный богу Амону Ра, наместником которого на земле считался фараон. Часть храмового комплекса была со временем разобрана, но часть сооружений все-таки сохранилась, в том числе и храм Амона, толщина стен которого составляет 15 м. В древности территория комплекса по всему периметру была окружена также высокой стеной из сырцового кирпича. Внутрь вело несколько пар огромных каменных ворот. Одним из главных входов на территорию святилища Амона служили ворота перед фасадом храма Хонсу. Чтобы попасть в храм Амона, нужно миновать монументальную аллею сфинксов с бараньими головами. Сам храм представляет собой гигантскую анфиладу зданий. Самое впечатляющее сооружение – колонный зал площадью более 6000 кв. км. Здесь 134 колонны, украшенных росписью на религиозную тематику, как, впрочем, стены и потолок. Высота каждой колонны составляет 23 м, а чтобы обхватить ее, потребуется не менее шести человек. Большой колонный зал был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о которых говорится в Ветхом Завете. Одним из важнейших принципов религии древних египтян являлось понятие о космогоническом мировом порядке (маат). Согласно ему, маат может быть выведен из равновесия, например, недостойными человеческими деяниями, и тогда в мире настанет хаос… Задача таких сооружений, как Ипет-Исут, как раз и состояла в том, чтобы не допустить мирового беспорядка и поддерживать Вселенную в состоянии равновесия. Каждый храм в Египте должен был, по священному замыслу, представлять собой модель мироздания, каким оно должно быть в идеале. «Баланс» в мире должен был сохраняться путем проведения различных ритуалов и жертвоприношений богам, которые проводили в святилищах фараоны и жрецы.
Архитекторы и строители храма в Карнаке, несомненно, стремились внушить посетителям чувство благоговейного трепета перед божествами. Но они не забывали и о сохранении гармонии. Согласно древнеегипетским верованиям, в этом мире каждому уготовано свое место. Поэтому те, кто попадает в храм, как правило, ощущают его величие, но ни в коем случае не зацикливаются на собственном ничтожестве. Наружные стены зала представляют собой барельефы с изображениями различных сцен из жизни египетских правителей. Посреди зала высится 39-метровый монолит из красного гранита в виде иглы, устремленной вверх. Вокруг разбросаны обломки второго монолита – «близнеца» первого. К сожалению, он не выдержал испытания временем… Оба являются памятниками царице Хатшепсут, правившей Египтом около 1500 г. до н. э. По соседству с Большим колонным залом расположено еще одно святилище – храм богини Мут. Именно в этом месте, как гласит мифология, некогда причаливали три лодки: самого бога Амона, его жены Мут и их сына Хонса, бога Луны. Здесь и возвели египтяне храм. Когда-то он был окружен садами. Длинная дорога, предназначенная для религиозных шествий, соединяла святилища Амона и Мут с Луксорским храмом. Храм Мут называют «южным гаремом» Амона. Считалось, что во время праздника «опет», который в эпоху ХХ династии длился 27 дней, Амон переправлялся на своей барке из Карнака в Луксор. По случаю же другого праздника, название которого не сохранилось в истории, он переплывал через Нил, чтобы посетить храмы усопших фараонов, после смерти ставших божествами… Кстати, у южной стены храма Амона раскинулось Священное озеро. В нем плавают гуси, которые также считаются священными птицами… С восшествием на трон Эхнатона культ Амона стал слабеть. Новый фараон предпочитал ему бога Атона и потому повелел разрушить рельефы и саркофаги, на которых было изображено опальное божество. Но при преемнике Эхнатона Тутанхамоне святилище Амона было восстановлено. Свой расцвет стовратные Фивы, а вместе с ними храм в Карнаке пережили в эпоху Нового Царства, при правлении XVIII династии. В это время храмовый комплекс щедро украшался фараонами. Но в 663 г. до нашей эры Фивы были сожжены воинами ассирийского царя Ашшурбанимала, и от былой роскоши остались одни руины. Сегодня Ипет-Исут состоит в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО и является популярным местом для туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|