Государственный бюджет России
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» Тема: “Экономическое развитие России в первой половине XIX века.” Проверил: д. и. н., профессор Бадальянц Ю. С. Рязань 2003 г. План Введение.. 3 1. Государственный бюджет России.. 4 2. Сельское хозяйство.. 7 3. Промышленность.. 9 4. Транспорт и торговля.. 13 Заключение.. 15 Литература.. 16 Введение
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I. К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Население страны к середине века составило около 74 млн. человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики. В это время капиталистические производственные отношения начинают проникают во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей. Хотя рост промышленности и городов требовал увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его товарности, сельское хозяйство – главная отрасль экономики России – развивалось по-прежнему крайне медленно.
В 30-40-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрикам, основанным на машинной технике. Этот период занял примерно полстолетия. Промышленный переворот в России начался в эпоху крепостного права, а завершился уже в эпоху капитализма. В первую очередь он произошел в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд. Естественно, что промышленный переворот имел свои социально-экономические последствия. Повысилась производительность труда, увеличился выпуск продукции, возникли первые машиностроительные. Однако техническая база, основанная на крепостном труде, была слаба. Что касается крупного капитала, то он сконцентрировался в основном в торговле и ростовщичестве. Капиталистические отношения охватили и сферу обращения; происходит смена форм внутренней торговли. Так, в городах ярмарки заменяются магазинами и лавками. Финансово-кредитная система и денежное обращение в первой половине XIX в. испытывают постоянные трудности из-за дефицита бюджета, увеличения государственного долга, нарастания инфляционных процессов. В начале XIX в. М. М. Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Однако проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях. Государственный бюджет России
Бюджет, как сбалансированный финансовый план доходов и расходов государства на ближайший год, стал формироваться в России лишь в начале XIX столетия. К тому времени финансовая и эмиссионная политика правительства под давлением внешних обстоятельств приобрела явно авантюрный характер. Дело в том, что бумажные деньги одновременно обслуживают две относительно обособленные, но все же связанные между собой сферы: рынок и бюджет. На рынке они используются в основном как средства обращения, меры стоимости и платежа. В сфере государственных финансов они применяются не только в качестве платежного средства, но и как инструмент реализации принудительных займов или налогов, в зависимости от того, намеренно ли правительство изъять излишние деньги из обращения или девальвирует их.
В сфере государственных финансов после 1786 г. фискальная функция бумажных денег приобрела главное значение. Их эмиссия стала основным источником покрытия растущего разрыва между расходами и доходами государства. Рынок был переполнен ассигнациями. В 1802 г. обмен ассигнациями даже на медные деньги был окончательно приостановлен. Но, эмиссия их продолжалась, поскольку войны с Наполеоном требовали все новых, растущих расходов. Кстати, французы “помогали” в этом деле: они завезли в Россию большое количество фальшивых ассигнаций.
Государственные расходы и доходы в 1803-1814 гг. в млн. ассигнационных рублей
Государственные расходы выросли за одиннадцать лет больше, чем в четыре раза, а обыкновенные доходы – только в три. Дефицит пришлось покрывать в основном за счет эмиссии ассигнаций и внутренних займов среди различных кредитных учреждений. В 1814-1815 гг. курс акций на петербургской бирже упал до самого низкого уровня – 20 копеек серебром. Возникла реальная угроза полного расстройства денежной системы страны. Правительство давно уже лихорадочно искало выход из создавшегося положения. Чтобы повысить спрос на бумажные деньги, еще в 1812 г. ассигнации были официально объявлены основным платежным средством. Все расчеты между казной и частными лицами должны производиться на основе ассигнаций. При этом устанавливался их принудительный курс: 1 бумажный рубль приравнивался к 50 коп. серебром. Такие меры не остановили продолжающегося обесценения ассигнаций. Только после окончания войны их рыночный курс поднялся до 25.3, а еще через год – 26.4 копейки. Главным направлением дальнейшего укрепления денежной системы, по мнению министра финансов Д. Гурьева, должно было стать сокращение на половину или хотя бы на одну треть общего объема ассигнаций, находящихся в обращении. Для того, чтобы получить деньги для их выкупа, пришлось выпустить несколько внутренних займов. За пять лет удалось с немалым трудом “вытащить” из оборота бумажных денег на 240 млн. руб. За это же время их курс повысился менее, чем на 1 копейку.
Весной 1823 г. новым министром финансов был назначен Е. Ф. Канкрин. Ученый по призванию и опытный хозяйственник-практик Егор Францевич соединял в себе гибкий ум, огромное трудолюбие, честность, энергию и упрямство человека, который мог спорить и даже не соглашаться с Николаем I, если считал, что этого требуют интересы дела. В своей деятельности как министр финансов он опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе, торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|