Законодательная основа валютной системы РФ
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый - специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю. Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях». К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ. Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля. Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:
· формирование и развитие национального валютного рынка; · регулирование сферы применения иностранной валюты в стране; · регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=J1DQn2B0dXR-4I8rfV*WJC82XlctcwT57yzUAFXIeHZw1*aRw8NdRZr6ouFgoidsU*jJpWGWWzn8rRa-98SrAZlD*qAfO2eVrafjUsq6OKhP*r0LANPnYGMwkXUmz86Go5I9Gmjk3gnauc6JBnnFdryvWYP0LttOb39fj8jXg5OiqcEZAAQJUH4Qm61scxD7CzToTEly3-ttM2Kv21jAfUQWYE6hvumUgBDrfAEs7ql9JKrK-9odH3q6QYb1T76K0e28ig8Tnp5qc5RJVhQfvB2IYjBL3GTbWrB5aNhdxxAWCTqO1D-GqF-nwfm7jNbl1cKgKlelLG6VWtf1snY2YG5*o7GP1-UP*p4M*X04zaQQzNpp*RY8H4AMxM2fuw7ZhuVAbnL1eDC5I*GOimhJeHVyItRNO5wb6HQopHDo2c8OVqIWDn0VLXMHIV3Ps7JTl3-QpanJAu6MKQtJq-qgZ1ROXjockDH*V9r2PuIHI-Ji5X85kBs5kqxBbSQ2KuEtLkuwLYr4g32Q8qmpKUp4slyaPyJUd-TGlEa3J6wmL1dhLcPVLecYnjJl5hThUOKDm8V3wNmSgH2dDjlsTTDTNfgOjoc9QBgHqBbk4m1P7NfQp*3Wv8Ukys3ENxIr9RezCADRvZRaZgMWhPvUuU9Aol2I298TXk6vFZPn6-UC*6yoN5FlMzov*vGjm459sn6WviRuS5oQou069jCRDkYeKZXjpKKK1qvm708RT-rZ6ZRjFRQ8NT5lol4V-LMujQbT-3I1tX7eshNC0Owgpd3D87prtLrHJJyJDoLGMSw0EVsASPqzq4*mwKuBirdlIDqzEi5zkp2CY0tvT8ewZ4DMli*VL4b71i5F-AIQQb3ijBfBOmDsyGx5yW*9hQTOhz51odOX9x-Llct7aFfE8hgBfU3E4OkcI0qcW9Bw6CSUk-wJYiC0SAvEoTae5bQ>, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов; · определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; · определение полномочий и функций органов валютного регулирования. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся: · требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; · лицензирование <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=J1DQn76ys7J0WmDInrx1x8zVvbTYJUWKT25NHrXyYySC8iy4VwHxyPvbJ4*wjtkXoWGW205VndM6nQ2En11OGmwgA5h9m99Zaryfw8RrHzON5-CqxPfH4KE5cAuEFrhBgU2u1beN0zVmU0Ypo2BqB0jXWEbADP3IAi4xH9cops8CKf*RqVLqYuYLyV*rKBmG3z9Zm5kIrAWkty6WPluO3dVsMmOTwJxkz47jrIEysS0tsl7x8qp5X9i426bYVG7p6MN0zypsXxesI9Vg99QGIu*eG0tqmWEUIkqPO0vjKG3v42b5h1zmkEUS0TcOjJag4QlNiFZZ3b5EXws5USx182kljkHaxSulZvyG2QhVkp*MLEqCyVd8tMe9DZsPK-1fqNOyRuPmtDFLEU6D4CdlIlBJDBrcINrG*vKPQ7-RB9fRmiKCQ0gLBVlc1ZJSu7U6NoT7qWQndUWqWpfc8sDJEO0FM8UWWn7lqea7MaRvVwSVmls14NkrnY9doNLQrHXZ0EZ5TCCZrg5rqb8YPgZXHMPmLmmL9WDihFdxNNH7UI*I*yhwHw2L6UeALOo-OXbxjcQ62g> валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
· требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; · введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; · ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке; · требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте; · установление лимитов открытой валютной позиции банков; · введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов. Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ: . приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; . единство внешней и внутренней валютной политики РФ; . единство системы валютного регулирования и валютного контроля; . обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Органами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации. Валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям: · определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов; · надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; · контроль экспортных операций; · контроль импортных операций; · контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке; · определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля. Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах: ) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности; ) с помощью инспекционных проверок; ) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства. По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: · осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
· проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде: · взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам; · взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России. При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде: · взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; · приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; · других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются - п. 4 ст. 11.) Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции: · проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства; · приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации; · приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|