Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые аспекты информатики




Деятельность программистов и других специалистов, работающих в сфере информатики, все чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления).

Правовое сознание в целом, а в области информатики особенно, в нашем обществе находится на низком уровне.

Необходимо отметить, что регулирование в сфере, связанной с защитой информации, программированием и т.д., является для российского законодательства принципиально новым, еще слабо разработанным направлением. К 1992 году был принят Закон Российской Федерации “О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ”, содержащий обширный план приведения российского законодательства в сфере информатики в соответствие с мировой практикой. Действие этого Закона распространяется на отношения, связанные с созданием и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

Главное содержание данного Закона — юридическое определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных, таких как Авторство, Адаптация, База данных, Воспроизведение, Декомпилирование, Использование, Модификация и т.д., а также установление прав, возникающих при создании программ и баз данных — авторских, имущественных, на передачу, защиту, регистрацию, неприкосновенность и т.д.[ссылка 7]

Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных (как выпущенные, так и не выпущенные в свет), представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Авторское правораспространяется на программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Однако, имущественные права на программы для ЭВМ и базы данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Таким образом, имущественное право на программу, созданную в ходе дипломного проектирования, принадлежит не автору, а вузу — по крайней мере, пока между ними не будет заключено специальное соглашение.

Имущественные права на программу для ЭВМ и базу данных могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

Свободная перепродажа экземпляра программы для ЭВМ и базы данных допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных, а также незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность [ссылка 8].

В настоящее время уголовное законодательство РФ не в полной мере учитывает все возможные компьютерные преступления. Вообще же, в законодательной практике многих стран отмечены различные виды компьютерных преступлений и разработаны методы борьбы с ними.

Для современного состояния правового регулирования сферы, связанной с информатикой, в России в настоящее время наиболее актуальными являются вопросы, связанные с нарушением авторских прав. Большая часть программного обеспечения, использующегося отдельными программистами и пользователями и целыми организациями, приобретена в результате незаконного копирования, т.е. хищения. Назрела потребность узаконить способы борьбы с этой порочной практикой, поскольку она мешает, прежде всего, развитию самой информатики.

 

Этические аспекты информатики

Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести в правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Впрочем, в этом отношении информатиканичуть не отличается от любой другой сферы деятельности человека в обществе.

Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности.

Морально-этические нормы в среде информатиков отличаются от этики повседневной жизни несколько большей открытостью, альтруизмом. Большинство нынешних специалистов-информатиков сформировались и приобрели свои знания и квалификацию благодаря бескорыстным консультациям и содействию других специалистов. Очевидно, поэтому они готовы оказать бескорыстную помощь, дать совет или консультацию, предоставить компьютер для выполнения каких-либо манипуляций с дискетами и т.д. Ярким примером особой психологической атмосферы в среде информатиков является расширяющееся международное движение программистов, предоставляющих созданные ими программные средства для свободного распространения.

Это — положительные аспекты, но есть и отрицательные. Обратим внимание на язык информатиков. Сленг российских информатиков построен на искаженных под русское произношение англоязычных терминах и аббревиатурах, введенных иностранными фирмами — разработчиками компьютеров и программного обеспечения в технической документации [ссылка 9].

Особую остроту этические проблемыприобретают при работе в глобальных телекоммуникационных сетях. Вскрыть защиту чужой базы данных — уголовное преступление. А можно ли позволять себе нецензурные выражения или прозрачные их эвфемизмы? Коммерческую рекламу в некоммерческой телеконференции? — Независимо от того, предусмотрено за это законом возмездие или нет, порядочный человек этого делать не станет.

Этика — система норм нравственного поведения человека. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе.

 


Заключение

Подводя итог сказанному, отметим, что предпринимаются (но отнюдь не завершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах самой разной природы. Движение информации есть сущность процессов управления, которые суть проявление имманентной активности материи, ее способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых — искусственных (технических) и естественных (природных) — системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки — синергетики.

Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных системах, являются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в педагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. В философском плане познание следует рассматривать как один из функциональных аспектов управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, его основ и перспектив.

 


Литература

1. Аветисян Р.Д. Теоретические основы информатики. - М.: РГГУ, 1997. - 167 с.

2. Воробьев Г.Т. Твоя информационная культура. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.

3. Информатикав понятиях и терминах. - М.: Просвещение, 1991. - 204 с.

4. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 349 с.

5. Информатика./ Под ред. Н.В.Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.

6. Информационные технологиив научных исследованиях и испытаниях. Сб. науч. трудов. - Киев: ИК, 1991. - 69 с.

7. Коханов В.В. Информационные процессы в природе, обществе, технике.

8. Марков С. Информатикакак базовая наука образования.// Информатика и образование. -1998.-N6.-C.3-8.- Чебоксары: Клио, 1997. - 52 с.

9. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. - 544 с.

10. Применение информатики в управлении, обучении и научных исследованиях. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 126 с.

11. Проектирование и использование региональных АСНТИ. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1991. - 173 с.

12. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 592 с.

13. Создание автоматизированных систем информационного обеспечения научных исследований. Сб. науч. трудов. - Киев: ИК, 1986. - 68 с.

14. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. - М.: Радио и связь, 1992. - 112 с.

 


 


—А—

авторское право...................................................................................... 10, 11

АСУ.................................................................................................................. 6

—В—

Вычислительная техника................................................................................ 7

—И—

информатика.................................................................... 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 14

Информационные технологии...................................................................... 14

Искусственный интеллект............................................................................... 8

—К—

кибернетики..................................................................................................... 4

—Н—

Норберт Винер................................................................................................ 4

—П—

Программирование......................................................................................... 7

—С—

САПР............................................................................................................... 6

—Э—

этические проблемы...................................................................................... 12


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...