Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика Возрождения в Европе.

Исследовательские подходы, место в историко-культурном континнуме.

Искусство Возрождения делится на 4 этапа:

- Проторенессанс (2-я половина 13 века — 14 век)

- Раннее Возрождение (начало 15 — конец 15 века)

- Высокое Возрождение (конец 15 — первые 20 лет 16 века)

- Позднее Возрождение (середина 16 — 90-е годы 16 века)

Но границы несколько условны, так как хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией. В 17 веке идеи Ренессанса переживают кризис, что приводит к возникновению барокко и маньеризма.

Возрождение особым образом относится к эпохальному отсчёту времени: это был первый период, осознавший себя эпохой и давший себе название исходя из своего положения в ряду других эпох.

Ренессанс (Возрождение – русская калька) как термин вводит Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (первое издание – 1550). Ренессанс самоопределяется через прошлое, через обращение к античности. Едва ли не тысячу лет продолжалось то, что для людей, занявшихся возрождением античности, показалось паузой в культурном развитии и было названо Средними веками. Но ведь и позднее Средневековье – череда «возрождений», обозначаемых в истории либо по имени правящей династии, поощрявшей увлечение античностью (каролингское возрождение в начале 9 века, например), либо по имени античного писателя, наиболее побуждавшего к подражанию (9 век – вергилианское возрождение, 12 – овидианское, например). И всё же между Ренессансом, начавшимся в Италии в 14 веке и всеми предшествующими «ренессансами» - эпохальное различие: впервые античность осознана как прошлое, отделённое от настоящего, принципиально с ним не сходное и в силу своего несходства предлагающее ряд ценностей, подлежащих восстановлению. Принципиальный анализ различий Ренессанса и предыдущих попыток увлечения античным наследием – работа американского учёного Эрвин Панофского. В современном значении термин был введён в обиход французским историком 19 века Жюлем Мишле.

Эпоха Возрождения связана с гуманизмом в классическом исследовании Якоба Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860). В его изображении Ренессанс – рождение нового человека, решительный разрыв со Средневековьем, языческое освобождение от христианского догматизма. С Буркхардом спорили, доказывая, что он преувеличил новизну и разрыв, что Возрождение гораздо более средневековое и гораздо менее одухотворённо новое, гораздо менее языческое и совсем не антихристианским даже в своём утверждении идеала светской культуры. Этот спор продолжался едва ли не в каждом новом исследовании по эпохе Возрождения.

Буркхард славил индивидуальность человека эпохи Возрождения. Ф. Энгельс, чьи работы цитировались в России чуть ли не в каждом исследовании об эпохе Возрождения, разделял восторженное мнение Буркхарда о ренессансной индивидуальности.

А.Ф.Лосев – в своём труде «Эстетика Возрождения» не приемлет мнения Энгельса (равно Буркхарда), продолжая традицию скептического отношения, свойственного русской религиозной философии (начиная с Владимира Соловьёва) к эпохе Возрождения. У Шекспира Лосев находит избыток индивидуальности, реализм Рабле называет«сатанизмом»

Специфика итальянского Возрождения.

Каждый век Возрождения в Италии – эпоха, называемая в соответствии с тем, как это принято в принято в итальянском языке для обозначения столетий, по первым двум арабским цифрам: 1300 –треченто, 1400 – кватроченто, 1500 – чинквеченто.

История эпохи - в том, что самой большой несостоявшейся утопией ренессанской мысли стала сама Италия. Надежды Петрарки, а до него Данте на мир, объединение не сбылись ни при его жизни, ни двумя века позже.

Италия того времени раздроблена (Папская область с Римом - в центре Апеннинского полуострова. Два мощных государства – Неаполитанское королевство и Миланское герцогство. Генуя и Венеция враждуют за морское владычество + ряд более мелких городов с республиканским правлением или под власти тиранически правящего семейства). Городская культура чрезвычайно развита. Венеция – своего рода модель новых деловых отношений, но центром рождения новой культуры стала Флорентийская республика, где деловая активность новых людей проявила себя более разнообразно – в деятельности как практической, так и духовной. Три флорентийских «светоча», с чьими именами неразрывно связана история итальянского (и европейского) Возрождения в литературе – Данте, Петрарка, Бокаччо. Но, конечно, Возрождение в Италии связано не только с литературой. Ренессанс захватывает и живопись, и архитектуру, скульптуру:

Предвозрождение:

Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Данте Аливьери (1265-1321). Самая известная комедия – «Божественная комедия», три части: ад, чистилище, рай. Франческо Петрарка (1304-1374), известен своим сочинением – «Книга Тесеи».

Раннее Возрождение:

Живопись: Мазаччо – продолжатель Джотто (1401-1428), фрески «Грехопадение», «Изгнание из рая», «Троица». Сандро Батичеслли (1445-1510) – «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение:

Художники: Леонардо да Винчи (1452-1519) – левша, он был: ученым, летописцем, скульптором, архитектором, математиком, изобразителем, астрологом, философом. Его картины: «Тайная Вечерия», «Джоконда». Рафаэль Санти (1473-1570) «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буаноротти (1475-1564), он был архитектором и скульптором, его картина «Страшный суд» - изображенная на Алторской стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он архитектор собора Святого Петра в Риме.

Специфика Возрождения в Европе.

В Средние века единство Европы (если о нём вообще можно говорить) было единством христианского католического мира, но, будто предчувствуя в уже начавшихся ересях и распрях раскол – Реформацию, европейцы стремятся установить более тесные отношения друг с другом, которые не разорвут религиозные споры и войны. В середине 14 века облик Европы начал стремительно меняться, она стала индустриализироваться, с юга поступали идеи гуманистической образованности, гуманизм из Италии распространялся к северу от Альп.

1453 – падение Константинополя (т.е Византийской империи) в войне с турками, Англия и Франция завершают столетнюю войну, возникает некий политический баланс сил, который может поднять Европу на новый крестовый поход – отвоевание христианских святынь у мусульманского мира, но этого не происходит, тем не менее начинается эпоха великих географических открытий (Колумб, Магеллан), появляются работы Коперника, Парацельса, изменяющие представления человека о себе и Вселенной (учёные ориентировались на античные исследования, развивая и перерабатывая идеи античных авторов).

Если Италия, благодаря фигуре Данте (между Средневековьем и Возрождением), была в особой позиции в эпоху становления Ренессанса, то остальная Европа на Италию ориентировалась, сюда с 14 по 16 века ездят за плодами образованности – studia humanitatus. Здесь – лучшие педагоги, учёные, поэты, здесь – источник влияния, рано ставшего привлекательным, но трудно приживающийся на почве других культур. Однако Ренессанс – продукт в Европе не исключительно импортный (как можно подумать). Как и в Италии, новое отношение к античному наследию – продуктивное следствие рождения нового человека. На рубеже 15 в. Возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и распространилась в других странах Западной Европы.

1. Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – инициатор реформации, он первый перевел Библию на немецкий. Альбред Дюрер – художник.

2. Нидерланды: Питер Паул Рубенс, Рембрандт «Донная», «Ночной Дозор».

3. Франция: Франсуа Рабье – «Пантагрюэль».

4. Англия: Шекспир (1564-1616) – поэт, драматург, написал 37 пьес: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Много шума из ничего».

5. Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616): «Дон Кихот». Лабе де Вега – драматург: «Собака на сене». Диего Вилаские (1599-1660) –портретист. Эль Греко – художник.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...