Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор приоритетов в энергетической политике

Включение в анализ энергетических проблем более широкого круга вопросов, связанных с развитием неэнергопроизводящих отраслей, энергосбережением, позволяет выйти из замкнутого круга многих современных дискуссий: какой вид энергии более безопасен – тепловая или ядерная, каково экологическое воздействие различных энергопроизводящих производств, оценки их риска и ущерба, где и сколько добывать нефти, газа, угля и пр. Все эти проблемы находятся в плоскости дополнительного производства энергии. Реальная энергетическая проблема находится в другой плоскости, на более высоком иерархическом уровне. Главный вопрос должен заключаться в определении энергетических потребностей для реализации конечных народохозяйственных результатов. В связи с этим по-другому, в более широком аспекте, должны рассматриваться и вопросы риска, опасности и т.д.

Энергетическая политика, базирующаяся на альтернативных вариантах, структурной перестройке экономики, не означает, конечно, отказа от разработки новых месторождений, строительства новых электростанций. Там, где есть такая потребность и возможности экономии энергоресурсов незначительны, их необходимо создавать. Значительная часть месторождений уже исчерпана, что требует новых источников энергоресурсов для предотвращения резкого спада производства энергии в народном хозяйстве. Следует отметить и необходимость определенного периода времени для структурной перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для других народохозяйственных комплексов и отраслей.

Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать основную часть инвестиций в выбранное направление: или дальнейшее чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим, социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии. Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип экономического развития гораздо эффективнее с экономических, экологических, социальных позиций.

 Для повышения энергетической эффективности в России были разработаны Федеральные целевые программы "Энергосбережение России" и "Энергоэффективная экономика"

 

Федеральная целевая программа "Энергосбережение России"

Основными целями и задачами федеральной целевой программы "Энергосбережение России" являются:

· реализация основных положений энергосберегающей политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и требований федерального закона "Об энергосбережении";

· обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь развития при улучшении бытовых условий населения;

· использование в этих целях комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования.

Важнейшие целевые показатели программы:

· достижение в 1998-2005 годах экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 365-435 млн. тонн условного топлива и снижение на этой основе энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%;

· сокращение бюджетных дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение при снижении цен и тарифов на энергоресурсы

Сроки и этапы реализации программы 1998-2005 годы

в том числе:

I этап 1998-2000 годы
II этап 2001-2005 годы

Таблица 1

К основным мероприятиям ФЦП относятся:

· развитие производства и оснащение потребителей средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами энергосберегающей электротехники;

· инвестиционная политика и энергосберегающие проекты;

· нормативно-правовое и финансовое обеспечение программы;

· стандартизация и сертификация.

В федеральную целевую программу "Энергосбережение России" входят следующие подпрограммы:

1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса.

2. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

3. Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности.

4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.

5. Энергосберегающая электротехника.

В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998 году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2005 годах.

Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам высокой энергетической эффективности, которые призваны показать экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения. Подобные зоны и объекты создаются по инициативе и при поддержке Миннауки России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно-правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации, сертификации и метрологии, проведения современной политики в области тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного опыта по всей территории Российской Федерации.

Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности являются экспериментальными полигонами для отработки организационно-финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и оборудования.

Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты, являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород, Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи).

В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов, Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск), Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария.

Реализация энергосберегающей политики немыслима без соответствующей системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование, технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд других строительных материалов.

Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно-регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства.

Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы будет поэтапный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.

В процессе реализации программы будут получены следующие конечные результаты.

1. Общая численность сэкономленных в 1998-2005 годах энергетических ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2005 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.

В основном будет завершено оснащение потребителей приборами и системами учета инвестиционной программы внедрения новых энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных оборудования, конструкций и материалов.

2. Сокращение потребности экономики и населения страны в топливе и энергии в результате реализации проектов программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2005 году - на 13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%.

3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.

4. Экономическая эффективность настоящей программы обеспечивается главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов. На каждый вложенный в программу энергосбережения рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3 рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года.

5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т. Будет сокращена потребность в водопотреблении в 2005 году по сравнению с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием топливно-энергетических ресурсов.

6. Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн. рублей.

7. Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10-13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.

8. Выполнение программы энергосбережения обеспечит за счет сэкономленных энергоресурсов повышение уровня газификации и электрификации быта на 25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005 году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет использовано для дополнительной выработки тепла для населения с заменой нефтяного и твердого топлива.

9. Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры специалистов.

Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.

  I этап программы, к 2000 г. II этап программы, к 2005 г.
1. Снижение энергоемкости ВВП 5,3% 13,4%
2. Рост национального дохода 4–5% 7–8%
3. Затраты на реализацию программы, всего в том числе:   55,3 млн. руб.
капитальные вложения   46,7 млн. руб.
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы   7,0 млн. руб.
4. Экономическая эффективность программы (стоимость сэкономленных энергоресурсов)   146–168 млн. руб.
5. Сокращение затрат на проведение природоохранных мероприятий   4,2–4,7 млн. руб.
6. Сокращение вредных выбросов в атмосферу 1,3–1,4 млн. т 3,0–3,2 млн. т
7. Экономия затрат на топливо и энергообеспечение от оснащения потребителей приборами учета энергоресурсов 20 млн. руб. 32–33 млн. руб.
8. Сокращение бюджетных дотаций за счет оснащения потребителей приборами учета энергоресурсов   60%
9. Снижение цен и тарифов на энергоносители за счет уменьшения инвестиционной составляющей 9–11% 10–13%
10. Повышение в результате выполнения программы уровня газификации и электрификации быта   25–30%

Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных рублях)

 

Федеральная целевая программа
"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001г. N796*

 

Таблица 3 Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
Основание и дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001г. N83-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство энергетики Российской Федерации
Государственные заказчики подпрограмм и разделов Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Основные разработчики Программы - Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проектные и научные организации
Основные цели и задачи Программы - реализация основных положений энергетической стратегии России; перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение издержек производства в энергетическом секторе, в том числе на транспорте, при переработке и использовании топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую природную среду; сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса
Сроки и этапы реализации Программы - первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 годы
Перечень подпрограмм, основных мероприятий и их государственные заказчики - подпрограмма "Энергоэффективность топливно- энергетического комплекса" (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) включает в себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль; угольная промышленность; электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектростанций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива; создание высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса; экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие разделы: безопасность действующих атомных электростанций; строительство атомных электростанций; продление ресурса энергоблоков атомных электростанций первого и второго поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; топливообеспечение атомных электростанций; разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций; инновационная ядерная энергетическая технология с реактором и топливным циклом естественной безопасности; механизм реализации и управления подпрограммой подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя следующие разделы: энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации); энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации); энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на транспорте (государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации); энергосбережение в отраслях топливно- энергетического комплекса (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации)
Исполнители программных мероприятий - определяются на конкурсной основе
Объемы и источники финансирования Программы - всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей 2002-2005 годы (млрд. рублей) 2006-2010 годы Всего 2958,671 4045,989 в том числе по государственным заказчикам: Минэнерго России 2703,901 3690,349 Минатом России 181,66 286,16 Минпромнауки России 34,68 33, 4 Минсельхоз России 4,1 4,02 Минтранс России 3,76 4,21 МПС России 5,24 3,8 Госстрой России 25,33 24,05 Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 годах уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами
Система контроля за выполнением Программы - государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995г. N594
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов: к 2005 году к 2010 году добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) 360 360-370 добыча газа (млрд. куб. м) 620 635 добыча угля (млн. тонн) 300 335 производство электроэнергии (млрд. кВт..ч) 1008,8 1158,9 б) производство первичных топливно- энергетических ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного топлива); в) перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной эксплуатации атомных электростанций; д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) поэтапное перевооружение отраслей топливно- энергетического комплекса и обновление до 2010 года оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45 процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике - на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих мест на 199 тыс. человек

Заключение.

Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.

Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного виды.

Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия.

 

Список использованной литературы:

1. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-1994 №2 с 25-31

2. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев. «Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27

3. Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики

4. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»

5. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...