Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Шумана как новый этап в развитии музыкального романтизма.

+Манфред

I. С творчеством Роберта Шумана музыкальный романтизм вступил в новую фазу своего развития. Это — зрелый этап романтизма, время его цветения в музыке, давшее миру в 30—40-е годы XIX века Шопена, Берлиоза, Паганини, Беллини, начавших свою деятельность Верди, Листа и Вагнера. (В русской музыке это было временем расцвета гения Глинки, многообразие которого включает и романтические черты).

Творчество Шумана, связанное с предшествующими (шубертовскими, бетховенскими) традициями, имеет многие точки соприкосновения и с поздними романтиками – Листом, Вагнером, Брукнером, особенно непосредственно подводит к Брамсу. Шуман (вместе с Шопеном) занимает центральное положение в истории музыкального романтизма. Романтизм Шумана подвергается значительной эволюции: начинает формироваться в конце 20-х – связь с Жан Полем (иенская школа), Гофманом, 30-е годы – бурная кульминация (штюрмерские годы), серед.40-х – эволюционирует в сторону объективизации худож. метода, эмоциональной уравновешенности. Заметны связи с классическими традициями (симфонии, вок.-оратор. жанры). В самом конце творческого пути Шуман теряет художественную самобытность.

В нем сконцентрировались такие качества нем. романтизма как интимность, душевность, психологизм. И другой полюс немецкой романт. сущности – ирония, проникнутая болью и тоской о недостижимом пркрасном. Две грани, два типа героя, отражающих двустороннюю сущность конфликтного шумановского восприятия = Флорестан и Эвсебий. Обобщение двух начал шумановского романтизма - всепроникающий, душевный тихий тон мечты и мятежность порыва, неистовость фантазии, ирония, смех. Оба образа тесно связаны друг с другом.

Есть и другая антитеза – образы народно-национальной традиции, сфера эпического. Отсюда две линии Шумана – субъективно-психологическая (форт. и вокальная лирика) и объективно-жанровая, легендарно-эпическая (симфонии, оратории), которые противостоят друг другу (переплетаются между собой в фантазии C-dur – контрастные планы образов). И все же главное для Шумана – сфера духовности, интимности чувств. И в этом акценте на мире внутреннем, психологическом (усилив. по сравнению с Шубертом) Ш. отразил общую направленность эволюции романтизма.

Метод раскрытия душевного, лирического мира Шумана - через контрасты эмоциональных движений показана внутренняя нить психологического развития. Внимание к психологическому анализу (роднит форт. и вокальн. миниатюры Шумана и оперы Вагнера). Для Шумана важна символическая связь внутри антитезы – мир реальный и фантастика (универс. для всего романтизма). Образные контрасты Ш. – суть жизни, новое её постижение. Шуман стремится познать жизнь во всех её проявлениях, философский охват действительности, реакция на все происходящее в мире, и особенно в его стране.

Главным содержанием Ш. творчества стала тема любви. Именно через нее Ш. раскрыл богатство внутреннего мира героя – его драму, мечты, стремления. (продолжает линию Шуберта «Неоконченная», песен. Циклы. На смену страннику Ш. пришел романтический герой новой поры – последние песни Шуберта на Гейне.) Конфликт Шуман. героя острее и импульсивнее.

Отношение к форме. Новая музыкальная форма, рожденная романтической эстетикой. Свободное чередование образов, частая и внезапная смена настроений, переключения из одного плана в другой. Циклов очень много!

Метод Шумана исходил из романтически понимаемой диалектики, основанной на идеи Несовместимости идеала и действительности, желаемого и существующего, двойственности внешнего и внутреннего.

Духовное формирование Ш. началось в 20-е годы, когда романтизм в Германии прошел через расцвет в литературе. Импульсы все шли из литературы. В Шумане очень тесно переплелись музыка и литература. Синтез искусств, проникновение музыкального начала в литературу, особенно в поэзию, и наоборот. Сочентание в вокальных жанрах, в обращении к литературным образам и сюжетам. Дальше – «Новеллетты», циклы-рассказы, лирические миниатюры (Листок из альбома, пьесы с названиями «Поэт говорит» и др.) Шуман считал, что название произведения усиливает силу музыки. Литературно-сюжетное начало отражается не в прямой программности (также имеющей место), а более внутренне и свободно – в особенностях хода музыкального развития.

 

Особенности творческой эволюции: овладевал планомерно: фортепиано - вокал - камерные жанры - концерт - симфония - оратория - опера - духовная музыка. Изданных - опусов - 147 в различных жанрах: миниатюры, песни, симфонии, ораториальные сочинения, оперы. Был ряд доопусных сочинений разных жанров - ф-но, песни, юнош. симфонии, квартеты. На самом деле получил хорошее музыкальное образование. Затем всю жизнь занимался самообразованием - добирал. Это композитор с великолепной техникой, в т.ч. полифонической.

(1810-1856) ровесник Шопена, Листа, Вагнера, Мендельсона - со всеми был знаком. Не многим более 20 лет пришлось на активный период творчества. 2,5 года в лечебнице в конце жизни. Создал очень много. Продолжатель бетховенской линии. Шуман - и классик, и романтик. Шумановский универсализм - в выборе жанров тоже сказывается: есть и лирические рапсодические пьесы, и классические жанры - сонаты, симфонии, ансамбли. Важен синтез классического и романтического. Во все периоды творчества естественно и то, и другое. Не играл на органе, но есть 6 фуг на BACH - и этим вошел в органную музыку. Детская музыка (для юношества - не автор. название - “43 характерных пьесы”). Опера - без Геновевы представить развитие оперы трудно. Т.е. во всех областях, в которых работал оставил значительный след.

Вопрос периодизации творчества очень важен. Каждый период имеет свой тонус, характер, есть своя доминанта.

Ранний период – конец 20-х и начало 30-х (до Карнавала) проходит под знаком литературных и пианистических занятий, борьба за право стать музыкантом. Студенческие годы – сначала Лейпциг, затем Гейдельберг. Путешествия по Италии и Швейцарии.

30-егг - поиск в жанровой сфере, манере сочинения. Период «Бури и натиска», бурный взлет его гения. Создатель своего романтического фортепианного стиля. Он весь в художественном порыве, творческом движении. Создает: «Карнавал», «Симфонические этюды», сонаты «Крейслериану», фантазию C-dur, «Танцы Давидсбюндлеров», новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы». Активно развивается его литературно-критическая деятельность. В 1834 году в Лейпциге Шуман создал свой журнал «Новый музыкальный журнал». Обязанности Шумана в журнале были многосторонними – он был издателем, редактором, автором большинства статей. Защищал тардиции классиков и прокладывал дорогу будущему поколению, подлинному новаторству. Статьи о Шопене, Берлиозе, Брамсе. Шуману принадлежит открытие симфонического гения Шуберта.

Средний период - 40-е - женитьба, выход за рамки фортепианной музыки. Взросшая творческая активность, расширение жанровой системы. Лейпцигский этап (до поездки в Россию в 1844г.) и дрезденский этап (1844-1850гг.) Смещение в другие жанры. Песни: 1840г. – «Круг песен» (Гейне), «Мирты» и второй «Круг песен» (Эйхендорф), «Любовь и жизнь женщины» (Шамиссо) «Любовь поэта» (Гейне). Затем обращается к крупным формам инструментальной и вокальной музыки. Фортепианный концерт, первая симфония, три струнных квартета, форт. ансамбли (квинтет и квартет Es-dur), оратория «Рай и Пери». Развитие лирико-романтического русла, претворение классических форм вместе с объективизацией тематики.

Дрезден (после поездки в Россию). Новые стороны творчества. Дрезден сыграл выдающуюся роль в истории немецкой романтической оперы (Вебер приезжает, Вагнер). Опера «Геновева». Другая линия интересов Шумана – классики (Бах, Моцарт, Бетховен). Он принимает участие в заседании Баховского общества, изучает партитуры опер Моцарта, слушает «Фиделио». Пишет «Реквием по Миньоне» на стихи «Вильгельма Мейстера» Гёте. Замысел оратории «Сцены из «Фауста» Гёте» (закончил в Дюссельдорфе в 1853г.). Много хоровых произведений (связано с его деятельностью) – стимул к этому революция (48-49гг.) и восстание в Дюссельдорфе в 1849г. «Манфред». 1844г. - заболел серьезно. Выходил долго - погружение в Баха - изменение в типе композиции, в способе сочинения музыки. Барочная струя, полифония усиливается.

Поздний период 50-е годы. Внутренняя борьба – борьба творческого начала и угасания духовных сил. Последние годы Шумана – встреча и общение с Брамсом (1853г.). 2.5 года пролежал в лечебнице.

Многие жанры связаны с жизненными обстоятельствами. Например, хоры - Дрезден и Дюссельдорф - руководил разными коллективами. Музыка для детей - 2 альбома, 3 сонаты, много для 4-х рук - писалось как раз в те годы, когда подрастали его старшие дочери.

Шуман - сын издателя, при том пишущего, делал переводы. Шуман - варился в этом с детства. Позже - при издании учитывал все стороны практической составляющей.

Вместе с Шуманом в музыку пришла высокая литература, часто в нетронутом виде, неадаптированная. Эксперименты, новшества Шумана. Интересовался новым в литературе - очень маленький временной промежуток разделял издание литературы и использование ее Шуманом.

Внес огромный вклад в развитие музыкально-выразительных средств - гармония, декламация, форма - монотематические композиции - 4 симфония, ф-ный концерт. Новаторство карнавала - провокационные названия, коротко, техника работы с четырьмя нотами.

Особые жанровые миксты - концертштюк, оратория и опера, театр.пьеса и оратория, вок.цикл и мемориальная статья?

Периоды творчества освещены и представлены в концертной практике неравномерно. Большее внимание уделяется раннему, из среднего выборка, поздний - огромное количество сочинений, но знаем очень мало.

Еще при жизни начали говорить - “Шуман начал как гений, а закончил как талант”. Не совсем верно. Сейчас переоценивается творческое наследие.

 

«Манфред» - выдающийся образец романтического симфонизма. Написана увертюра в 1848 году, музыка к поэме Манфред Байрона. Определила многие характерные черты нового этапа музыкального романтизма. Образ самого героя – «Фауста 19 века», композиция увертюры, ее выразительные средства приближают шумановское произведение к поэмному симфонизму Листа, стилистическим чертам драм Вагнера. [Музыка Австрии и Германии].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...