Перечень изучаемых элементов содержания.
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Инновация в системе образования Уровень образования Высшее образование – уровень магистратуры Очно-заочная форма обучения
Москва, 2017
|
Общие положения
Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины «Инновация в системе образования» заключается в получении обучающимися теоретических знаний о сущности и специфике инновационных процессов и инновационного подхода в системе образования с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков педагогической деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
1. формирование системных знаний в области теоретических основ функционирования системы образования в современной РФ;
2. развитие готовности использовать знание современных проблем педагогической инноватики при решении профессиональных задач;
3. углубление представлений о современных инновационных технологиях в системе образования;
4. развитие умений и навыков, необходимых в инновационной деятельности в сфере образования;
5. формирование умений и навыков в сфере изучения, анализа, систематизации и обобщения результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области инноваций в образовании;
6. обучение навыкам самостоятельной исследовательской (самообразовательной) деятельности в области актуальных проблем инноваций в образовании.
Содержание учебной дисциплины
3.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 12 часов.
Объем самостоятельной работы – 24 часа (36 часов – промежуточная аттестация)
|
|
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | |||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | |||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | ||||
Семестр 2 | |||||||
1. | Раздел 1. Система образования: понятие, назначение, основные составляющие | - | |||||
2. | Тема 1.1. Образование как объект изучения педагогики. | - | |||||
3. | Тема 1.2. Современная система образования в РФ. | - | - | ||||
4. | Раздел 2. Инновационный подход в образовании: сущность и специфика | - | |||||
5. | Тема 2.1. Теоретико-методологические основы инновационного подхода в современном образовании. | - | |||||
6. | Тема 2.2. Реализация инновационных технологий в современном образовании. | - | - | ||||
Общий объем, часов | 24+36 | - | |||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен |
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине
Раздел 1. система образования: понятие, назначение, основные составляющие
Перечень изучаемых элементов содержания.
Общее представление о педагогике как науке: ее структура, объект, предмет и функции. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Сущность педагогического (образовательного) процесса. Педагогический (образовательный) процесс как целостное явление. Логика и условия построения образовательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цель, задачи и принципы гуманистического воспитания. Формирование базовой культуры личности. Обучение как способ организации педагогического процесса: его принципы и методы.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основные понятия ФЗ «Об образовании». Основные принципы государственной политики в сфере образования. Право на образование и государственные гарантии его реализации в РФ. Структура системы образования в РФ. Непрерывность образования. Уровни общего образования в РФ. Уровни профессионального образования в РФ. Дополнительное образование и профессиональное обучение. Образовательные стандарты и программы. Язык образования. Сетевая форма реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Образовательная деятельность, образовательная организация, обучающиеся, педагогические работники. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.
|
|
Раздел 2. инновационный подход в образовании: сущность и специфика
Перечень изучаемых элементов содержания.
Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании. Причины развития педагогической инноватики. Объект и предмет педагогической инноватики. Сущность, цель и задачи педагогической инноватики. Методология педагогической инноватики. Основные понятия педагогической инноватики: новое, новизна, новшество, нововведение, инновация. Инновационная деятельность, педагогическая инновация (инновация в образовании). Типологии инноваций в образовании. Механизм реализации педагогических инноваций (инноваций в образовании). Инновационный образовательный процесс. Инновационная образовательная деятельность. Проектирование и реализация педагогических нововведений. Жизненный цикл образовательных инноваций. Факторы, препятствующие педагогическим нововведениям. Возможности экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Технологии в образовании, педагогические технологии. Ключевые показатели «технологичности» образования. Система принципов реализации образовательных технологий. Основные характеристики эвристических технологий. Методы, доминирующие в реализации эвристических технологий. Основные виды проектной деятельности обучающихся и их особенности. Этапы работы над учебно-профессиональным проектом и их характеристика. Сущность кейс-технологий, их цель и задачи, ведущие требования, которым они должны удовлетворять. Деятельность преподавателя и обучающихся при использовании кейс-технологий. Назначение игровых технологий в образовании. Основные функции дидактических игр. Формы игровых занятий в профессиональной подготовке магистров и их характеристика. Методические основы организации и проведения профессионально-образовательных игр. Выбор, проектирование и реализация инновационных образовательных технологий.
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Форма практического задания: презентация.
Презентация – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента по заданной тематике в виде электронной презентации (подготовленной с помощью Microsoft PowerPoint).
Структура презентации
1. Титульный лист (1 слайд).
2. Введение. Актуальность выбранной тематики в современных российских условиях (1 слайд).
3. Основная часть. Содержание и аргументация основных тезисов по проблеме (12 слайдов).
4. Заключение. Общие выводы по проблеме, заявленной в презентации (1 слайд).
|
|