Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор рынков крупнейших городов США




 

 

За годы после второй мировой войны в США имел место интенсивный процесс урбанизации. В 1992 г. около 77% американцев проживало в населенных пунктах городского типа с числом жителей свыше 2,5 тыс. человек. Одной из специфических особенностей при этом является преобладание городского населения, проживающего в малых городах (до 60%), и концентрация остальной массы городского населения в крупных городских агломерациях.

Эта структурная особенность распределения населения находит отражение в уровне доходов, культуре, социальных ценностях и потребительских факторах.

Годовой доход в среднем на душу населения в США составляет 25 тыс. долл., а среднегодовой доход семьи — 55 тыс. долл. Однако уровень доходов американцев весьма различается по регионам: наиболее высокие доходы имеют жители Сан-Франциско и Нью-Йорка затем идут Бостон, Балтимор, Лос-Анджелес и другие крупные города. Жители малых городов, как считают, имеют среднегодовой доход примерно на 25—30% ниже среднегодового дохода по сравнению с населением городов-миллионеров. Неравномерное распределение денежных доходов отражается на структуре потребительских расходов. По данным американской статистики, в среднем американские семьи из своих личных доходов тратят на жилье (арендная плата, выплата кредита, коммунальные услуги) 23%; на обустройство жилищ (предметы длительного пользования — мебель, холодильники, кондиционеры и т. п.) 10%; на транспорт 14% (в том числе на покупку новых автомобилей — 5%, эксплуатацию собственных автомобилей 7%, транспорт общего пользования — 2%); на одежду, o6yвь ювелирные изделия 9%; продукты питания, напитки, табачные изделия 22%; медицинские услуги 8%, на отдых и развлечения 6%; прочие расходы составляют 7%.

Следует вместе с тем иметь в виду, что такая структура потребительских расходов может изменяться в зависимости от места жительства (город или сельская местность), профессиональной занятости, возраста, национальной принадлежности и других социальных факторов. В крупных городах, например, на жилье, погашение потребительского кредита, транспорт приходится до половины личных доходов американских семей.

В небольших городах и сельской местности значительно увеличивается доля расходов на ведение собственного бизнеса и приобретение недвижимости.

Приведенная выше структура потребительских расходов американских семей статистически весьма стабильна в последние 10 лет, хотя в абсолютных суммах эти расходы значительно возрос в связи с увеличением доходов населения и инфляцией. Видимо, в ближайшей перспективе каких-либо существенных изменений структуре потребительских расходов не произойдет, хотя и возможно их некоторое перераспределение по таким статьям, как жилье, транспорт и обустройство жилищ. Как считают, это связано, в частности, с тем, что, с одной стороны, относительно растет число семей, а с другой — повышается количество разводов. Эта тенденция приводит к увеличению самостоятельно живущих мужчин и женщин и родителей-одиночек с детьми.

Рост числа семей вызывает увеличение затрат на самые разные товары длительного пользования — от автомобилей и домов до мебели, бытовых приборов, домашней электроники и материалов для отделки жилищ. Благоприятная конъюнктура рынка, создавшаяся за счет формирования новых домашних хозяйств, стремление жить в отдельных домах и предпочтение, отдаваемое благоустроенным домам, приведут к повышению объема работ по строительству, обновлению и ремонту жилищ. В последние годы, после того как обеспеченные в материальном отношении семьи решили завести детей, значительно увеличились затраты на детскую мебель, одежду, игрушки и различные принадлежности детского обихода, причем зачастую речь идет о специализированных и весьма дорогих товарах.

Свои социально-экономические, демографические и этнографические особенности имеет население крупнейших городов США, что, естественно, отражается и на их рынках товаров и услуг.

А). Нью-Йорк — один из крупнейших по численности населения городов мира: городская агломерация Нью-Йорка насчитывает примерно 16 млн. человек.

Нью-Йорк — главный морской порт страны, через который поступают такие товары, как нефть, сырье, промышленные изделия, различные виды сельхозпродукции. В городе находятся правления большинства американских банков, страховых компаний, промышленных корпораций, фондовая и товарные биржи.

В городской агломерации расположены многочисленные, в основном мелкие и средние предприятия ювелирной промышленности, по обработке мехов и кожи, производству галантерейных изделий, пищевой и швейной промышленности. Помимо того, имеются предприятия электротехнической, радиоэлектронной, судостроительной, оптико-механической, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Однако основная доля населения занята в сфере услуг (около 70% занятости). Причем это самая высокооплачиваемая профессиональная группа — "белые воротнички", среднегодовой доход которых превышает 40 тыс. долл. Высокие доходы основной группы населения несколько изменяют структуру средних потребительских расходов: растет доля расходов на жилье, коммунальные услуги, транспорт, развлечения, одежду и ювелирные украшения за счет снижения доли расходов на другие статьи потребительского бюджета.

Стареющие состоятельные жители Нью-Йорка предпочитают жить в пригородах в собственных домах с небольшими приусадебными участками. Эта тенденция способствует росту спроса на мебель и различные деревянные изделия по обустройству быта. Центральная часть Нью-Йорка (Манхэттен) и его районы — Бруклин, Квинс, Бронкс заселяются менее состоятельными слоями населения, а также различными этническими группами, формируемыми по национальному признаку (негры, немцы, выходцы из бывшего СССР, евреи, поляки и т. д.).

Нью-Йорк — крупнейший центр оптовой торговли, располагающий также обширной сетью различных магазинов. Здесь находятся крупные оптовые склады, через которые ведется торговля зерном, сахаром, цветными и черными металлами и многими другими видами товаров, поступающих в страну через Нью-Иорский порт.

Что касается системы розничной торговли, то она дифференцируется от универсальных и специализированных магазинов с высокими ценами для богатых и состоятельных покупателей, которые расположены в основном на Пятой авеню, до магазинов стандартных и умеренных цен на Бродвее и небольших магазинов, торгующих различными видами товаров, а также торговли с рук типа наших вещевых рынков.

Б). Чикаго — второй по численности населения и экономическому значению город США. Чикагская городская агломерация насчитывает около 9 млн. жителей. В городе и его пригородах расположены многочисленные предприятия по производству разнообразного строительно-дорожного оборудования, средств связи, транспортного машиностроения, радиоэлектроники, химической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. Особое место занимают пищевая и легкая промышленность — мясоконсервная, мукомольная, швейная, мебельная. В городе функционируют фондовая и товарная биржи. Наиболее развита оптовая торговля пшеницей, кукурузой, скотом. В Чикаго расположено много различных банков, страховых обществ, контор различных компаний-импортеров. Исходя из географического расположения города и наличия удобных транспортных связей его с основными промышленными центрами Канады важнейшими внешнеэкономическими партнерами чикагских промышленных предприятий являются соответствующие их интересам канадские фирмы.

Чикаго— город контрастов. Экономически активное население, занятое в банковско-финансовой сфере, страховании, экспортно-импортных операциях, рекламе и услугах, имеет среднегодовой доход, превышающий на 15—20% аналогичный показатель в среднем по стране. Однако, с другой стороны, имеются группы населения с доходами ниже соответствующих данных по другим городам. Это относится к первую очередь к цветному населению, доля которого составляет примерно 35%. Вместе с тем Чикаго, как крупнейший промышленный и торговый центр северо-запада США, может представить значительный интерес для российских экспортеров швейных изделий, тканей, ювелирных изделий и полуфабрикатов, лицензий и цветных металлов.                

В). Сан-Франциско — крупнейший на западном побережье США морской порт, важный транспортный, торговый, промышленный и финансовый центр Западного региона. Население города с eгo пригородными районами превышает 4 млн. человек, причем онo увеличилось по сравнению с 50-ми годами примерно вдвое. В городе и его пригородах развиты машиностроение и металлообработка (судостроение, приборостроение, производство радиоэлектроники), имеется пищевая, полиграфическая, швейная промышленность, нефтепереработка и металлургия.                   

В городе расположены крупные банки, в том числе Банк Америки, правления и конторы крупнейших промышленных торговых и финансовых компаний страны. В промышленности и торговле занято примерно две трети населения. В результате значительного притока населения в городе и его пригородах постоянно растут цены на жилье и недвижимость. Следует отметить, что большинство товаров, экспортируемых на американский рынок морскими судами из стран Азии, в том числе российскими дальне- восточными поставщиками, поступает через Сан-Франциско.     

Учитывая, что жители Сан-Франциско имеют самый высокий по США среднегодовой доход (превышающий доход жителей малых городов на 35—40%), этот район может представить интерес для российских экспортеров различных дорогостоящих традиционных изделий отечественной промышленности.

Г). Лос-Анджелес — второй по объемам грузооборота порт на Тихоокеанском побережье США. Население (с пригородами) составляет около 8 млн. человек. В городе и его пригородах расположены предприятия машиностроения и металлообработки, ракето- и самолетостроения, радиоэлектроники, приборостроения и других отраслей, связанных главным образом с военной промышленностью. Помимо того имеются такие традиционные для крупных городов США отрасли промышленности, как пищевая, швейная, ювелирная, мебельная, консервная и винодельческая. Лос-Анджелес — центр кинопромышленности США. В структуре занятости преобладают занятые в сфере торговли и услуг — до 40%, в промышленности — 30%, на транспорте и в коммунальном хозяйстве — 10%, в финансово-банковской сфере — 6%, на государственной службе — 14%. Умеренный климат, прекрасные возможности для отдыха, высокие доходы в различных сферах занятости привлекают в Лос-Анджелес переселенцев из других районов страны. В последние годы в городе поселилось большое количество эмигрантов из стран Южной Африки, Юго-Восточной Азии, бывших республик СССР, изменив его социальную инфраструктуру и в значительной степени способствуя высокой дифференциации в доходах населения. Как обширный центр оптовой и розничной торговли, Лос-Анджелес представляет значительный интерес для российских экспортеров различных товаров, могущих иметь спрос со стороны предприятий многоотраслевой экономики региона, а также отвечающих вкусам и потребностям различных национальных и этнических групп его населения.

Д). Детройт — город, расположенный на границе с Канадой, причем часть города (на левом берегу реки Детройт) относится к канадской провинции Онтарио. Население города около 5 млн. человек (в том числе почти половина — цветное население). Детройт — главный центр автомобильной промышленности США. В городе и его пригородах расположены крупнейшие заводы, научно-исследовательские и конструкторские центры автомобильных концернов "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер". С автомобильной промышленностью связаны все основные предприятия города: металлургия, металлообработка, производство пластмасс, лакокрасок, стекла, электроники. На предприятиях автомобильной промышленности помимо автомобилей производится различная военная техника, а также потребительские товары длительного пользования. По сравнению с другими крупнейшими городами США средний годовой доход здесь несколько ниже, что отражается на потребительской корзине, уровне спроса на дорогостоящие изделия, жилье и недвижимость.

Е). Бостон — один из крупнейших городов на Восточном побережье США с населением свыше 3 млн. человек (с учетом пригородов), морской порт (важнейший продукт импорта — нефть). В городе и его пригородах преобладают разнообразное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, производство авиадвигателей, частей к самолетам и ракетам, станкостроение, легкая, текстильная и пищевая промышленность. (В промышленности занято около 25% населения, в сфере услуг — около 50%.)

В Бостоне расположены крупные банки, страховые общества, правления многих промышленных, торговых и внешнеторговых компаний, где занята значительная часть населения. Бостон — один из наиболее дорогих городов США со среднегодовыми доходами, значительно превышающими соответствующий показатель в целом по стране. Следует подчеркнуть, что этот город отличается сравнительно низкой долей цветного населения — около 18%.

Ж). Новый Орлеан — крупнейший порт США в Мексиканском заливе. Наиболее развиты нефтепереработка, химическая промышленность, производство алюминия, а также пищевая и текстильная промышленность, судостроение и судоремонт, производство вооружения. Население города и его пригородов достигает 1,2 млн. человек. Значительную часть населения составляют негры, выходцы из стран Центральной Америки и Мексики (около 60%). Среднегодовой доход жителей городской агломерации примерно на 20% ниже соответствующих доходов крупнейших городов Восточного побережья США.

К другим крупным городам — промышленным, экономическим и культурным центрам с населением свыше 1 млн. жителей относят Филадельфию, Балтимор, Вашингтон, Даллас, Канзас-Сити, Кливленд, Мемфис, Милуоки, Питсбург, Сан-Антонио, Сан-Диего, Сант-Луис. Они различаются по структуре производства, экономическому и социальному укладу, культуре и этническому составу населения, а также по уровню доходов населения с колебаниями в пределах 20—25% в ту или другую сторону от соответствующих данных в целом по стране. Эти колебания главным образом отражаются на стоимости недвижимости, на аренде жилья и служебных помещений. Что касается рынка потребительских товаров, то каких-либо существенных различий в крупных городах не наблюдается.

 

Экономические регионы Канады

 

 

Экономические, социальные, демографические и этнические характеристики провинций и территорий Канады существенно различаются между собой. Поэтому наиболее целесообразно рассматривать экономические районы Канады как цепочку региональных экономических агломераций и рынков, каждый из которых отличается своими размерами, возможностями и характерными чертами.

Провинции, в которых сосредоточено более 60% всего населения Канады — это Онтарио (около 10 млн. человек) и Квебек (7 млн. человек), которые образуют центральную промышленную зону страны. Обе провинции отличаются высокой степенью урбанизации, относительно высокими доходами и уровнем занятости населения.

Здесь расположены основные предприятия транспортного и общего машиностроения, черной и цветной металлургии, электротехники, химической промышленности, текстильной и кожевнно-обувной отрасли. В этих провинциях расположено более 70% мощностей обрабатывающей промышленности.

На них приходится более 62% всей розничной торговли — весьма важное обстоятельство для потенциальных экспортеров в Канаду.

Самым богатым и наиболее плотно населенным районом Канады является высокоиндустриализированная южная часть Онтарио. Именно здесь расположено большинство предприятий обрабатывающей промышленности, а также наиболее состоятельные потребители товаров и услуг.

На провинции Атлантического побережья с 2,5 млн. жителей (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда и Ньюфаундленд) приходится 9% населения Канады и около 8% объема канадской розничной торговли. Экономика Атлантического побережья Канады, развивающаяся на основе рыболовства и сельского хозяйства, продолжает сохранять свой аграрный характер. По таким показателям, как доход на душу населения, средняя заработная плата и объем розничной торговли. Атлантическая Канада значительно отстает от остальных регионов страны.

В трех степных провинциях (Альберта, Саскачеван и Манито-ба) проживает 4,5 млн. человек, или приблизительно 17% канадского населения. Исторически они сформировались как сельскохозяйственный регион, где наибольшее значение приобрело выращивание пшеницы. Открытие полезных ископаемых (в частности, нефти в провинции Альберта) частично изменило структуру экономики региона, способствуя быстрой урбанизации и росту населения в 70-х и начале 80-х годов. В настоящее время на регион приходится примерно 16% объема канадской розничной торговли.

Население Альберты (2,5 млн. человек) превышает число жителей двух остальных степных провинций (Саскачеван и Манито-ба), вместе взятых. Экономика Альберты значительно возросла к середине 80-х годов, когда Калгари стал ведущим деловым и финансовым центром в западной части Канады. Он также является центром нефтедобывающей промышленности страны.

Британская Колумбия занимает третье место в стране по численности населения. В ней проживает 3,5 млн. человек, что составляет примерно 12% общего числа жителей. На Британскую Колумбию приходится 12,5% годового объема розничной торговли Канады. В этой провинции развивается многоотраслевая экономика, однако до сих пор отмечается традиционная зависимость от лесной промышленности.

Следует отметить, что, несмотря на весьма умеренный темп прироста населения в целом по стране, в Канаде наблюдается интенсивный рост городского населения, особенно в крупных промышленных агломерациях. Например, в 1951 г. жители крупнейших городов Канады составляли 46% всего населения

страны. К 1992 г. на них приходилось около 65%. В Торонто, Монреале и Ванкувере — трех крупнейших городах страны проживает свыше 30% всего населения Канады. В связи с этим для российских экспортеров могут представлять интерес рынки не только в целом страны, но и ее отдельных городов.

Обзор рынков крупнейших городов Канады

 

 

А). Торонто с населением почти в 4 млн. человек является крупнейшим городом в Канаде, а также выполняет функции столицы самой населенной провинции Канады — Онтарио. Торонто — это самый дорогой город в стране для жизни и бизнеса. В 80-х годах город быстро рос: с 1981 г. по 1990 г. его население увеличилось более чем на 16%. За этот же период укрепились позиции Торонто как финансового и промышленного центра страны. В районе Торонто расположены штаб-квартиры свыше половины из 150 крупнейших компаний Канады.                           

Здесь же находятся головные конторы основных банков и других финансовых учреждений. В Торонто функционирует множество компаний-импортеров, а также закупочные отделы многих ведущих канадских компаний, занимающихся розничной торговлей. Торонто отличается также все возрастающей этнической пестротой населения. В этом городе поселяются сотни тысяч недавних эмигрантов из Восточной Европы, Латинской Америки и ряда азиатских стран.                                      

Б). Монреаль — второй по величине город Канады (3 млн. жителей). Это крупнейший в мире преимущественно франкоязычный город за пределами Европы. (Английский язык также широко распространен в Монреале, особенно в среде деловых людей.) Хотя провинция Квебек уступает по степени процветания Онтарио, Британской Колумбии или Альберте, Монреаль — весьма богатый город, и его жители известны своими высокими требованиями к качеству товаров. Личный доход и розничные продажи на душу населения выше средних показателей по стране в целом. Монреаль остается важным национальным деловым центром, особенно в таких областях, как индустрия мод, машиностроение, аэрокосмические отрасли и финансы. В городе располагаются штаб-квартиры значительного числа крупных корпораций. Быстрорастущее франкоязычное деловое сообщество Квебека стремится сделать Монреаль динамичным центром бизнеса с широко открытыми возможностями для партнеров из других стран мира. Монреаль —это еще и важный порт, а также место резиденции многих импортеров. Зарубежные экспортеры, заинтересованные в рынке провинции Квебек, должны в первую очередь сконцентрировать свои усилия на Монреале.                                       

В). Ванкувер. Это портовый город на Западном побережье, представляющий собой быстрорастущий деловой центр с населением 1,5 млн. человек. Являясь крупнейшим городом Западной Канады, Ванкувер служит воротами в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Большое количество эмигрантов из Гонконга, Вьетнама и других азиатских стран поселились в последние годы в районе Ванкувера, изменив его этническую и культурную инфраструктуру и укрепив его деловые связи с Азиатско-Тихоокеанском регионом. Десятки тысяч канадцев из других регионов страны также переселились за последнее десятилетие в район Ванкувера, куда их привлекли умеренный климат и прекрасные рекреационные возможности. В результате значительного притока населения здесь значительно возросли цены на жилье и недвижимость. Лесная и добывающая промышленность по-прежнему составляют основу хозяйственной деятельности, однако за последнее десятилетие широкое развитие получили обрабатывающие отрасли и сфера услуг. Местная экономика начала приобретать многоотраслевой характер. Большинство товаров, экспортируемых на канадский рынок азиатскими поставщиками, поступает через Ванкувер. Некоторые товары, поставляемые из тихоокеанских стран на американский рынок, также ввозятся через Ванкувер. В Ванкувере расположены штаб-квартиры ряда важных компаний-импортеров.

Г). Калгари — второй по значимости деловой центр Западной Канады. По численности населения он уступает Эдмонтону, столице провинции Альберта. Однако по сравнению с ним Калгари в своем экономическом развитии в большей степени зависит от деловой активности, нежели от правительственных и государственных учреждений. Этот город разместил на своей территории большинство компаний по добыче нефти и газа. Здесь получили развитие многие виды передовых технологий и услуг, связанных с нефтью и газом. Калгари — это весьма преуспевающий рынок. Личные и семейные доходы примерно на 15% превышают аналогичный показатель в среднем по стране.

Д). Галифакс, расположенный на Восточном побережье, — это крупнейший город Атлантической Канады с населением более 300 тыс. человек. Это важный портовый город, который одновременно является столицей провинции Новая Шотландия. Хотя в целом район Атлантической Канады менее богат, чем другие части страны, семейные доходы в Галифаксе находятся примерно на том уже уровне, что и в среднем по стране, а объем розничной торговли превышает средний уровень на душу населения по Канаде. Галифакс — важнейший торгово-промышленный центр Атлантической Канады. Хотя благодаря своему статусу крупного порта Галифакс в определенной мере функционирует как центр международной торговли, число импортеров в нем весьма незначительно.

Е). Оттава. Политический и культурный центр — столица Канады. Население свыше 750 тыс. человек. Узел железных и шоссейных дорог, имеет аэропорт международного значения. Около 40% занятых работает в государственных учреждениях, банках, различных коммерческих фирмах. В городе и его пригородах расположены предприятия целлюлозно-бумажной и полиграфической промышленности, по производству конторского и электронного оборудования, ЭВМ и ряда других изделий и оказанию услуг, связанных с обслуживанием столичного населения. В городе существует развитая сеть розничной и оптовой торговли с товарооборотом, превышающим 25 тыс. долл. в год на одного жителя.

 

 

                                    Заключение.

 

 

Я постарался осветить основные моменты импорта в США и Канаду и показать Вам возможность экспорта российских товаров на их рынки, которая безусловно существует. Экспортерам следует учитывать не столько общее настроение на североамериканском рынке, сколько потребности каждого района этих двух стран.

Несомненно для того, чтобы найти лазейку на североамериканский рынок стоит задуматься и о качестве наших товаров, а не просто кричать о том, что “эти америкашки” не пускают нас на рынок только потому что мы из России. Североамериканцы очень практичные люди и поэтому, если качество наших товаров будет на высоком уровне, то это даст возможность вытеснять не только товары из других стран, но и продукцию американских и канадских производителей. Для тех, кто не верит, советую вспомнить захват значительной части автомобильного рынка США японскими автомобилями. Так что не стоит опускать руки.

     

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Д.э.н., проф. Смирнов “ Рынки США и Канады ” Москва 1997

2. Д.э.н., проф. Васильев “ Шансы выхода России на североамериканский рынок”. Москва 1997

3. Журнал “Экономист”: “Обзор экономических районов США”  апрель 1997

4. Журнал “ Деловой партнер ”: “ Экономические районы Канады ”

октябрь 1997

5.  Basic facts about the USA. Москва 1996.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………..….…2

I Политико-административное устройство США и Канады …………………………………………………………..…..….3

             А). США…………………………………………………….3

             Б). Канада…………………………………………………...3

II Структурные особенности североамериканского рынка …………………………………………………………………....5

Возможности расширения российского экспорта на                  североамериканский рынок ………………………………………...…7

Соглашение о свободной торговле между США и               Канадой……….………………………………………………………...12

III Экономические районы североамериканского региона …………………………………………………………………15

  Экономические регионы и потенциальный рынок США……...15

                   А). Северный регион………………………………………15

                   Б). Южный район………………………………………….16

            В). Западный район………………………………………..16

            Г). Аляска…………………………………………………..16

            Д). Гавайские острова……………………………………..17

   Обзор рынка крупных городов США…..…………………...….17

             А). Нью-Йорк………………………………………...……19

             Б). Чикаго…………………………………………………..20

             В). Сан–Франциско………………………………………..20

             Г). Лос-Анджелес…………………………………...……..21

             Д). Детройт………………………………………...………22

             Е). Бостон………………………………………...………..22

             Ж). Новый Орлеан……………………………...…………22

    Экономические регионы Канады……...……………………….23

    Обзор рынков крупнейших городов Канады….………………25

             А). Торонто………………………………………………...25

             Б). Монреаль.………………………………………………25

             В). Ванкувер……………………………………………….26

             Г). Калгари………………………………………………..26

             Д). Галифакс…………………………………………….....27

             Е). Оттава………………………………………………......27

Заключение …………………………………………………………....28

Литература …………………………………………………………..28

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...