Х1V. Философские проблемы познания, науки и техники.
? Укажите, какое суждение выражает точку зрения диалектического материализма: ! истина – это знание, верное всегда и во всех отношениях; ! все наши знания относительны, в них ничего абсолютного; !+ в каждой относительной истине есть элементы абсолютной; !+ истинность любого положения имеет пределы. ? Сциентизм – учение, утверждающее в качестве высшей ценности: !+ науку; ! религию; ! искусство; ! технику. ? Учение, согласно которому человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на основе ощущений называется: ! скептицизмом; ! агностицизмом; !+ сенсуализмом; ! рационализмом. ? Философы, отрицающие (полностью или частично) принципиальную возможность познания бытия: ! идеалисты; ! материалисты; !+ агностики; ! сенсуалисты. ? Проблема теории познания была центральной в философии: ! Античности; ! Средневековья; !+ Нового времени. ? Концепция «научных революций» была выдвинута: ! К.Поппером; !+ Т.Куном; ! Б.Расселом. ? Теория познания как философская дисциплина: ! онтология; ! антропология; !+ гносеология; ! аксиология. ? Учение об относительности всех наших суждений: ! догматизм; !+ релятивизм; ! сенсуализм; ! эмпиризм. ? Развитие гносеологических представлений конца ХХ – нач. ХХI вв. определяется тем, что оно происходит в условиях (наиболее подходящий вариант): !+ информационного общества; ! рыночной экономики; ! обострения глобальных проблем; ! традиционного общества. ? Один из основных аспектов, выражающих особенности научной деятельности: ! экономический; ! политический; !+ когнитивный; ! педагогический. ? Гносеология как часть (раздел) философии, не занимается исследованием: ! форм и закономерностей познавательной деятельности;
! границ познания, средств и методов обретения достоверного знания; !+ ценностного отношения человека к окружающему миру; ! соотношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания. ? Суждение о том, что к истине можно только постоянно приближаться, что «истина есть процесс, а не готовый результат», принадлежит: ! Д.Локку; !+ Гегелю; ! Д.Юму. ? Какие признаки человека отличают его от животного? !+ разумность; ! бессознательное; !+ осознанная деятельность; ! действия. ? Выделите уровни научного познания: ! естественнонаучный; ! чувственный; !+ эмпирический; !+ теоретический. ? Непосредственной целью науки является: ! связь с практикой; !+ достижение истины и открытие объективных законов; ! развитие материального производства; !+ получение новых знаний. ? Укажите эмпирические методы научного познания: !+ наблюдение; !+ эксперимент; ! абстрагирование; ! математизации. ? Укажите теоретические методы научного познания: !+ синтез; ! измерение; ! наблюдение; !+ абстрагирование; !+ формализация. ? Какие формы знаний относятся к донаучным? ! искусство; ! философия; ! религия; !+ магия. ? Субъект познания – это: ! то, что познается; !+ тот, кто познает; ! то, посредством чего достигается знание. ? Абсолютизация устойчивости знания порождает: !+ догматизм; ! скептицизм; ! агностицизм; ! релятивизм. ? «Истина есть идеологическая форма, организующая форма человеческого опыта». Подобное определение мог дать: ! материалист; !+ субъективный идеалист; ! объективный идеалист; ! неотомист. ? Для научной рациональности не характерно: ! признание приоритета разума; ! осознание мышлением своего содержания; !+ абсолютизация мыслительной деятельности; ! критический анализ предпосылок и методов мыслительной деятельности. ? Для современной науки в целом, и для гносеологии в частности характерен:
!+ методологический плюрализм; ! методологический монизм; ! методологический дуализм. ? Непосредственной целью познания является: !+ истина; ! благо; ! заблуждение; ! практика. ? Противоположностью истины является: ! ошибка; ! ложь; !+ заблуждение. ? Заблуждение: ! адекватная форма знания; !+ ложная форма знания; ! не имеет отношения к знанию. ? Признаком истины является: ! практика; !+ объективность; ! польза. ? Истина - это: ! знание, не соответствующее своему предмету; ! знание, дополняющее свой предмет; !+ знание, соответствующее своему предмету. ? Укажите ошибочное суждение: !+ абсолютная истина достижима; ! в каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной истины; ! человечество движется по пути овладения абсолютной истиной. ? Процесс познания начинается с: ! представления; ! понятия; !+ ощущения. ? Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом - это: ! восприятие; !+ представление; ! суждение. ? Отражение мира в наглядной форме характерно для: !+ чувственного познания; ! рационального познания; ! иррационального познания. ? Науке свойственно стремление к (ошибочный вариант): ! истине как непосредственной цели: ! выработке единой взаимосвязанной, развивающейся системы знаний о мире; ! к установлению закономерных связей действительности; !+ к формулировке общих, неизменных положений. ?Критериями научного знания являются такие признаки как (указать не подходящий вариант): ! обоснованность; ! достоверность; !+ субъективность; ! ориентированность на практику. ? К философским методам познания не относится: ! метафизический; !+ метод моделирования; ! феноменологический; ! герменевтический. ? К функциям научной теории не относится: ! объяснительная; ! методологическая; ! прогностическая; !+ практическая. ? Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в: ! представлении; ! суждении; !+ мышлении. ? Мышление – это (подходящий вариант): ! чисто природное свойство человека; !+ выработанная в ходе истории функция социального субъекта; ! признак, передающийся по наследству. ? «Париж стоит на Сене» - это:
! понятие; !+ суждение; ! умозаключение. ? Логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее: !+ индукция; ! дедукция; ! гипотеза; ! суждение. ? Философ, который для определения познавательных возможностей человека, проводил различие между «явлением» и «вещью в себе»: ! Платон; ! Аквинский; !+ Кант; ! Маркс. ? Новизна его учения о познавательных способностях заключалась в том, что был введен рассудок – как третий источник познания – наряду с чувственностью и разумом: ! Аристотель; !+ Кант; ! Фейербах; ! Поппер. ? Познание связано с пониманием, постижением смысла, интерпретацией текста – такой позиции придерживается: ! марксизм; ! неотомизм; ! психоанализ; !+ герменевтика. ? Философ, который отвергает представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, полагает он, именно человек «выдан» технике и в этом истоки опасностей, которые подстерегают человека: ! А.Швейцер; ! Б.Рассел; ! К.Ясперс; !+ М.Хайдаггер. ? Наука – это (ошибочный вариант): ! форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании; ! творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности; !+ собрание, сумма отдельных сведений по различным сферам человеческой деятельности; ! совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. ? Рациональность, в общем виде, понимается как (правильный вариант): !+ апелляция к доводам разума и рассудка при принятии решений, в процессе познавательной деятельности; ! апелляция к чувствам, личному опыту в процессе поиска истины; ! принятие на веру тех или иных истин. ? Компонентом теоретического уровня познания является (указать ошибочный вариант): ! гипотеза; !+ факт; ! теория; ! проблема. ? К методам эмпирического исследования не относится: ! наблюдение; ! эксперимент; ! измерение; !+ классификация. ? Морально устаревшей называют технику (наиболее приемлемый вариант): !+ сохранившую свои качества, но «потерявшую репутацию»;
! изменившую физические параметры; ! технику, утратившую свои «рабочие свойства». ? Одним из основных форм научного знания является: ! суждение; !+ гипотеза; ! умозаключение. ? Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности - это: ! гипотеза; ! проблема; !+ теория. ? Эмпирический и теоретический уровни познания (правильная позиция): !+ взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна; ! не имеют между собой связи, существуя в «чистом» виде; ! взаимоисключают друг друга. ? Понятие «парадигма» является ключевым для концепции науки: ! Фрейд; !+ Т.Куна; ! А.Эйнштейна. ? Выделите правильное определение дедукции: !+ путь познания от общего к частному выводу; ! путь исследования от частного к общему; ! единство чувственного и рационального. ? Какой тип познания характеризуется системностью, обоснованностью и логичностью: ! обыденный; !+ научный; ! художественный. ? В современных условиях особенно важны нравственные, гуманистические аспекты развития науки. Это связано в первую очередь с: ! изменениями в природной среде; !+ развитием научно-технического прогресса.; ! политическими изменениями в современном обществе. ? Понятие «техника» как искусство, мастерство сложилось впервые в: !+ Античности; ! Средневековье; ! эпоху Возрождения. ? Развитие современной техники в первую очередь зависит от: ! природно-географических условий; ! характера политического режима; !+ развития науки. ? Социальные процессы в современном мире показывают, что развитие науки и техники: ! безусловное благо; ! исключительное зло; !+ сопряжено с благом и злом. ? Социальные технологии - это: ! элемент технологии производства; ! включают в себя технологию производства; !+ новый вид технологий, не связанный непосредственно с производством. ? Термин «знание» употребляется в различных аспектах. Укажите не подходящий вариант: ! способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить; !+ определенная процедура, которая выполняется по заранее заданной схеме; ! любая познавательно значимая информация; ! особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. ? Практика: (указать ошибочное определение): ! основа познания, ее движущая сила; ! источник познания; ! решающий критерий истины; !+ абсолютный и единственный критерий истины. ? Методом эмпирического исследования не является: ! эксперимент; ! наблюдение; !+ гипотеза; ! измерение. ? Достоверное эмпирическое знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов:
!+ факт; ! гипотеза; ! теория; ! проблема. ? Русский физиолог И.Павлов полагал, что цель …. в физиологии – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны, указать его место в целостном организме (вариант вместо многоточия): ! наблюдения; ! эксперимента; ! гипотезы; !+ синтеза. ?Процесс проникновения в сущность каждого заболевания для практического врача начинается с: ! рациональной стадии познания; !+ чувственной стороны познания; ! иррациональной стороны познания. ? Формой рационального познания не является: ! проблема; ! гипотеза; !+ наблюдение; ! теория. ? Современное производство превращает природу: ! в своеобразный храм для эстетического наслаждения человека; !+ в источник сырья, который беспощадно эксплуатируется; ! в антипод науки и техники. ? Какое из определений не соответствует современной цивилизации: ! техногенная; ! информационная; ! постиндустриальная; !+ аграрная. ? Софокл пишет о «чудовищной» силе, которую дала техника в руки человека. Таким образом, опасность, несущую с собой техника, была подмечена: !+ в Античности; ! в Средневековье; ! в Новое время. ? Сегодня в развитых странах ведущей отраслью человеческой деятельности становится: !+ сфера досуга; ! сфера образования; ! сфера производства. ? Наука не способна обеспечить социальный прогресс, более того последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), такой позиции придерживаются: !+ антисциентисты; ! рационалисты; ! сенсуалисты; ! сциентисты. ? Преувеличение роли относительной истины ведет к: ! догматизму; !+ релятивизму; ! прагматизму. ? Одним из важнейших моментов диалектического подхода к познанию является: !+ принцип конкретности истины; ! принцип абсолютизма истины; ! принцип неопределенности истины. ? Представитель Нового времени, предложивший классификацию наук, в основе которой лежали три различных способности человеческого ума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия: !+ Ф.Бэкон; ! Р.Декарт; ! Б.Спиноза. ? Укажите не правильное суждение: ! научное познание реализуется в контексте исторического развития общества; ! наука способствует развитию человека, его интеллекта, творческих способностей и культуры мышления; ! наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин; !+ наука представляет собой сумму знаний о каких-либо объектах. ? Какое положение является не правильным: ! философия науки сложилась к сер. ХХ в. как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом; !+ в рамках философии науки речь идет об отдельных науках, которые существенно отличаются друг от друга; ! философия науки – такой раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений; ! философия науки рассматривает науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и компонент культуры. ? Характерные черты научной рациональности (не правильный вариант): ! человеческий разум перестал уподобляться Божественному и наделялся статусом суверенности; ! из процесса познания были элиминированы (изъяты) ценностные ориентации; ! научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики; !+ признание тождества мышления и бытия. ?Возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности характерно для (правильный ответ): !+ классического научного рационализма; ! рационализма античности; ! постклассической науки. ? Вторая научная революция произошла (правильный вариант): !+ в конце XVIII – I пол. XIX в; ! в XVIII в.; ! в I в. н.э. ?То, что характерно для второй научной революции и соответствующего типа рациональности: ! биология и геология вносят в картину мира идею развития; ! формируется картина мира, не редуцируемая к механистической; ! в научную методологию был введен термин «научная метафора»; !+ признается тождество мышления и бытия. ? Третья научная революция характеризуется (не верный вариант): ! появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности; ! тем, что в центр исследования выдвигается изучение микромира; ! революционными открытиями во многих науках: физике, биологии, химии и т.д.; !+ отделением науки от философии. ? В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики и развития научного знания: !+ кумулятивизм и антикумулятивизм; ! эмпиризм и рационализм; ! сциентизм и антисциентизм. ? Кому принадлежит высказывание: «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны»: ! Г.Гегелю; !+ К.Попперу; ! К.Марксу. ? Формулировка «знание о не знании» более подходит к определению: ! гипотезы; !+ проблемы; ! термина; ! эксперимента. ? Существуют следующие модели человеческой (в т.ч. научной) деятельности: (указать не правильный вариант): ! Сизифа; ! Прометея; ! Колумба; !+ Коперника. ?Впервые традиция как один из факторов развития науки была рассмотрена (правильный вариант): ! И.Кантом; !+ Г.Куном; ! К.Марксом. ? Идея историчности научного знания получила развитие в (ошибочный вариант): !+ эмпиризме (17 в.); ! марксизме; ! неогегелянстве; ! неокантианстве. ? Возникновение рациональности относится (подходящий вариант): !+ к периоду между 800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Греции; ! к V в. до н.э. в Греции; ! к VI в. до н.э. в Индии; ! к XVII в. в Европе. ? Формирование научного типа рациональности связано с (не подходящий вариант): ! первой научной революцией; ! возникновением классической европейской науки; !+ возникновением первых университетов в Европе. ? Новый тип рациональности, обусловленный третьей научной революцией исходит из того, что (не подходящий ответ): !+ знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем; ! мышление изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором; ! проблема истины напрямую становится связанной с деятельностью исследователя; ! допускается ценность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта. ? В плане философского анализа техника выступает как (ошибочный вариант): !+ машины и механизмы; ! особый вид человеческой деятельности; ! средство человеческой деятельности; ! социальный феномен; ! реализованное знание. ? Рождение философии техники чаще всего связывают с работой «Основные черты философии техники», автором которой является: ! М.Хайдеггер; !+ Э.Капп; ! К.Ясперс. ? В основе развития технических средств лежат принципы (наименее подходящий вариант): ! функционального моделирования; ! дополнительности; !+ системности. ? По мнению К.Ясперса в возникновении современного технического мира неразрывно связаны три фактора (указать лишний фактор): ! естественные науки; ! промышленное производство; ! дух изобретательства; !+ организация труда. ? Категоризация - это: !+ выделение группы объектов на основе некоторого общего абстрактного признака; ! выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации; ! способ классификации предметов по генетическим критериям; ! все указанные варианты. ? В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является: ! идеализм; ! скептицизм; ! агностицизм; !+ эмпиризм. ? Правильным является суждение: ! практика – это производственная деятельность людей; ! практика – это научно-экспериментальная деятельность людей; ! практика – это общественно-историческая деятельность людей; !+ всё приведенное выше. ? Выделите суждение, принадлежащее созерцательному материализму: ! практика – это логическое обоснование мысли; !+ практика – это чувственное восприятие мира; ! практика – это научно-экспериментальная деятельность; ! практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей. ? Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве: ! кибернетической системы; !+ самоорганизующейся системы; ! диссипативной системы; ! статической системы. ? Что в синергетике считается причиной движения? ! аттракторы; ! флуктуация; ! энтропия !+ неравновесность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|