Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х1V. Философские проблемы познания, науки и техники.




? Укажите, какое суждение выражает точку зрения диалектического материализма:

! истина – это знание, верное всегда и во всех отношениях;

! все наши знания относительны, в них ничего абсолютного;

!+ в каждой относительной истине есть элементы абсолютной;

!+ истинность любого положения имеет пределы.

? Сциентизм – учение, утверждающее в качестве высшей ценности:

!+ науку;

! религию;

! искусство;

! технику.

? Учение, согласно которому человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на основе ощущений называется:

! скептицизмом;

! агностицизмом;

!+ сенсуализмом;

! рационализмом.

? Философы, отрицающие (полностью или частично) принципиальную возможность познания бытия:

! идеалисты;

! материалисты;

!+ агностики;

! сенсуалисты.

? Проблема теории познания была центральной в философии:

! Античности;

! Средневековья;

!+ Нового времени.

? Концепция «научных революций» была выдвинута:

! К.Поппером;

!+ Т.Куном;

! Б.Расселом.

? Теория познания как философская дисциплина:

! онтология;

! антропология;

!+ гносеология;

! аксиология.

? Учение об относительности всех наших суждений:

! догматизм;

!+ релятивизм;

! сенсуализм;

! эмпиризм.

? Развитие гносеологических представлений конца ХХ – нач. ХХI вв. определяется тем, что оно происходит в условиях (наиболее подходящий вариант):

!+ информационного общества;

! рыночной экономики;

! обострения глобальных проблем;

! традиционного общества.

? Один из основных аспектов, выражающих особенности научной деятельности:

! экономический;

! политический;

!+ когнитивный;

! педагогический.

? Гносеология как часть (раздел) философии, не занимается исследованием:

! форм и закономерностей познавательной деятельности;

! границ познания, средств и методов обретения достоверного знания;

!+ ценностного отношения человека к окружающему миру;

! соотношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания.

? Суждение о том, что к истине можно только постоянно приближаться, что «истина есть процесс, а не готовый результат», принадлежит:

! Д.Локку;

!+ Гегелю;

! Д.Юму.

? Какие признаки человека отличают его от животного?

!+ разумность;

! бессознательное;

!+ осознанная деятельность;

! действия.

? Выделите уровни научного познания:

! естественнонаучный;

! чувственный;

!+ эмпирический;

!+ теоретический.

? Непосредственной целью науки является:

! связь с практикой;

!+ достижение истины и открытие объективных законов;

! развитие материального производства;

!+ получение новых знаний.

? Укажите эмпирические методы научного познания:

!+ наблюдение;

!+ эксперимент;

! абстрагирование;

! математизации.

? Укажите теоретические методы научного познания:

!+ синтез;

! измерение;

! наблюдение;

!+ абстрагирование;

!+ формализация.

? Какие формы знаний относятся к донаучным?

! искусство;

! философия;

! религия;

!+ магия.

? Субъект познания – это:

! то, что познается;

!+ тот, кто познает;

! то, посредством чего достигается знание.

? Абсолютизация устойчивости знания порождает:

!+ догматизм;

! скептицизм;

! агностицизм;

! релятивизм.

? «Истина есть идеологическая форма, организующая форма человеческого опыта». Подобное определение мог дать:

! материалист;

!+ субъективный идеалист;

! объективный идеалист;

! неотомист.

? Для научной рациональности не характерно:

! признание приоритета разума;

! осознание мышлением своего содержания;

!+ абсолютизация мыслительной деятельности;

! критический анализ предпосылок и методов мыслительной деятельности.

? Для современной науки в целом, и для гносеологии в частности характерен:

!+ методологический плюрализм;

! методологический монизм;

! методологический дуализм.

? Непосредственной целью познания является:

!+ истина;

! благо;

! заблуждение;

! практика.

? Противоположностью истины является:

! ошибка;

! ложь;

!+ заблуждение.

? Заблуждение:

! адекватная форма знания;

!+ ложная форма знания;

! не имеет отношения к знанию.

? Признаком истины является:

! практика;

!+ объективность;

! польза.

? Истина - это:

! знание, не соответствующее своему предмету;

! знание, дополняющее свой предмет;

!+ знание, соответствующее своему предмету.

? Укажите ошибочное суждение:

!+ абсолютная истина достижима;

! в каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной истины;

! человечество движется по пути овладения абсолютной истиной.

? Процесс познания начинается с:

! представления;

! понятия;

!+ ощущения.

? Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом - это:

! восприятие;

!+ представление;

! суждение.

? Отражение мира в наглядной форме характерно для:

!+ чувственного познания;

! рационального познания;

! иррационального познания.

? Науке свойственно стремление к (ошибочный вариант):

! истине как непосредственной цели:

! выработке единой взаимосвязанной, развивающейся системы знаний о мире;

! к установлению закономерных связей действительности;

!+ к формулировке общих, неизменных положений.

?Критериями научного знания являются такие признаки как (указать не подходящий вариант):

! обоснованность;

! достоверность;

!+ субъективность;

! ориентированность на практику.

? К философским методам познания не относится:

! метафизический;

!+ метод моделирования;

! феноменологический;

! герменевтический.

? К функциям научной теории не относится:

! объяснительная;

! методологическая;

! прогностическая;

!+ практическая.

? Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в:

! представлении;

! суждении;

!+ мышлении.

? Мышление – это (подходящий вариант):

! чисто природное свойство человека;

!+ выработанная в ходе истории функция социального субъекта;

! признак, передающийся по наследству.

? «Париж стоит на Сене» - это:

! понятие;

!+ суждение;

! умозаключение.

? Логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее:

!+ индукция;

! дедукция;

! гипотеза;

! суждение.

? Философ, который для определения познавательных возможностей человека, проводил различие между «явлением» и «вещью в себе»:

! Платон;

! Аквинский;

!+ Кант;

! Маркс.

? Новизна его учения о познавательных способностях заключалась в том, что был введен рассудок – как третий источник познания – наряду с чувственностью и разумом:

! Аристотель;

!+ Кант;

! Фейербах;

! Поппер.

? Познание связано с пониманием, постижением смысла, интерпретацией текста – такой позиции придерживается:

! марксизм;

! неотомизм;

! психоанализ;

!+ герменевтика.

? Философ, который отвергает представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, полагает он, именно человек «выдан» технике и в этом истоки опасностей, которые подстерегают человека:

! А.Швейцер;

! Б.Рассел;

! К.Ясперс;

!+ М.Хайдаггер.

? Наука – это (ошибочный вариант):

! форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании;

! творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности;

!+ собрание, сумма отдельных сведений по различным сферам человеческой деятельности;

! совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

? Рациональность, в общем виде, понимается как (правильный вариант):

!+ апелляция к доводам разума и рассудка при принятии решений, в процессе познавательной деятельности;

! апелляция к чувствам, личному опыту в процессе поиска истины;

! принятие на веру тех или иных истин.

? Компонентом теоретического уровня познания является (указать ошибочный вариант):

! гипотеза;

!+ факт;

! теория;

! проблема.

? К методам эмпирического исследования не относится:

! наблюдение;

! эксперимент;

! измерение;

!+ классификация.

? Морально устаревшей называют технику (наиболее приемлемый вариант):

!+ сохранившую свои качества, но «потерявшую репутацию»;

! изменившую физические параметры;

! технику, утратившую свои «рабочие свойства».

? Одним из основных форм научного знания является:

! суждение;

!+ гипотеза;

! умозаключение.

? Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности - это:

! гипотеза;

! проблема;

!+ теория.

? Эмпирический и теоретический уровни познания (правильная позиция):

!+ взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна;

! не имеют между собой связи, существуя в «чистом» виде;

! взаимоисключают друг друга.

? Понятие «парадигма» является ключевым для концепции науки:

! Фрейд;

!+ Т.Куна;

! А.Эйнштейна.

? Выделите правильное определение дедукции:

!+ путь познания от общего к частному выводу;

! путь исследования от частного к общему;

! единство чувственного и рационального.

? Какой тип познания характеризуется системностью, обоснованностью и логичностью:

! обыденный;

!+ научный;

! художественный.

? В современных условиях особенно важны нравственные, гуманистические аспекты развития науки. Это связано в первую очередь с:

! изменениями в природной среде;

!+ развитием научно-технического прогресса.;

! политическими изменениями в современном обществе.

? Понятие «техника» как искусство, мастерство сложилось впервые в:

!+ Античности;

! Средневековье;

! эпоху Возрождения.

? Развитие современной техники в первую очередь зависит от:

! природно-географических условий;

! характера политического режима;

!+ развития науки.

? Социальные процессы в современном мире показывают, что развитие науки и техники:

! безусловное благо;

! исключительное зло;

!+ сопряжено с благом и злом.

? Социальные технологии - это:

! элемент технологии производства;

! включают в себя технологию производства;

!+ новый вид технологий, не связанный непосредственно с производством.

? Термин «знание» употребляется в различных аспектах. Укажите не подходящий вариант:

! способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить;

!+ определенная процедура, которая выполняется по заранее заданной схеме;

! любая познавательно значимая информация;

! особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой.

? Практика: (указать ошибочное определение):

! основа познания, ее движущая сила;

! источник познания;

! решающий критерий истины;

!+ абсолютный и единственный критерий истины.

? Методом эмпирического исследования не является:

! эксперимент;

! наблюдение;

!+ гипотеза;

! измерение.

? Достоверное эмпирическое знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов:

!+ факт;

! гипотеза;

! теория;

! проблема.

? Русский физиолог И.Павлов полагал, что цель …. в физиологии – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны, указать его место в целостном организме (вариант вместо многоточия):

! наблюдения;

! эксперимента;

! гипотезы;

!+ синтеза.

?Процесс проникновения в сущность каждого заболевания для практического врача начинается с:

! рациональной стадии познания;

!+ чувственной стороны познания;

! иррациональной стороны познания.

? Формой рационального познания не является:

! проблема;

! гипотеза;

!+ наблюдение;

! теория.

? Современное производство превращает природу:

! в своеобразный храм для эстетического наслаждения человека;

!+ в источник сырья, который беспощадно эксплуатируется;

! в антипод науки и техники.

? Какое из определений не соответствует современной цивилизации:

! техногенная;

! информационная;

! постиндустриальная;

!+ аграрная.

? Софокл пишет о «чудовищной» силе, которую дала техника в руки человека. Таким образом, опасность, несущую с собой техника, была подмечена:

!+ в Античности;

! в Средневековье;

! в Новое время.

? Сегодня в развитых странах ведущей отраслью человеческой деятельности становится:

!+ сфера досуга;

! сфера образования;

! сфера производства.

? Наука не способна обеспечить социальный прогресс, более того последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), такой позиции придерживаются:

!+ антисциентисты;

! рационалисты;

! сенсуалисты;

! сциентисты.

? Преувеличение роли относительной истины ведет к:

! догматизму;

!+ релятивизму;

! прагматизму.

? Одним из важнейших моментов диалектического подхода к познанию является:

!+ принцип конкретности истины;

! принцип абсолютизма истины;

! принцип неопределенности истины.

? Представитель Нового времени, предложивший классификацию наук, в основе которой лежали три различных способности человеческого ума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия:

!+ Ф.Бэкон;

! Р.Декарт;

! Б.Спиноза.

? Укажите не правильное суждение:

! научное познание реализуется в контексте исторического развития общества;

! наука способствует развитию человека, его интеллекта, творческих способностей и культуры мышления;

! наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин;

!+ наука представляет собой сумму знаний о каких-либо объектах.

? Какое положение является не правильным:

! философия науки сложилась к сер. ХХ в. как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом;

!+ в рамках философии науки речь идет об отдельных науках, которые существенно отличаются друг от друга;

! философия науки – такой раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений;

! философия науки рассматривает науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и компонент культуры.

? Характерные черты научной рациональности (не правильный вариант):

! человеческий разум перестал уподобляться Божественному и наделялся статусом суверенности;

! из процесса познания были элиминированы (изъяты) ценностные ориентации;

! научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики;

!+ признание тождества мышления и бытия.

?Возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности характерно для (правильный ответ):

!+ классического научного рационализма;

! рационализма античности;

! постклассической науки.

? Вторая научная революция произошла (правильный вариант):

!+ в конце XVIII – I пол. XIX в;

! в XVIII в.;

! в I в. н.э.

?То, что характерно для второй научной революции и соответствующего типа рациональности:

! биология и геология вносят в картину мира идею развития;

! формируется картина мира, не редуцируемая к механистической;

! в научную методологию был введен термин «научная метафора»;

!+ признается тождество мышления и бытия.

? Третья научная революция характеризуется (не верный вариант):

! появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности;

! тем, что в центр исследования выдвигается изучение микромира;

! революционными открытиями во многих науках: физике, биологии, химии и т.д.;

!+ отделением науки от философии.

? В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики и развития научного знания:

!+ кумулятивизм и антикумулятивизм;

! эмпиризм и рационализм;

! сциентизм и антисциентизм.

? Кому принадлежит высказывание: «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны»:

! Г.Гегелю;

!+ К.Попперу;

! К.Марксу.

? Формулировка «знание о не знании» более подходит к определению:

! гипотезы;

!+ проблемы;

! термина;

! эксперимента.

? Существуют следующие модели человеческой (в т.ч. научной) деятельности: (указать не правильный вариант):

! Сизифа;

! Прометея;

! Колумба;

!+ Коперника.

?Впервые традиция как один из факторов развития науки была рассмотрена (правильный вариант):

! И.Кантом;

!+ Г.Куном;

! К.Марксом.

? Идея историчности научного знания получила развитие в (ошибочный вариант):

!+ эмпиризме (17 в.);

! марксизме;

! неогегелянстве;

! неокантианстве.

? Возникновение рациональности относится (подходящий вариант):

!+ к периоду между 800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Греции;

! к V в. до н.э. в Греции;

! к VI в. до н.э. в Индии;

! к XVII в. в Европе.

? Формирование научного типа рациональности связано с (не подходящий вариант):

! первой научной революцией;

! возникновением классической европейской науки;

!+ возникновением первых университетов в Европе.

? Новый тип рациональности, обусловленный третьей научной революцией исходит из того, что (не подходящий ответ):

!+ знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем;

! мышление изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором;

! проблема истины напрямую становится связанной с деятельностью исследователя;

! допускается ценность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.

? В плане философского анализа техника выступает как (ошибочный вариант):

!+ машины и механизмы;

! особый вид человеческой деятельности;

! средство человеческой деятельности;

! социальный феномен;

! реализованное знание.

? Рождение философии техники чаще всего связывают с работой «Основные черты философии техники», автором которой является:

! М.Хайдеггер;

!+ Э.Капп;

! К.Ясперс.

? В основе развития технических средств лежат принципы (наименее подходящий вариант):

! функционального моделирования;

! дополнительности;

!+ системности.

? По мнению К.Ясперса в возникновении современного технического мира неразрывно связаны три фактора (указать лишний фактор):

! естественные науки;

! промышленное производство;

! дух изобретательства;

!+ организация труда.

? Категоризация - это:

!+ выделение группы объектов на основе некоторого общего абстрактного признака;

! выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации;

! способ классификации предметов по генетическим критериям;

! все указанные варианты.

? В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является:

! идеализм;

! скептицизм;

! агностицизм;

!+ эмпиризм.

? Правильным является суждение:

! практика – это производственная деятельность людей;

! практика – это научно-экспериментальная деятельность людей;

! практика – это общественно-историческая деятельность людей;

!+ всё приведенное выше.

? Выделите суждение, принадлежащее созерцательному материализму:

! практика – это логическое обоснование мысли;

!+ практика – это чувственное восприятие мира;

! практика – это научно-экспериментальная деятельность;

! практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей.

? Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве:

! кибернетической системы;

!+ самоорганизующейся системы;

! диссипативной системы;

! статической системы.

? Что в синергетике считается причиной движения?

! аттракторы;

! флуктуация;

! энтропия

!+ неравновесность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...