Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Методические указания по выполнению контрольных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По дисциплине

«Философия»

для студентов по направлению подготовки дипломированного специалиста

 

(заочная форма обучения)

 

КАМЫШИН. 2013

 

Составитель методических указаний:

д.ф.н., профессор кафедры «Гуманитарные науки» Димитрова С.В.

 

Методические указания утверждены и одобрены на заседании кафедры «Гуманитарные науки»

«_________» _________________ 2013г. Протокол №

 

Заведующий кафедрой Димитрова С.В.

 

 

I. Тематический план изучения дисциплины

Лекции Кол-во час. Семинарские занятия Кол-во час.
 
Предмет философии. Основные этапы ее исторического развития. 1. Становление и структура философского знания; 2.Философия Античности и Средневековья; 3. Философия Нового времени. 4. Основные направления современной философии.
Основные онтологические проблемы: учение о бытии. 1. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. 2. Учения о материальном и идеальном бытии: пространство и время. 3. Движение и развитие: детерминизм и индетерминизм. 4. Научные, философские и религиозные картины мира.
Проблемы социальной философии и учения о человеке 1. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. 2. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. 3. Смысл человеческого бытия: нравственные, религиозные и эстетические ценности. 4.  
Сознание и познание 1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 2. Структура научного познания, его методы и формы. Научное и вненаучное знание. 3. Сознание, самопознание и личность 4. Развитие техники и будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
      История философии: основные этапы, проблемы, представители.   Теория философии: основные разделы философии, их содержание, категориальный аппарат и взаимосвязь друг с другом.        

II. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.

 

Семинар № 1. История философии.

Основные этапы, проблемы, представители.

 

Вопросы для обсуждения

1. Начало философии в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции, Рима.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Основные черты философии Нового времени (XVII-XVIII).

 

Основная и дополнительная литература:

 

1. Алексеев П.В. История философии – М: Проспект, 2009. -240с

2. Налётов И. З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА, 2008. – 400с

3. Моиссева, Н. А., Сороковикова В. И. Философия: краткий курс –СПб.: Питер, 2008. – 352с.

4. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА, 2007 -576с.

 

Другие учебно-методические материалы:

1. http: //philosophy.ru/ Философская библиотека.

2. http: //filosofia.ru/ Библиотека философии и религии

3. http: //lib.ru/FILOSOF/ Философский раздел в библиотеке Максима Мошкова.

4. http: //velikanov.ru/ philosophy/ История философии. Энциклопедия.

5. http: //ksana-k.narod.ru/Book/ FILOSOF/main.html Философский словарь. Основные философские учения, концепции и их представители.

6. Мультимедийные ресурсы: http://books.atheism.ru/gallery

 

Рассмотрение первого вопроса предполагает характеристику учений

наиболее известных философских школ: конфуцианство, даосизм, легизм.

Следует акцентировать внимание на том, что предметом изучения Китайских мыслителей являются проблемы социальной философии и этики. Изложение философских учений Древней Индии должно включать в себя: рассказ о структуре и содержании Вед; указание на разделение философии на ортодоксальную и неортодоксальную, более подробное освещение основных положений буддизма и его влияния на современность. Представляя философию Древней Греции и Рима следует дать характеристику основным периодам: натурфилософский, классический и эллинизма. Подробнее рассмотреть учения мыслителей классического периода: Сократа, Платона, Аристотеля. Представить основные философские положения школ эпохи эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.

Рассматривая второй вопрос, следует подчеркнуть, что философская мысль эпохи Средневековья имела религиозный характер. Основными периодами Средневековой философии являются: патристика и схоластика. Крупнейшим представителем западной патристики был А. Августин. Характеризуя его учение, следует остановиться на проблемах креационизма, на соотношении веры и разума; на теодиции. Расцвет схоластики представлен философией Ф.Аквинского. Ответ будет полным, если студент проведет сравнительный анализ идей патристики и схоластики, изложить суть спора номиналистов и реалистов. Характерные черты эпохи Возрождения нашли свое отражение в философии. Необходимо акцентировать внимание на понятиях гуманизма и антропоцентризма, раскрыть значение «возрожденческого пантеизма». Представить оригинальные натурфилософские (Дж. Бруно, Г.Галилей) и социальные (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанеллы) концепции.

Отвечая на третий вопрос, необходимо подчеркнуть, что в XVII-XVIII веках философия обретает черты научности. Главный философский интерес представляют: поиск метода познания, характеристики субъекта и объекта, критерии истинного знания. Подробнее следует остановиться на учении Ф. Бэкона, который является родоначальником эмпиризма и индуктивного метода познания. Показать развитие традиций эмпиризма в английской материалистической (Т. Гоббс, Д. Локк) и идеалистической (Д. Беркли, Д. Юм) философской мысли. Охарактеризовать основные идеи французского Просвещения XVIII века. Представить немецкую классическую философию как завершающий этап философии Нового времени. Акцентировать внимание на критической философии И. Канта и диалектической системе Г.Гегеля.

 

Семинар № 2. «Теория философии: основные разделы философии, их содержание, категориальный аппарат и взаимосвязь друг с другом».

Вопросы для обсуждения

1. Философская метафизика и онтология.

2. Философия как гносеология и методология познания.

3. Проблемы философской антропологии.

4. Социальная философия.

 

Основная и дополнительная литература:

 

1. Алексеев П.В. История философии – М: Проспект, 2009. -240с.

2. Налётов И. З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА, 2008. – 400с.

3. Моиссева, Н. А., Сороковикова В. И. Философия: краткий курс –СПб.: Питер, 2008. – 352с.

4. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА, 2007 -576с.

 

Другие учебно-методические материалы:

1. http: //philosophy.ru/ Философская библиотека.

2. http: //filosofia.ru/ Библиотека философии и религии

3. http: //lib.ru/FILOSOF/ Философский раздел в библиотеке Максима Мошкова.

4. http: //velikanov.ru/ philosophy/ История философии. Энциклопедия.

5. http: //ksana-k.narod.ru/Book/ FILOSOF/main.html Философский словарь. Основные философские учения, концепции и их представители.

6. Мультимедийные ресурсы: http://books.atheism.ru/gallery.

 

 

Отвечая на первый вопрос, необходимо:

- представить основные традиции в философских учениях о бытии: бытие как единство всеобщего, особенного и единичного; как бытие человека и социума; как бытие духовное; как бытие вещей природных и сотворенных человеком;

- рассмотреть материю как центральную категорию материалистической философии;

- охарактеризовать атрибуты материи – движение, пространство, время; представить основные модусы;

- акцентировать внимание на соотношении таких понятий как: бытие, мир, природа, жизнь.

 

Второй вопрос семинара посвящен рассмотрению идеальной природы сознания и ее связи с языком. Исследуя эту проблему, следует дать определение и рассмотреть взаимоотношение таких понятий как: сознание и знание; субъект и объект; истина и заблуждение. В рамках данного вопроса необходимо представить разные уровни познания: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое; характеризовать формы познания: познание, неотделимое от индивидуального субъекта (восприятие, представление), направленное на получение объективированного знания; объективированное, осуществляемое коллективом познание. Следует различать типы познания: обыденное, художественное, научное.

Студент должен:

- представить различные виды истин: абсолютная, относительная, объективная;

- акцентировать внимание на противоположных тенденциях в современной философии, сциентизме и антисциентизме.

Рассмотрение третьего вопроса предполагает исследование проблемы человека в современной философской мысли. Студент должен:

-представить, как решается проблема соотношения биологического и социального в человеке, дать критику биологизаторских и социологизаторских концепций;

- иметь представление о философских спорах, касающихся природы человека, смысла и назначения его существования;

- осветить смысл современных дискуссий по вопросу о смысле жизни и о «праве человека на смерть».

- рассмотреть соотношение понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Характеризуя сущность личности, представить философские учения о свободе и ответственности.

Ответ на четвертый вопрос предполагает рассмотрение многообразных подходов к изучению общества (социологический, исторический, культурологический и др.), акцент следует сделать на специфике философского осмысления социального развития. Необходимо представить общество как системное целое; определить источники социального развития; характеризовать основные виды периодизации

(К. Маркс, М. Вебер, О. Конт, Дж. Вико и т.д.); исследовать проблемы закономерностей общественного развития, специфику социальных законов.

 

III. Методические указания по выполнению контрольных работ

Написание рефератов и контрольных работ способствует выработке у студентов навыков научно-исследовательской работы, умения анализировать, обобщать и систематизировать материал, сопоставлять различные точки зрения, находить собственную позицию по спорным вопросам и аргументировать ее. Подготовка контрольных работ вырабатывает умения и навыки письменного изложения мысли.

Письменную работу рекомендуется проводить в несколько этапов. На первом этапе необходимо изучить материал соответствующего раздела учебника по философии. На втором этапе следует подобрать литературу к изучаемой теме, изучить ее, законспектировать и сделать выписки цитат. На третьем этапе нужно изложить материал в строгой логической последовательности по каждому вопросу контрольной работы, выделив тезис (основное положение) и аргументы, его подтверждающие. В тексте работы нужно оформлять сноски цитируемых произведений и излагаемой точки зрения. В конце работы указывается изученная литература. Завершать работу должен словарь используемых терминов.

Объем контрольной работы – 20-25 страниц печатного текста. Формат А-4; Кегль-14; 1,5 интервал.

 

Тематика контрольных работ:

Контрольная работа №1

1. Мировоззрение и его исторические типы

2. Онтология, гносеология, аксиология – разделы философии.

3. Средневековая философия.

4. Учение Парменида.

5. Философия техники.

Контрольная работа№2

1. Антропоцентризм и пантеизм эпохи Возрождения.

2. Концепция человека в марксистской философии.

3. Понятие развития и прогресса в философии.

4. Функции философии.

5. Нравственные ценности и их роль в жизни человека.

 

Контрольная работа №3

 

1. Учение о бытии. Формы бытия.

2. Философия А. Шопенгауэра.

3. Философия Всеединства.

4. Понятие истины. Критерии истины.

5. Научное познание его формы и методы.

 

Контрольная работа №4

1. Экзистенциализм: основные идеи и представители.

2. Проблемы развития научного знания.

3. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

4. Эмпирическое познание; его формы и методы.

5. Индивид, личность, индивидуальность.

 

Контрольная работа №5

1. Философия прагматизма.

2. Рациональное познание; его формы и методы.

3. Философия Древней Индии.

4. Статика и динамика общественной жизни.

5. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

 

Контрольная работа №6

1. Предмет и основные категории гносеологии.

2. Учение Аристотеля.

3. Понятие гражданского общества.

4. Философская антропология.

5. Патристика и схоластика – этапы средневековой философии.

Контрольная работа№7

1. Информационно техническое общество: проблемы и перспективы.

2. Сущность и структура познавательного процесса.

3. Свобода и ответственность в философии.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

 

Контрольная работа №8

1. Рационализм и сенсуализм в гносеологии Нового времени.

2. Философия исторического процесса.

3. Глобальные проблемы современной цивилизации и проблема будущего человечества.

4. Культура и цивилизация.

5. Философия и наука.

 

Контрольная работа №9

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Практика и познание. Формы и функции практики в познании.

3. Структура философского знания.

4. Учение Демокрита и Эпикура об атомах.

5. Философия и наука.

 

Контрольная работа №10

1. Исторические типы мировоззрений.

2. Философия Древней Греции. Основные этапы и представители.

3. Философия марксизма.

4. Основные концепции развития общества.

5. Диалектика и метафизика.

Контрольная работа №11

1. Философия и религия.

2. Сократ и софисты.

3. Возникновение философии.

4. Философское учение о материи.

5. Смысл человеческого бытия как философская проблема

 

Контрольная работа№12

1. Природа и общество, их взаимосвязь.

2. Специфика и основные этапы развития русской

философии.

3. Рационализм в философии Нового времени.

4. Учение об обществе Т. Мора и Т. Кампанелла.

5. Апории Зенона.

 

Контрольная работа №13

1. Основные концепции развития общества.

2. «Философия жизни» (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше).

3. Возникновение субъективного идеализма: Дж. Беркли.

4. Философские идеи естественнонаучного и религиозного космизма.

5. Учение Фомы Аквинского. Философия томизма.

 

 

Контрольная работа №14

1. Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение философии Нового времени.

2. Натурфилософия эпохи Ренессанса.

3. Сциентистские и антисциентистские направления в современной философии.

4. Учение Хосе Ортега-и-Гассета о среднем человеке.

5. Объективный идеализм Платона.

Контрольная работа №15

1. Понятие объективной, относительной и абсолютной истины.

2. Элементы общественной жизни.

3. Развитие этических представлений.

4. Спор западников и славянофилов о судьбах России.

5. Философия французского Просвещения ХУШ в.

 

Контрольная работа №16

1. «От мифа к логосу». Становление философского знания.

2. Проблемы ответственности ученого.

3. Идеализм и материализм как два направления в философии.

4. Основные свойства сознания.

5. Ж.П. Сартр «Экзистенциализм-это гуманизм»

 

Контрольная работа№17

1. Психоаналитическая традиция в философии.

2. К. Ясперс о «смысле и назначении истории»

3. Исторические типы религий.

4. Глобальные проблемы современности. Философский аспект рассмотрения.

5. Скептицизм в философской традиции. Виды, значение, этапы становления.

 

Контрольная работа №18

1. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности.

2. Игровая концепция Й. Хейзинги.

3. Философские концепции права.

4. Античная натурфилософия.

5. Соотношение веры, мнения и знания в процессе познания.

 

Контрольная работа №19

1. Философия позитивизма. Основные виды позитивизма.

2. Природа этического знания.

3. Диалектическая система Г. Гегеля.

4. Принцип детерминизма. Соотношение необходимости и случайности.

5. Учение Ф. Бэкона об эмпирической индукции.

Контрольная работа №20

1. Эволюционная эпистемология К.Поппера.

2. Соотношение метафизики и диалектики.

3. Разнообразие форм художественного творчества.

4. Учение Вернадского о ноосфере.

5. Теории локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Контрольная работа №21

1. Конфуцианство и даосизм о человеке.

2. Учение Т. Куна о парадигме и научных революциях.

3. Основные принципы немецкой классической философии.

4. Единство природного, социального и духовного в человеке.

5. Основные этапы развития русской философии.

 

Контрольная работа№22

1. Синергетика как учение о самоорганизации систем.

2. Общая характеристика современной зарубежной философии.

3. Основные черты средневековой философии.

4. Современные концепции происхождения и сущности сознания

5. Дж. Локк как основоположник либерализма.

 

Контрольная работа №23

1. Философские идеи ведического периода и буддизма

2. Социальная философия Т. Гоббса.

3. Проблема «человек-техника» в современном мире.

4. Обоснование истинности научного знания в учении Р. Декарта.

5. Потребности и интересы социального субъекта.

Контрольная работа №24

1. Особенности современной мировой цивилизации

2. Соотношение критического и практического разума в учении И. Канта.

3. Диалог как философская проблема.

4. Особенности философской антропологии.

5. Ценности человеческого существования.

 

Контрольная работа №25

1. Основные концепции развития общества.

2. Учение Б. Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах.

3. Дж. Локк как основоположник либерализма.

4. Современная религиозная философия.

5. Столкновение цивилизаций в учении Хантингтона.

 

Контрольная работа№26

1. Информационно техническое общество: проблемы и перспективы.

2. Рационализм и сенсуализм в гносеологии Нового времени

3. «Философия жизни» (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше).

4. Философские идеи естественнонаучного и религиозного космизма.

5. Учение Фомы Аквинского. Философия томизма.

 

Контрольная работа №27

 

1. Возникновение субъективного идеализма: Дж. Беркли.

2. Свобода и ответственность в философии.

3. Биологическое и социальное в человеке.

4. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

5. Философия и наука.

 

Контрольная работа №28

1. Рационализм и сенсуализм в гносеологии Нового времени.

2. Философия исторического процесса.

3. Культура и цивилизация.

4. Учение Гераклита об огне и логосе.

5. Философия техники.

 

Контрольная работа №29

1. Философия прагматиков

2. Сущность и структура познавательного процесса

3. Глобальные проблемы современной цивилизации и проблема будущего человечества.

4. Учение об общетвенно-экономических формациях К. Маркса.

5. Модернизм и постмодернизм.

 

Контрольная работа №30

 

1. Антропоцентризм и пантеизм эпохи Возрождения.

2. Феноменологическая философия.

3. Понятие развития и прогресса в философии.

4. Разделы философии.

5. Нравственные ценности и их роль в жизни человека.

 

 

 

IV Дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 1997.

Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1989.

Вернадский В.И. Открытия и судьбы. - М., 1993.

Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 1997, № 7.

Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. Учебн. пособие. - М., 1998.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.

Заблуждающийся разум. - М., 1991.

Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии, 1999, № 3.

Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - С. 23-100.

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

Комаров В. Так состоится ли психофизика // Знание-сила, 1998, № 8.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997. - 512 с.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995, № 4.

Ленк X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. - М„ 1996.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. - М., 1963 - 1994.

Лосский Н.О. Избранное. - М., 1991.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997

Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. 1991.

Моисеев Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

Платон. Апология Сократа // Собрание сочинений в 4-х т.: Т.1. - М.: Мысль, 1990. - С.70-96.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1993.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 - 4. СПб., 1994 - 1995.

V. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Структура и содержание философского знания.

2. Древнекитайская философия: социальные концепции конфуцианства: легизм, даосизм.

3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы Индии.

4. Философия буддизма.

5. Древнегреческая натурфилософия. Милетская школа. Гераклит

6. Пифагорейцы и элейская школа в древнегреческой философии

7. Древнегреческий стоицизм.

8. Учение о знании и этический рационализм Сократа.

9. Мир идей и мир вещей в учении Платона.

10.Учение Платона об идеальном государстве

11.“Первая” и “вторая” философии Аристотеля.

12.Эпикуреизм: физика, теория познания и этика.

13.Античный стоицизм.

14.Киники и скептики в философии эллинизма.

15.Характерные черты западной христианской философии.

16.Патристика и схоластика о соотношении религии и философии.

17.Онтология, этика, социальная философия Августина.

18.Учение Фомы Аквинского. Доказательства бытия бога.

19.Гуманизм, пантеизм, антропоцентризм в философии эпохи Возрождения.

20.Социальные концепции Т.Мора, Т. Кампанеллы, Н. Маккиавели.

21.Общая характеристика возрожденческой философии.

22.Ф. Бэкон о новой роли науки в жизни общества. Учение об идолах разума

и методе познания.

23.Рационализм Р. Декарта.

24.Сенсуалистическая теория познания Г.Гоббса и Дж. Локка

25.Учение о естественном праве и природе государства в философии Г.Гоббса и Дж. Локка.

26.Теория познания И. Канта.

27.Учение о морали И. Канта.

28.Диалектическая система Г.Гегеля.

29.Основные идеи марксизма.

30.Спор между западниками и славянофилами о судьбах России.

31.Философия Всеединства Вл. Соловьева.

32.Основные идеи “философии жизни” А.Шопенгауэр, А. Берсон, Х.Ортега и Гассет.

33.Философия Ф. Ницше и кризис западноевропейской культуры.

34.Философия экзистенциализма С.Кьеркегор; Ж.П. Сартр; А. Камю.

35.Философское учение прагматиков.

36.Сознательное и бессознательное в концепциях З.Фрейда; Э.Фромма; К. Юнга.

37.Природа человека и смысл его существования.

38.Общество и культура как предметы философского анализа.

39.Культура и цивилизация. О соотношении понятий.

40.Человек во Вселенной. Глобальные проблемы современности.

41.Философский иррационализм и рационализм.

42.Рационализм, эмпиризм, сенсуализм как способы познания мира.

43.Философия как мировоззренческая система. Философия, наука; религия,

мировоззрение.

 

 

(Образец оформления титульного листа)

 

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

 

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Философия»

 

ВАРИАНТ 1.

 

 

В ы п о л н и л:

студент Иванов В.И.

группа

 

П р о в е р и л

д.ф.н., профессор

кафедры «ГН»

Димитрова С.В.

 

КАМЫШИН 2013

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...