Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики компьютерного дискурса

 

Предмет нашего исследования - компьютерное общение. Специфической характеристикой этого вида общения является использование особого рода сигналов - электронных сигналов коммуникации. Но если в телеграфе электрическая связь не меняет радикально способа общения, дополняя и частично видоизменяя условия и условности общения, то компьютерная коммуникация открывает новое измерение в человеческом общении. Это связано с такими техническими характеристиками современных компьютеров, как возможность хранения и быстрой передачи большого объема информации, использование аудио - и видеоканалов общения, а также общение в режиме on-line, т.е. в непосредственном линейном контакте с респондентом.

Компьютерное общение стремительно встраивается в многомерное общение, осуществляемое средствами массовой информации. Но если массовая информация представляет собой общение социально-фиксированного отправителя речи и неопределенного получателя речи (именно на этом основании правомерно причислять масс-медиа к типам институционального дискурса), то компьютерный дискурс включает и возможность общения индивидуумов. Таким образом, противопоставление институционального и личностного дискурса в компьютерном общении становится не релевантным.

Исходя из положения о системности дискурса в целом, можно предположить, что компьютерный дискурс является составным элементом общей системы и имеет свои конститутивные, системообразующие признаки.

Конститутивные признаки дискурса включают участников, условия, организацию, способы и материал общения, т.е. людей, рассматриваемых с позиций общения в их статусно-ролевых и ситуативно-коммуникативных амплуа; сферу общения и коммуникативную среду; мотивы, цели, стратегии, развертывание и членение общения; канал, режим, тональность, стиль и жанр общения; знаковое тело общения, иначе говоря, тексты с невербальными включениями (Карасик, 1999: 5).

Учитывая выработанные в социолингвистике модели общения (Fishman, 1976; Brown, Fraser, 1979; Hymes, 1972; Белл, 1980, и др.), рассмотрим компьютерное общение, прежде всего по следующим признакам:

1) участники;

2) обстоятельства/условия общения (время, место, хронотоп, коммуникативная среда);

3) цели общения;

4) способ общения;

5) тематика.

Участники институционального дискурса подразделяются на агентов и клиентов. Агенты - это представители социальных институтов (врачи, юристы, преподаватели и др.), клиенты - это люди, не связанные с социальными институтами (пациенты, клиенты адвокатов, учащиеся и др.). Агенты играют активную роль в подобных статусно-ролевых ситуациях общения, противопоставление агентов и клиентов позволяет выделить специальный и обыденный тип общения (Rehbein, 1988: 186).

Для компьютерного общения не релевантно выделение агентов и клиентов в силу равноправия участников его общения. Применительно к компьютерному дискурсу и агентами, и клиентами являются пользователи, принимающие участие в общении посредством компьютера.

Участниками компьютерного общения выступают не только простые пользователи, интересующиеся бытовыми вопросами и проблемами. Очень часто это образованные люди с высшим и научным образованием. Компьютерное общение характеризуется многожанровостью, и образовательный статус участников связан с выбором ими определенного жанра. При обсуждении различных вопросов и обмене мнениями в компьютерной конференции по научной тематике необходимо иметь соответствующую подготовку и эрудицию, в то время как жанр “Чат” не требует особых знаний.

Для компьютерного общения не только свойственны характеристики межличностной коммуникации, но оно также во многом связано с научным общением. Во-первых, по первоначальному составу участниками компьютерного общения были компьютерщики, научные и технические работники. Во-вторых, один из тезисов научного общения - принципиальное равенство его участников. Принципиальное равенство участников общения прослеживается и в компьютерной коммуникации (особенно в конференциях), в отличие от других видов общения, когда, например, ученик не равен учителю, пациент не равен врачу, прихожанин не равен священнику, солдат не равен офицеру и т.д.

В компьютерном общении адресат - это не просто читатель, наблюдатель, но и партнер, и сомыслитель. Именно поэтому мы считаем одной из конститутивных категорий компьютерного дискурса статусное равноправие его участников. Но наряду с отсутствием статусных различий в компьютерной сети общаются также люди с разными статусными характеристиками (жанр групп новостей - News Groups).

Обычно адресат бывает конкретный или неопределенно-абстрактный. Особенность компьютерной коммуникации, на наш взгляд, состоит в том, что неопределенный адресат, принимающий участие в общении, в любой момент может конкретизироваться. Кроме того, применительно к компьютерному общению, в субъектно-адресатных отношениях необходимо выделять еще и третьего участника общения, который пассивен (слышит, видит, но не участвует), т.е. специфика компьютерного общения заключается в высокой степени его проницаемости. Под проницаемостью мы подразумеваем то, что слушателем, соучастником или участником компьютерного общения может оказаться любой человек. И.А. Эренбург говорил: "Любая книга - это исповедь на площади". Общение через компьютерную сеть это действительно исповедь на площади, так как ваше письмо может в один миг стать доступным всем.

Компьютерная коммуникация многогранна. Она обладает характеристиками, присущими и другим видам коммуникации. С точки зрения масштабности компьютерная коммуникация имеет в себе черты массовой (общение со всем миром), внутриличностной (общение между пользователем и компьютером) и групповой.

Учитывая временной фактор - длительность коммуникативного процесса, - компьютерное общение может быть как кратким (получение электронной почты), так и неограниченным во времени (участие в конференциях).

По форме компьютерная коммуникация разделяется на устную (при наличии голосового модема) и письменную (текстовая и графическая). Под графической мы понимаем передачу картинок, схем и т.д., но не букв.

По способу контакта компьютерное общение представляет опосредованную коммуникацию, так как осуществляется с помощью технического средства.

По каналу передачи и восприятия информации компьютерная коммуникация делится на актуальную (общение с реальными, известными людьми) и виртуальную (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками).

Исходя из сказанного, мы предполагаем следующую модель компьютерной коммуникации:

 

 КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

По признаку масштабности По времени По форме По способу контакта По каналу передачи и восприятия информации
1) массовая; 2) групповая; 3) внутриличностная 1) краткая; 2) неограниченная во времени 1) письменная (текстовая, графическая); 2) устная (при наличии голосового модема) 1) опосредованная (с помощью компьютера) 1) актуальная; 2) виртуальная

 

Компьютерное общение - это виртуальное общение. Обстоятельства компьютерного общения актуализируют изучение компьютерного общения с точки зрения эмоций и персональных характеристик. В связи с этим необходимо прежде всего рассмотреть связь актуального и виртуального.

Общение может осуществляться с конкретными или неконкретными людьми. Актуальное общение - общение с реальными людьми (по телефону, в письмах и т.д.), то, что имеет место в действительности (от латинского realis - вещественное). Виртуальное - это общение с неопределенным коллективом, с неизвестными, воображаемыми собеседниками. Виртуальное общение дополняет действительность и происходит в нашем сознании. Строго говоря, виртуальное пересекается с понятием "субъективный", с точки зрения ощущения индивидуума, так как ощущения всегда субъективны.

В процессе общения неизвестный собеседник по компьютерному дискурсу может стать известным отправителю речи, в таком случае виртуальное общение станет актуальным.

Термин "виртуальный" происходит от английского слова virtual и означает “мыслимый элемент языковой системы, независимо от реализации или актуализации в речи, противопоставляемый актуализированному” (Ахманова, 1966: 79).О.С. Ахманова не разграничивает понятия "виртуальный" и "потенциальный", говоря о том, что “виртуальный знак - это то же, что и потенциальный знак".

На наш взгляд, понятия "виртуальный" и "потенциальный" различаются. Потенциальное общение - это общение, которое пока не состоялось. Виртуальное общение может иметь место в настоящем или будущем, но не является реальным в отношении подлинности ощущений, поскольку зрительные и звуковые образы синтезируются компьютером.

В последнее время широкую известность приобрел термин “ виртуальная реальность ": “Virtual reality is a set of images and sound produced by a computer which seem to represent a place or a situation in which a person experiencing it can take part” (CIDE, 1995).

Virtual reality is an artificial environment created with computer hardware and software and presented to the user in such a way that it appears and feels like a real environment (Virtual reality - Web Encyclopedia).

Виртуальная реальность - это воспроизводимая посредством компьютера кажущаяся действительность, которая моделируется людьми. Виртуальное дополняет действительность и происходит в нашем сознании (Rheingold, Howard, 1993: 12), т.е. оно не происходит в действительности и в этом схоже с потенциальным. Но, в отличие от потенциального, которое больше мыслится, виртуальное происходит в настоящий момент и переживается. Виртуальный характер компьютерного общения существует для человека как возможность подключения. Можно подключиться в любой момент и общаться с виртуальными собеседниками, которые на самом деле могут и не существовать.

Модели людей в виде виртуальных существ, участвующих в виртуальном общении, получили название "аватары" (т.е. перевоплощения, в индуизме бог Вишну воплощался в других героев и совершал подвиги в их обличии).

Итак, можно сказать, что виртуальное общение - это общение с неопределенным коллективом (с неизвестными, воображаемыми собеседниками), что является одним из отличительных признаков компьютерного общения.

Следует заметить, что анализируя ситуации и участников компьютерного общения, мы сталкиваемся со сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты от одного пользователя другому по электронной почте (бытовое общение), официальный обмен и запрос информации по электронной почте (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей и конференциях (научный дискурс), обсуждение вопросов преподавания и образования в конференциях (педагогический дискурс), реклама, появляющаяся на электронных досках объявлений (рекламный дискурс), обсуждение политических вопросов (политический дискурс).

Общение посредством компьютера не имеет четких временных ограничений, по сравнению с религиозным, педагогическим и другими дискурсами, т.е. оно может происходить в любое время дня и ночи, единственное условие для его осуществления - наличие компьютера.

В понятие "компьютерный дискурс" входят тексты не только компьютерного содержания. Это прежде всего общение, затрагивающее различные проблемы, такие, как философия, астрономия, медицина, физика, музыка, религия и др.

Способом реализации компьютерного дискурса является обсуждение различных вопросов, спор образованных людей, отстаивающих свою точку зрения. Под способом общения подразумевается, прежде всего, средство общения - язык во всем разнообразии порождаемых текстов, режим (тип диалога), тональность общения (нейтральная, торжественная, шутливая, конфликтная), а также - канал общения.

В компьютерном дискурсе языком общения часто является английский. На наш взгляд, в данном случае огромное значение имеет интернациональность аудитории, для одних пользователей английский - это родной язык, а для других - язык - посредник.

При устном общении, наряду с языковыми средствами общения, используются и невербальные средства (мимика, жестикуляция, проксемика, сопровождающие речь действия и молчание как способ коммуникации). Если же коммуникация осуществляется письменно, то используются различные метатекстовые знаки (курсив, шрифтовое, рамочное выделение и т.д.).

Письменная коммуникация, в отличие от устной, может включать схемы, картинки, фотографии разного вида. Сюда следует отнести вторичные по отношению к естественному языку системы: цифры, математические формулы, географические и астрономические знаки и др.

Существует и психологическая сторона компьютерного общения. Суть в том, что общающиеся люди никогда не видели друг друга, возможно, никогда и не увидят, и знают друг друга на основе представленных текстов, что, несомненно, составляет специфику компьютерного общения.

Способ общения включает также режим взаимодействия коммуникантов, определяемый дистанцией между ними. Генетически исходным является контактный диалог, в котором участвуют, по меньшей мере, двое партнеров, каждый из которых вносит свой вклад в общение.

В институциональном общении реализуется опосредованный контактный диалог. При этом адресат “пассивно" присутствует и не имеет права произвольно вступать в диалог. Компьютерное общение осуществляется в письменной форме, оно дистантно, т.е. участники удалены друг от друга в пространстве и во времени. Адресат физически отсутствует и не может вступить в контакт с отправителем речи в пространстве и в реальном времени.

Отличительной особенностью компьютерного общения является также и то, что, с одной стороны, оно осуществляется с помощью компьютера (информация хранится в электронном виде), а с другой - это традиционный способ письменного общения, только каналом общения выступает не бумага, а электронный сигнал.

Компьютерное общение характеризуется также наличием гипертекста. Данное понятие, появившееся сравнительно недавно, возникло в связи с изучением электронных текстов.

Термин "гипертекст" был введен Т. Нельсоном в шестидесятых годах для обозначения текстов, имеющих электронную форму, как радикально новый способ информационной технологии и новый метод публикации. "By ‘hypertext,’ I mean non-sequential writing - text that branches and allows choices to the reader, best read at an interactive screen. As popularly conceived, this is a series of text chunks connected by links which offer the reader different pathways". Под гипертекстом я понимаю непоследовательное письмо, текст, который ветвится и позволяет читателю сделать выбор, текст, который лучше читать на интерактивном экране. В популярном понимании это последовательность текстовых отрывков, соединенных связями, предоставляющими читателю различные направления (Landow, 1992).

“A hypertext document is one that provides cleary visible links to other documents; and in a hypertext computer environment, selecting a link in one document moves you directly to the other" (Discover the World Wide Web with Your Sportster, 1996: 4). “Гипертекстовый документ - это документ, который обеспечивает ясную визуальную связь с другими документами; и в пространстве компьютерного гипертекста, выбирая ссылку (связь) в одном документе, вы переходите к другому документу" (Перевод наш. - Е. Г)

Гипертекст - это “текст с рядом слов (как правило, каким-либо образом выделенных), которые выполняют роль ссылок и указывают либо на другие части этого же документа, либо вообще на другой документ” (Борзенко, 1996: 114).

"Hypertext - a text stored in a computer in such a way that while one is reading an article one can follow a reference to another article and read that before returning to the original article or moving to something different" (OALD, 1995: 586).Т. е. гипертекст - это сохраненные в компьютерном тексте ссылки на другие статьи, которые можно прочитать, перед тем, как вернуться к исходной [оригинальной] статье или обратиться к чему-нибудь другому.

"Hypertext is a method of organizing text, graphics and other kinds of data so that data elements point to one another, both within a single document and across other documents. Users can follow links in a non-linear fashion, as opposed to reading only line by line, page by page, in a predetermined order" (Hypertext - Web Encyclopedia).

Джордж Лэндоу называет гипертекстом блоки текстов и электронные связи между ними (Landow, 1992). Он считает, что гипертекст соединяет отрывки вербального дискурса с образами, картами, диаграммами и звуком так же легко, как и с другими отрывками текста, и поэтому расширяет понятие текста, делая его не только вербальным. Таким образом, гипертекст, по Д. Лэндоу, означает информационную среду, которая объединяет вербальную и невербальную информацию.

Э. Латур утверждает, что тексты получают свое значение не относительно внешнего мира, а относительно других текстов. Как исследователи мы все зависим от такого опыта "интеллектуального цитирования", о котором говорит Э. Латур. Данная идея точно совпадает с основным принципом построения гипертекста. В связи с этим и Дж. Лэндоу и Р. Болтер считают гипертекст "технологическим апофеозом интертекстуальности" (Internet Student’s Dictionary).

Итак, суммируя различные определения, под гипертекстом мы понимаем текст и систему команд или дополнений к нему, которые позволяют осуществлять ряд операций: стирать, выделять и т.д. Таким образом гипертекст включает вспомогательный инструментарий, позволяющий ускорить получение нужной информации. Имеются в виду графические средства выделения информации (параграфемика) в виде шрифтов разного типа, сопровождающие знаки, в том числе идеограммы, полимодальные рубрики - фрагменты мелодии, видеоклипа, динамического образа.

Для компьютерной коммуникации характерно также наличие графических изображений. Информация передается не только в виде текстов, но и в виде различных образов, в прикрепленных файлах. В результате развития среды "мультимедия" (выход на зрительные и слуховые образы, хранимые в памяти и воспроизводимые по заданию пользователя) меняется традиционное представление о тексте. По мнению В.И. Карасика, в этом случае можно говорить о расширении текста, включающего зрительный образ в статическом и динамическом исполнении (картинка и фильм), звуковое сопровождение и собственно текст в виде титров (Карасик, 1997: 142).

В последнее время отмечается стремительное движение от текстов буквенных к текстам, включающим видео - и аудиовставки. Мы также можем говорить и о текстовых вставках, существующих благодаря развитию креолизованных текстов. Креолизованные тексты включают в себя собственно буквенные, образно-зрительные и образно-слуховые компоненты. Креолизованный текст имеет дополнения трех типов: картинки, аудио - и видеовставки.

Важнейшей характеристикой креолизованных текстов следует считать их "паралингвистическую активность", которая выражается в месте и роли невербальных средств в текстовом пространстве. Эти средства выступают в качестве содержательных элементов, привлекают внимание реципиента и стимулируют интерпретацию с его стороны. Таким образом, с позиций лингвистики текста можно определить креолизованный текст как "особый лингвовизуальный феномен, текст, в котором вербальный и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее его комплексное прагматическое воздействие на адресата" (Анисимова, 1992: 73).

Невербальная составляющая креолизованных текстов обладает универсальной функциональной нагрузкой: паралингвистические средства выполняют техническую, информативную и эстетическую функции. Техническая функция проявляется в "организации визуального восприятия текста: привлечения внимания адресата, обеспечения четкости композиционного решения текста и его "удобочитаемости" (Анисимова, 1996). Информационная - заключается в процессе передачи содержания текста, а эстетическая - в актуализации художественной интенции автора.

Говоря о креолизованном тексте и о гипертексте, следует заметить, что несмотря на их сходства, это разные феномены. Сходство заключается в том, что они имеют ряд характеристик помимо текстов в традиционном понимании. Так, например, креолизованный текст включает интертекстуальные ориентиры (т.е. осуществляет связь этого текста с другими текстами) в виде сносок или комментариев, в то время как гипертекст предполагает последовательность операций по преобразованию текста, таких, как расширение, стирание и замена. Специфика компьютерных текстов заключается в том, что они наделены как гипертекстовыеми характеристики, так и элементами креолизованных текстов (на данном этапе существующих, как правило, в виде картинок).

В настоящее время все более актуальной становится проблема компьютерного общения. Множество людей оказывается включенным в международную систему общения, которая связывает представителей разных культур, традиций и этических норм.

Участвуя в компьютерной коммуникации, необходимо знать о том, что здесь, как и в любом общении действуют определенные этические правила и нормы поведения, без соблюдения которых невозможно понимание и взаимодействие людей. Рассмотрение специфики компьютерного этикета необходимо начать с самого понятия "этикет".

" Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах; в переносном значении - это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе" (БСЭ, 1978: 293).

"Этикет" происходит от французского etiquette (ярлык, этикетка) и означает: “совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в обществе, манеры и одежда) (Словарь по этике, 1989: 427).

Существует понимание речевого этикета как микросистемы национально специфичных вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (Формановская, 1979: 2).

Этикет - составная часть культуры человека и общества. Он хранит самые дорогие ценности - нравственные. “Доброе отношение к человеку - стержень, главная основа этикета" (Бушелева, 1993: 36).

Понятие "этикет" совпадает с общими требованиями вежливости и такта. Тактичность - не только знание и выполнение норм этикета, но и умение сообразовывать свои действия с обстановкой, с учетом психологии разных людей. Смысл приличий в том, что они являются условными формами поведения, в которых как бы зашифровано, закодировано положительное отношение к человеку.

Этика в широком смысле слова - совокупность принципов человеческого поведения. Компьютерная этика - совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Она позволяет рассматривать и оценивать взаимоотношения общающихся людей с точки зрения соответствия принятым в обществе принципам поведения.

Специфика компьютерного этикета представляется весьма интересной для лингвистического изучения, поскольку компьютерное общение в настоящее время стало одним из ведущих способов коммуникации. Оно имеет свои характеристики и конвенции, которые еще не были предметом специального исследования. Социолингвистическое изучение этикета включает, по мнению В.И. Карасика (1992: 89), освещение как языковых, так и внеязыковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических характеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариативности.

Для компьютерного общения огромное значение имеет человеческий фактор, так как за каждым компьютером работают люди с определенной культурной традицией, взглядами, возрастом, доходом и привычками, имея при этом ограниченный набор из 256 символов для выражения своих эмоций.

При общении с помощью компьютера впечатление, производимое на других людей, определяется тем, что именно и каким образом сообщается в посланиях. По мнению Ю.М. Горностаева, очевидно, что “придерживаясь естественного “кодекса поведения", работу в сетях можно сделать более приятной и продуктивной как для себя, так и для партнеров, читающих сообщения" (Горностаев, 1997: 132). Поэтому, прежде чем посылать какое-либо сообщение, в ту или иную группу новостей, отправлять письмо по электронной почте или участвовать в компьютерных конференциях, необходимо не только знать о существовании установленных правил компьютерного этикета, но и соблюдать их. В случае их нарушения в ответ могут прийти письма неприятного содержания, получившие в компьютерной среде название "flames". "A flame - an angry remark or message on a newsgroup or mailing list, often aimed at a user who has violated netiquette in some way" (Internet Encyclopedia - Flame).

Каждому жанру присущи определенные правила и нормы общения. В частности, в компьютерных конференциях существует правило, суть которого - пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерном общении. На наш взгляд, данный факт сближает компьютерный дискурс с научной сферой общения, для которой также характерно наличие глубоких знаний в той или иной предметной области и соблюдение существующих в научном общении правил и норм поведения.

Компьютерный этикет очень часто формулируется в виде правил, следуя которым можно избежать многих неприятностей, общаясь в интернетовской среде. Приведем самые основные из них.

Прежде чем задавать вопрос, обратитесь к FAQ (Frequently Asked Questions / Часто задаваемые вопросы), которые существуют у многих групп новостей (FAQ - Internet terms).

Ваша статья должна соответствовать выбранной группе новостей. Запрещается распространять письма-цепочки (chain-letters), так как они нелегальны. Chain-letters - это письма о том, как быстро заработать деньги, предупреждения или признания о приходе конца света, а также письма с просьбой переслать содержание письма определенному количеству пользователей.

Статью можно посылать не более чем в одну понравившуюся группу новостей.

Прежде чем посылать первое сообщение, изучите характерные для каждой группы неписаные правила и стиль.

Посылать рекламу продукта или услуги можно только в определенную группу новостей, при этом адрес и информация о продукте должны быть краткими.

При ответе следует цитировать необходимый отрывок из предыдущей статьи.

Не спешите отвечать на заданные вопросы, сначала выясните, не ответил ли уже кто-либо на них.

Подпись не должна быть длинной.

Не следует отвечать на грубые сообщения.

Общаясь в компьютерной среде, мы не видим выражения лица, позы, не слышим интонации и не чувствуем эмоциональное состояние собеседника. Поэтому возникла необходимость передачи эмоций и мимики пишущего (что в обычном тексте сделать достаточно сложно) с помощью специфических знаков, "смайликов". Эмотикон был придуман Скоттом Фахлманом в 1980 году. Позже он писал: "I wish I had saved the original post, or at least recorded the date for posterity, but I had no idea that I was starting something that would soon pollute all the world’s communication channels" (Internet Dictionary - Smiley).

Для чтения "смайликов" следует немного наклонить голову влево - тогда можно увидеть стилизованный портрет абстрактного компьютерщика в соответствующем состоянии духа. Они передают эмоции, мимику и различные чувства, которые испытывает пишущий (гнев, печаль, радость и т.д.). "Смайлик" представляет собой комбинацию различных знаков, таких, как:),; -) и т.д., и обычно ставится после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы.

Чаще всего используются следующие "смайлики":

форма: -) - двоеточие, тире и правая скобка - означает улыбку и обычно используется для выражения радости, удовольствия (иногда встречается <g> или <grin>, т.е. "усмешка");

форма: - (- двоеточие, тире и левая скобка - изображает несчастное лицо, полное сожаления и разочарования.

форма; -) - точка с запятой, тире и правая скобка - изображает подмигивающее лицо и обычно свидетельствует об ироничном отношении к высказыванию.

Кроме смайликов существует еще несколько специфических синтаксических соглашений. Так, например, текст между двумя символами “___ ” считается подчеркнутым, а между символами * * - набранным * Курсивом *. Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Квадратными скобками выделяются комментарии, которые не относятся к основному содержанию сообщения. Если это необходимо, ударение в слове может выделяться заглавной буквой. Набор слов с беспорядочной сменой регистра употребляется традиционно в краткой информации (подписях) программистских “пиратских” групп.

Существует также ряд правил этикета, содержащихся на сервере rambler под названием Netiquette и затрагивающих следующие моменты: адреса и персональные имена; тема письма (Subject); длина, содержание и формат письма; ответы; подписи; простые правила вежливости. Приведем лишь некоторые из них. Говоря о персональном имени, следует прежде всего заметить, что это не то же самое, что подпись. Персональное имя - это произвольная строка, которую многие программы позволяют присоединять к вашим сообщениям в качестве текстового комментария. Согласно правилу компьютерного этикета следует использовать осмысленные имена, а выражения типа “догадайся сам" могут не только помешать определить автора письма, но и оскорбить адресата.

Очень часто пользователь, просматривая свою почту, ориентируется на названия, именно поэтому одно из условий написания письма - точный заголовок.

Существует также ряд правил, затрагивающих длину, содержание и формат письма. Например:

1) длина письма должна отвечать стилю беседы;

2) разбивайте письмо на логические абзацы;

3) несмотря на то, что электронная почта и общение в компьютерны конференциях - это быстрый способ общения, не следует пренебрегать правилами правописания;

4) избегайте публичных флеймов - писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, составленные в момент душевных переживаний, могут только ухудшить ситуацию (Mail Netiquette).

Электронная почта, общение в компьютерных конференциях и группах новостей - это общение в нереальном времени, и адресат может забыть содержание предыдущего письма, особенно, если ведет активную переписку. Поэтому необходимо включать отрывки оригинального текста в ответ, отделяя текст послания от цитируемых писем знаком >.

Подведем некоторые итоги.

Компьютерную коммуникацию характеризуют следующие конститутивные признаки:

1) электронный сигнал как канал общения;

2) виртуальность;

3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени;

4) опосредованность (так как осуществляется с помощью технического средства);

5) высокая степень проницаемости;

6) наличие гипертекста;

7) креолизованность компьютерных текстов;

8) статусное равноправие участников;

9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью "смайликов";

10) объединение различных типов дискурса;

11) специфическая компьютерная этика.

Под компьютерной этикой в данной работе понимается совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Для компьютерного общения, наряду с принятыми в обществе принципами и правилами поведения, характерны и специфичные, среди которых мы выделяем: требование не отклоняться от темы; использование "смайликов" для передачи эмоций и мимики пользователей; форматные ограничения, связанные с длиной письма; запреты на определенные виды писем (chain-letters); существование писем неприятного содержания, получивших в компьютерном общении название флейм (англ. flame - “вспышка”); требование пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерных конференциях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...