Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи в философской литературе Древней Руси

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Философские идеи Древней Руси тесно связаны с принятием Русью христианства.

Сложнейшая задача легла на плечи древнерусским книжникам, необходимо максимально возможно, в кратчайший срок обеспечить церкви

и монастыри необходимыми книгами для богослужения, нужно ознакомить с христианской догматикой всех новообращённых христиан, а также с основами христианской морали, историей Вселенной, народов и государств, с историей церкви и жизни главных христианских подвижников, и самим Священным Писанием.

Представители богослужения, проповедники и философы объясняли целесообразный и мудро "устроенный богом" смысл природы, а также строение мира с христианской точки зрения.

Темы, рассуждения библейских книг, которые волновали средневековых читателей, были посвящены борьбе в мире добра и зла, ада и рая, неведомым землям "на краю земли" и конечной судьбе человечества.

В произведениях Древней Руси ставились различные мировоззренческие вопросы, обличались пороки, разъяснялись догматы христианской религии, утверждались христианские добродетели, толковалось Священное писание [1].

Мир в древнерусской литературе представал как нечто вечное и универсальное, система мироздания обуславливала поступки людей и события, это мир не знавший вымысла, где постоянно ведут борьбу силы зла и добра, история этого мира хорошо известна, ведь каждому событию в летописи приписывалась точная дата с временем от "сотворения мира"). Будущее было предначертано: широко были распространены пророчества о конце мира, Страшном суде, ожидающем всех людей земли и "втором пришествии" Христа.

Философия Древней Руси

 

Возникновение философии Руси

 

Обращаясь к литературам отдаленных эпох — будь это античная стран или литература Древней Руси, мы должны несколько отвлечься от привычных оценок и представлений, с которыми подходим к литературным явлениям нового времени, и попытаться представить себе с возможной полнотой те специфические условия, в которых развивалась литература в той или иной стране в изучаемую нами эпоху.

Возникновение философии Руси произошло в процессе решения противоречий между славянским мифологическим мировоззрением и христианством. Киевская Русь - первое восточнославянское государство, развитием своей культуры продемонстрировала пример закономерного перехода от мифологического к религиозному и от религиозного к философскому уровню мировоззрения.

Этот переход ускорился с внедрением на Руси в 988 году христианства, которое было подготовлено развитием ее культуры. Такая готовность сказалась прежде всего в том, что мировоззренческая культура Руси акцентировала внимание на таких важных проблемах, как противостояние духа и природы, души и тела, духовного и телесного, Бога и Дьявола и других. При этом в центр названной пирамиды проблем относится человек в этико-нравственном свете её чувств и понимания.

Итак, философская мысль Украины развивается как этико-нравственное решение целого ряда мировоззренческих проблем, как философский дух морального направления. Это направление было созвучно христианской культуре, поэтому справедливо утверждение о том, что философия эпохи Киевской Руси имела христианский характер. Развитие философской мысли в Киевской Руси в пределах христианского вероучения ярко демонстрируют летописи и произведения церковно-богословского характера: проповеди, поучения и др.

 

Идеи в философской литературе Древней Руси

 

В начале XII в. появилась "Повесть временных лет", автором которой по традиции считают монаха Печерского монастыря Несторау, "Повесть временных лет" предстает не только как литературное произведение, но и как одна из достопримечательностей философской мысли. Уже здесь мы можем найти сроки "философ" и "философствовать" (имеется в виду "речь философа" перед князем Владимиром).

"Слово о полку Игореве" является не только выдающимся памятником литературы Киевской Руси, но и источником своеобразной философской культуры, культуры мышления.

Основой этого своеобразия является философское толкование единства, патриотизма и силы духа, а также образный характер произведения. Учитывая предыдущий опыт историко-философского анализа, можно сделать такой общий вывод. Философская мысль Киевской Руси имела христианский характер, в ней преобладала этическая проблематика: философская картина мира, познания, человек, человеческие поступки, общество рассматривалось сквозь призму вечного конфликта добра и зла. А в социальной философии доминировали патриотические идеи единства всех русских земель, укрепления и централизации государства для отпора иноземным захватчикам, необходимость развития культуры и образования. Со становлением феодального строя христианский характер украинской философии сместился в сторону утверждения патристических и агиографических идей. Проповедывается превосходство веры над знанием, высшей целью познания провозглашался Бог, а единственным методом познания - божественное откровение. Человек толковался как существо, оскверненный "первородным грехом", тело которого является вечным источником греха, а душа признавалась бессмертной.

Философское звучание имеют "Слово о законе и благодати" (автор митрополит Иларион), "Послание" (автор Климент Смолятич), "Златоуст" (автор Кирилл Туровский) и другие произведения.

Письменность и литература пришли на Русь вместе с принятием христианства. На первых порах книжники — как византийские и болгарские миссионеры, так и их русские ученики и сподвижники — считали своей основной задачей пропаганду новой религии и обеспечение строившихся на Руси церквей книгами, необходимыми для богослужения. Кроме того, христианизация Руси повлекла за собой коренную перестройку мировоззрения. Прежние языческие представления о происхождении и устройстве вселенной или об истории человечества были отвергнуты, и Русь остро нуждалась в литературе, которая излагала бы христианскую концепцию всемирной истории, объясняла бы космогонические проблемы, давала бы иное, христианское, объяснение явлениям природы и т. д.

«Повесть временных лет» сохранила нам важное свидетельство: киевский князь Ярослав Мудрый (ум. в 1054 г.), который, по словам летописца, любил «церковныя уставы» и «книгам прилежа, и почитая ѐ [их] часто в нощи и в дне», собрал писцов, которые «прекладаше» [переводили] греческие книги. «И списаша книгы многы, ими же поучающеся вернии людье наслажаются ученья божественаго» [2]. Преобладание среди переписываемых и переводимых книг «божественных» — т. е. книг священного писания или богослужебных — не подлежит сомнению. Удивительно другое: несмотря на первоочередную потребность в текстах священного писания или богослужебных, киевские книжники нашли все же возможность привезти из Болгарии, перевести или переписать произведения других жанров: хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения. Тот факт, что среди более чем 130 рукописных книг XI—XII в., сохранившихся до нашего времени, около 80 — богослужебные книги, находит свое объяснение не только в рассмотренных выше тенденциях ранней книжности, но и в том, что книги эти, хранившиеся в каменных церквах, скорее могли уцелеть, не погибнуть в огне пожарищ, опустошавших деревянные, по преимуществу, древнерусские города. Поэтому репертуар книг XI—XII вв. в значительной мере может быть лишь реконструирован по косвенным данным, ибо дошедшие до нас рукописи — ничтожная часть книжного богатства.

Не следует, однако, упрекать древнерусскую литературу в узкой «утилитарности», ее жанровая система отражала мировоззрение, типичное для всех христианских государств в эпоху раннего средневековья. «Древнерусскую литературу, — писал Д. С. Лихачев, — можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни» [3]. Действительно, древнерусского читателя прежде всего волновали вопросы большой философской значимости: каков он, этот мир, в котором мы живем, каково место в нем каждого отдельного человека, кому следует подражать, чтобы оказаться достойным тех благ, которые церковь сулила праведникам, и избежать страшных мук, ожидавших, по ее учению, грешников.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...