Глава III. Обсуждение результатов психодиагностическкого обследования учащихся.
В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа “потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А.З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования. Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП). Эта методика состоит из двенадцати субтестов: · Осведомленность – эрудиция, любознательность. · Понятливость – социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения. · Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме. · Сходство – уровень мышления и гибкость мышления. · Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли. · Запоминание цифр – память и способность к собранной работе. · Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность. · Последовательные картинки – способность к планированию. · Кубики Косса – развитие пространственных представлений. · Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления. · Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость. · Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.
С помощью этой методики определили общий интеллектуальный показатель детей до поступления в первый класс (август1987года) таблица №2 и №4. Этот же показатель после обучения их в школе в течение первого полугодия, когда с детьми экспериментальной группы занимался психолог по программе, развивающей мышление (с контрольной группой таких занятий не проводилось). Результаты обследования представлены в таблицах.
Результаты экспериментальной группы представлены в таблицах №1 и №2. Результаты контрольной группы представлены в таблицах №3 и №4 Таблица № 1 Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер
Таблица № 2 Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (март, 1998 год) методика: Векслер
Таблица № 3 Результаты обследования контрольной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер
Таблица № 4 Результаты обследования контрольной группы первоклассников (март, 1998 год) методика: Векслер
Таблица 5. Разница средних значений в экспериментальной группе
x1 = 4,7
Таблица 6. Разница средних значений в контрольной группе
x2 = 3, 9
Критерий Стьюдента. Методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента в практике применяется тогда, когда необходимо, например, установить, удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для изменения которого предназначался. Допустим, что в некотором учебном заведении вводится некоторая новая экспериментальная программа или методика обучения, рассчитанная на то, чтобы улучшить знания учащихся, повысить уровень их интеллектуального развития. В этом случае выясняется причинно - следственная связь между независимой переменной - программой или методикой и зависимой переменной - знаниями или уровнем интеллектуального развития. Соответствующая гипотеза гласит: “ Введение новой учебной программы или методики обучения должно будет существенно улучшить знания или повысить уровень интеллектуального развития учащихся”. Предположим, что данный эксперимент проводится по схеме, предполагающей независимые оценки зависимой переменной в начале и в конце эксперимента. Получив такие оценки и вычислив средние оценки по всей изученной выборке испытуемых, мы можем воспользоваться критерием Стьюдента для точного установления наличия или отсутствия статистически достоверных различий между средними до и после эксперимента. Если окажется, что они действительно достоверно различаются, то можно будет сделать определенный вывод о том, что эксперимент удался. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют t - критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
где x1- среднее значение по одной выборке данных x2 – среднее значение по другой выборке данных m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин;
m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
n1 – число частных значений переменной в первой выборке n2 – число частных значений переменной по второй выборке
Вывод: Таким образом, результаты обследования с использованием методики Векслер показали эффективность развивающей программы “Потенциал”. Это подтвердилось критерием Стьюдента, который говорит о значимости уровня различия общего интеллектуального показателя в контрольной и экспериментальной группах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|