Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления. Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости: 1) занятости 2) профессиональной подготовки и социальной адаптации 3) по устройству территорий 4) помощи развития местного хозяйства 5) по промышленной перестройке. Высшим комитетом занятости утверждается решение Национального Фонда Занятости о распределении средств между регионами такими, где имеются количественные и квалифицированные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов. Государственная политика занятости реализуется через национальное агентство занятости, ассоциацию по профессиональной подготовке взрослого населения и национальный межпрофессиональный союз по вопросам занятости и торговли. Национальный фонд занятости и фонд экономического и социального развития занимаются финансированием государственных программ помощи потерявшим работу, переподготовки, компенсации частной безработицы, модернизации, конверсии и децентрализации производства. Во Франции развита система льготирования. Так предприятиям в зависимости от количества рабочих мест устанавливаются льготы при покупке земли, премии на занятость работников. Широко осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, как во Франции, так и в других развитых странах. Правительство оказывает содействие развитию ремесленного производства. Ремесленники обеспечиваются кредитами, льготность которых находится в прямой зависимости от количества вновь созданных рабочих мест в течение всего максимального срока его предоставления.
Во Французской системе регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, как и в США, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет. По контракту можно заключить так называемый «прогрессивный» выход на преждевременную пенсию. Во Франции действуют курсы для подготовки 16-18-летних работников. В Италии проблема массовой безработицы является чрезвычайно острой. Именно поэтому государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы и расширение занятости в первую очередь молодёжи. Эти мероприятия сводятся к следующему: 1) Предоставляются определённые льготы в области налогообложения тем предприятиям, которые принимают на работу молодых безработных. 2) Оказание материальной помощи и содействие молодым безработным, которые намереваются работать не по найму. 3) В Италии был принят закон, целью которого было увеличение занятости населения за счёт расширения приёма на работу в режиме неполного рабочего времени и найма молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет по трудовым соглашениям о профессиональном обучении и труде. 4) Целью следующего закона было содействие созданию промышленных, сельскохозяйственных предприятий и предприятий в сфере обслуживания. Согласно этому закону создаваемые молодыми работниками в возрасте 18-19 лет компании и кооперативы получают субсидии от государства на создание новых предприятий. 5) В Италии создан фонд компенсации заработков платы, который даёт возможность предприятиям переждать циклические колебания рыночного спроса на их продукцию, на осуществление технологической рекомендации, не прибегая к массовым увольнениям.
В Италии, как на уровне государства, так и на уровне областей, ведущих поиски новых форм и способов стимулирования занятости, применяется субсидирование вновь создаваемых кооперативов, организация областных информационно-консультативных служб в дополнение к государственным учреждениям, ведающих трудоустройством. США. В системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры: 1. Меры по увеличению предложения рабочих мест: дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством; увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса; создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ». 2. Меры по распределению трудовых нагрузок: увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию; сокращение рабочего времени: развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д. 3. Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест. Япония. Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западно-европейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия. Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента: · Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.
· Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа. · Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия. Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста. Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.
Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства). ПРОДУКТИВНОСТЬ — способность экономической системы производить полезную продукцию и меры реализации этой способности. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА — важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА — эффективность конкретного труда. Измеряется количеством изделий, операций, созданных или совершенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда. Основными показателями производительности труда являются выработка (показывает, сколько продукции произведено на единицу затрат труда) и трудоемкость( величина затрат труда, рабочего времени, на производство единицы продукции). Они являются обратными друг другу и выражаются формулами: где:W – выработка; Q – объем продукции (работ, услуг) в соответствующих единицах; T – затраты труда на выпуск продукции (проведение работ) в соответствующих единицах; t – трудоемкость единицы продукции (проведения работ, оказания услуг). Объем продукции, работ, услуг (Q) обычно измеряют: 1. в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах и т.д.);
2. в условных единицах (в условно-натуральных единицах), когда разные изделия пересчитываются в одно условное изделие, в условный сорт (например, условное топливо с общей теплопроводностью – 7x106 Ккал. и т.д.); 3. в трудовых единицах (нормо-часах); 4. в стоимостных единицах (рублях, долларах и т.д.). Затраты труда (Т) обычно измеряют в: 1. человеко-часах; 2. человеко-днях;: 3. среднесписочной численности персонала (например, в среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, среднесписочной численности рабочих). Экономическая ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства — результативность производства, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|