Описание опытно-экспериментальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Лицей № 1» города Шадринска. В эксперименте принимали участие ученики 2 «В» класса в составе 18 человек, психолог. Одной из основных проблем организации диагностической работы в школе становится ее сосредоточенность на переходных (критических) стадиях жизни ребенка. Именно в эти моменты деятельность психолога наиболее востребована. Была проанализирована документация психолога (план работы), диагностические и развивающие программы, проведена беседа. В ходе беседы было выявлено, что работа психолога наиболее востребована в начальных классах, так как важную роль играют критерии готовности к школьному обучению и они сосредоточены на оценке влияния ситуации школьной жизни на психическое (в том числе взаимоотношений) развитие ребенка. Психологом были проведены в начальных классах тренинги для сплочения коллектива, диагностики выявляющие отношения к противоположному полу. Особое внимание психолог акцентирует именно на взаимоотношения, и исследует диагностики комплексного психического развития ребенка, направленные на взаимоотношения. Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков. Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявились по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом избирательных контактов по сравнению с мальчиками. Полученные данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено.
Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактировали, то можно видеть, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола, чем у мальчиков. Общая широта круга общения у девочек и мальчиков была одинаковой, так же как и соотношение широты круга общения с детьми своего и противоположного пола. Вероятно, это происходит потому, что их игровые объединения в этом возрасте более крупные по числу участников, а игры - более динамичные. По избирательности общения, которая, как указывалось, была выше у девочек, различий в направленности контактов (со сверстниками своего или противоположного пола) у мальчиков и девочек фактически не обнаружилось. Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном выражено сильнее, чем у мальчиков. Исследование показало, что мальчики младшего школьного возраста, как при эмоциональном, так и при деловом выборе не опираются на эмоционально-личностные особенности своих сверстников. Девочки при положительном эмоциональном и деловом выборе также не руководствуются эмоционально-личностными характеристиками. Но при отрицательном выборе они опираются на эмоционально-личностные характеристики других людей. Положение девочек в структуре межличностных групповых отношений несколько выше, чем положение мальчиков; кроме того, у них ярче выражена избирательность общения и они более постоянны в своих симпатиях.
Таким образом, полученные экспериментальные данные, характеризующие половую консолидацию детей 7-8 лет в свободном общении со сверстниками, показывают, что предпочтение отдается детям своего пола. Это проявляется в избирательности общения, широте его круга и интенсивности. В младших классах, наблюдается резкая дифференциация между детьми разного пола, тенденция определенной консолидации полов. Это выражается в предпочтении при выборе сверстников своего пола, которое усиливается от первого класса к четвертому. Так же мы применили методику (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина) игры «Секрет» в мире детских эмоций. Результаты этого эксперимента показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Средний в классе оказался равным: выборы, отданные сверстникам своего пола - 71,1 %, противоположного - 28,9 %. Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующих взаимные выборы. Их средние показатели составили 84,8 % между детьми одного пола и 15,2 % - разного пола. Представляют определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в различных видах деятельности, жизнерадостность, мальчики обосновывали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки мальчиков - такими качествами, как сила, способность заступиться за них. . Оксана В. о Жене С. «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать». . Таня З. о Жене: «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в классе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно».
. Сережа Р. о Жене: «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть». . Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить. . Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: «А кто же это - мы?» девочка ответила: «Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей». . Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь учителей. Нами так же была проведена методика тест «идентификация». Обработав тест, мы получили такие результаты:девочки выбирали мам и пап в одном уровне или в непосредственной близости друг от друга. Мальчики делали аналогичный выбор в отношении пап. Та же самая тенденция прослеживается в контексте близких родственников мужского и женского рода (преимущественно в средней части рисунка - нейтральной). Девочки выбирают женщин, либо женщина - мужчина в непосредственной близости. Мальчики - наоборот - мужчина, либо мужчина - женщина в непосредственной близости. Девочки в контексте «Я - девочка» сделали выбор по одному уровню или в непосредственной близости от выбора «я - мальчик» (в непосредственной близости или по уровню близких родственников. Мальчики сделали такие же выборы. На основе обработки полученных данных можно сделать следующие выводы. Проведенный опыт еще раз подтверждает возрастную динамику выявленных различий в общении младших школьников в зависимости от пола сверстников. Можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, количество избирательных контактов с детьми происходит своего пола.
Использованные нами в ходе работы методики способствовали выявлению взаимоотношений между мальчиками и девочками в начальных классах, что привело к положительному результату. Младшие школьники имеют индивидуальные психологические особенности, связанные с его воспитанием и восприятием окружающего его мира. Так же не маловажную роль играет микросоциум, построенный вокруг каждого ребенка-индивида. Но проведя комплекс методик, мы выявили, что адаптация детей в начальной школе проходит успешно и выстраиваются довольно прочные взаимоотношения между девочками и мальчиками начальных классов.
Заключение
Изучив особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах, мы пришли к определенным выводам. Девочки этого возраста более активны, чем мальчики. Они более добросовестны, более ответственны. Часто именно в этом источник мальчишеской оппозиции. Значит, необходимо стараться специально как можно чаще ставить мальчиков в позицию ответственных и инициативных членов коллектива. Необходимо внимательно отмечать проявления чувства взрослости у мальчиков, бережно его поддерживать. Причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к другу, как правило, инициируемое взрослыми. Когда же на смену настороженности, а в определенный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием. В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о характере общественно полезного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, с неумением организовывать совместную деятельность с представителями другого пола, испытывают большие трудности в общении с ними. Проблема взаимоотношений в младшем школьном возрасте была нами раскрыта и исследована с помощью комплекса методик, которые дали такие показатели что, возрастная динамика выявленных различая в общении младших школьников в зависимости от пола сверстников. Можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, количество избирательных контактов с детьми происходит своего пола. Так же проведя комплекс методик, мы выявили, что адаптация детей в начальной школе проходит успешно и выстраиваются довольно прочные взаимоотношения между девочками и мальчиками начальных классов.
Список используемой литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] /В.А. Аверин - СПб.: 1998. 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии [Текст] / Г. Ю. Айзенк-М.: 1995. . Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази - М.: 1982. . Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева М.: Асток-Пресс.: 1998. . Андрущенко Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет [Текст] / Т.Ю. Андрющенко - М.: Академия.:2003 . Беседин А.Н. Книга практического психолога: В 2 ч.[Текст] / А.Н. Беседин - М.: Харьков, 1996. . Богомолов В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов - М.: Феникс, 2005. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. . Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко - М.: 1996 . Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, том 4, Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. . Галагузова М.А. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Галагузова и др.- М.: 1996. . Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости [Текст]/ Л.И. Галигузова - М.: Вопросы психологии. 2000. . Ганошенко Н. И.Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет [Текст] /Н.И. Ганошенко-Спб.: Вопросы психологии. 1999. №1. . Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Под ред. Е.А. Панько - Минск.: 1997. . Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников[Текст] / А.В. Запорожец - М.: 1974. . Кроль В. М.Психофизиолгия человека[Текст] / В.М. Кроль-Питер, 2003. . Леонтьев А.А. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Просвещение, 1975. . Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: 1990. . Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) [Текст] / М. И. Лисина - М.:1978 г. . Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) [Текст] / М.И. Лисина - М.: 1980. . Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина - Кишинев.: Штиинце, 1983. . Лисина М.И. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников. Генетические проблемы социальной психологии [Текст] / М.И. Лисина - Минск.: 1985. . Методика изучения коллектива, общения, личности. Абакан, Ч. 2. / Спб.:1990 . Методики социально-психологической диагностики личности и группы. [Текст] - М.: 1990. . Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, Изд. Академический проект [Текст] / Я.Л. Морено - М.: 2004. . Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности [Текст] / Л.В. Мургулец - М.: 1990. . Мухина B.C. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Академия, 2000. . Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) [Текст] / В.С. Мухина-М.:1973. . Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина - М.: 1975. . Никольская И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская - СПб.: «Речь», 2000. . Общение детей в детской саду и семье (Под. ред. Т.А. Репиной, Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания) Акад. пед. наук СССР. [Текст] / Т.А. Репиной - М.: Педагогика, 1990. . Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова - М.:1999. . Степина Н.М. В мире детских эмоций[Текст] / Н.М. Степина- М.: Айрис Пресс. 2004. . Степина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. [Текст] / Н.М. Степина - М.: 2006. . Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: 1999.
Приложение
Протокол Название методики: «Метод наблюдения». Методика разработана Б.М. Тепло. Цель методики: изучение особенностей половой дифференциации, а также некоторых половых различий, проявляющихся в свободном игровом общении детей 7-8 лет в начальной школе. Методика предназначена для младше школьного возраста. Методика проводилась на 2 «В» классе. Инструкция: свободное общение детей, не регламентированное учителем, изучалось во время прогулки, на большой перемене в школе, наблюдение объединений детей в группы «девочка-девочка», «девочка мальчик» и «мальчик-мальчик». Нет определенных группирований в этом возрасте. Дети разделяются на множество небольших групп и в течение времени меняются. Вывод: данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|