Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медитация над чакрами и нади




ОБОСНОВАНИЕ: В разделе 3.4 были подробно описаны энергетические структуры, функционирующие в биополе человека. Для того чтобы управлять прановыми потоками в организме, например, для лечения себя или других людей, человек должен на первом этапе хотя бы уметь идентифицировать чакры, научиться их выявлять для последующей работы с ними. Аспекты этой работы будут также указаны ниже, когда будут обсуждаться эффекты медитации. Поскольку даже элементарное выявление чакр представляет собой некоторую вероятность нежелательных побочных эффектов, следует перед началом медитативной работы неукоснительно соблюдать ранее приводившиеся указания по обеспечению места, времени и целого ряда других условий, всех ограничений и противопоказаний.

МЕТОДИКА: Самая простая методика идентификации чакр и нади заключается в простой концентрации на них, которая затем автоматически переходит в Дхьяну и на последнем этапе — в Самадхи. В этом случае занимающийся, приняв медитативную позу, обязательно сидячую со скрещенными ногами (очень важно соблюдение требования держать спину прямой!), расслабляется и, закрыв глаза, концентрируется на одной из выбранных им чакр. Выбор чакры определяется из основной последовательности, рекомендуемой для этого упражнения. Такая последовательность, соблюдать которую крайне желательно, имеет следующий вид [86 ]: ТРИКУТА → МАНИПУРА → СА-ХАСРАРА → АНАХАТА → ВИШУДХА → СВАДИСТХАНА → МУЛАДХАРА → СУШУМНА → ИДА → ПИНГАЛА.

Во всех случаях глаза должны быть закрыты на всех этапах выполнения упражнения. Закрыв глаза, занимающийся внутренним взором направляет все свое внимание на ту область, где должна быть расположена интересующая его чакра или нади. Никакие другие мысли, кроме как о данной чакре (ее локализации, форме и свойствах) недопустимы. Поначалу вы ничего не увидите. Затем в области чакры начнет ощущаться какая-то тяжесть, жжение или упругость. Затем чакры начнут ощущаться в виде неких плотных сгустков. Наконец, успех в упражнении будет сопровождаться "зажиганием" чакры, когда избранная для сегодняшнего занятия чакра начнет видеться как яркий шарик, светящийся соответствующим цветом (см. раздел 3.4). Первая неделя занятий, возможно, не приведет даже к ощущению чакр как плотных сгустков. Не следует огорчаться и самим увеличивать время занятий (5—10 минут для первой недели являются пределом) и тем более — не следует считать себя непригодным для такой практики. В первые месяцы тренировок за одно занятие не следует концентрироваться на более чем одной или максимум двух чакрах. Не следует спешить. Когда все чакры будут ощущаться как светящиеся и излучающие шары, имеет смысл за одно занятие "просматривать" их все, соответственно только что приведенной последовательности. Это — контроль успешного выполнения данного упражнения. Такая процедура полного выявления всех основных чакр вдоль Сушумны может при этом занимать 20—30 минут. Больше концентрироваться ни в коем случае не следует, так как может произойти перегрузка ваших душевно-физических возможностей. Со временем это ограничение отпадает.

Второй вариант практики упражнений по выявлению чакр состоит в следующем. Приняв исходную позу и расслабившись, ученик не закрывает глаза, а медитирует на графическое изображение соответствующей чакры в виде янтры. Это—первый этап практики. Он длится не более 5—10 минут аналогично описанным выше Тратакам. Исключаются все мысли, а те, что будут так или иначе относиться к поискам телесной локализации чакры, следует сохранять. На втором этапе того же упражнения ученик, не вставая с коврика, закрывает глаза и сосредоточивается на том месте, где должна быть чакра. Просидев столько же времени с закрытыми глазами, сколько он упражнялся со зрительной фиксацией картинки с чакрой, он снова открывает глаза. Это составляет вместе один цикл. За одно занятие можно делать от двух до трех таких циклов. Такой вариант практики можно несколько усложнить тем, чтобы при закрывании глаз после визуальной концентрации на рисунке чакры ученик старался мысленно перенести и погрузить в соответствующую чакру ее графический аналог. Этот, третий вариант практики упражнения так же возможен, как и первые два. Последние варианты практики могут ускорить процесс выявления чакр. Так или иначе, не следует после занятия сразу вставать и заниматься обычными делами. Желательно перед открытием глаз не менее 3 раз прочитать голосом или мысленно мантру АУМ. После открытия глаз полезно прочесть какую-либо молитвенную формулу или выполнить Восьмиугольник Будды (см. выше). В любом случае какая-либо тяжелая работа, требующая известных физических или интеллектуальных усилий, сразу после упражнений в выявлении чакр категорически исключается. Рекомендуем почитать Священные Писания (например, Бха-гавад-Гиту) или какую-либо иную приятную для души и облагораживающую мысли литературу. Не следует также принимать ванну или идти под душ.

Графические аналоги основных чакр приводятся на рисунках 7—12.

Следует отметить, что видимые вами при успешной медитации цвета чакр могут не совпадать с теми цветами, что приводятся на рисунках — их графических аналогах. Цвет выявленной чакры зависит как от чистоты вашего астрального тела, так и от того, какую часть чакры вы выделили в процессе концентрации.

Следует также помнить, что упражнение называется медитацией, а не концентрацией ввиду того, что помимо выделения чакры самой по себе предполагается попытка занимающегося определить все с нею связанные свойства.

ЭФФЕКТ: Данное упражнение в любом из изложенных способов его исполнения (которые, кстати, не исключают, а дополняют друг друга) представляет собой первый этап на пути работы с чакрами. Отсюда все положительные эффекты последующих ступеней (см. ниже) прямо вытекают именно из этой первоначальной ступени. Само по себе выявление чакр имеет свою собственную значимость. Она сводится к следующим аспектам:

1. Очищается астральное тело, что приводит к большей психической уравновешенности. Это способствует усилению интеллектуальных способностей, создает условия для безграничного роста ума и познания свойств Вселенной.

2. Психика становится более гибкой и контролируемой. Ученик при этом приобретает элементарные предпосылки к управлению внутренней энергией, развитию способностей экстрасенса.

3. Обостряются способности к чувственному восприятию объектов внешнего и особенно внутреннего мира.

4. Ликвидируются негативные последствия прошлой психической деятельности. Это прежде всего относится к медитации над Трикутой (Аджна-чакрой). Даже в наиболее простом виде, еще не достигнув полного успеха, занимающийся получает умственный отдых.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Еще раз обращаю ваше внимание на важность соблюдения условий, предшествующих медитации и последующих за ней. Кроме того, следует проанализировать соблюдение принципов Ямы и Ниямы. При несоблюдении всех этих условий эффект может быть обратным: обостряется психика, сознание становится неуравновешенным и излишне нервозным.

2. При возникновении каких-либо негативных ощущений переходите к чтению мантры ХАТ (см. раздел 6.19). До того времени, как вы сможете свободно "зажигать" чакры, т. е. в период освоения техники упражнения, следует делать перерывы в занятиях и медитировать над чакрами не чаще чем 2 раза в неделю. В остальное время делайте более легкие упражнения. Особое внимание следует в любом случае уделять Тратакам, особенно — на пламя свечи.

3. Рекомендованная последовательность выявления чакр может быть несколько видоизменена в соответствии с принципами Интегральной йоги А. Гхоша, главным из которых является запрет на активизацию нижних чакр (т. е. прежде всего — Муладхары и Свадистха-ны) без соответствующей готовности к тому со стороны высших чакр: Сахасрары, Трикуты и Вишудха-чакры. Так или иначе, основную значимость здесь имеет закрепление принципов Ямы и Ниямы в подсознании занимающегося, и всегда к ним следует возвращаться при любом варианте практики. Тогда не будет причин опасаться негативных последствий интенсификации половой сферы для занимающихся.

4. Выявление чакр и другие медитативные процедуры высших йог могут пробудить Кундалини. Перевод хотя бы части статической энергии организма в динамическую форму обычно сопровождается ощущением жара вдоль позвоночника. Позвоночник при этом становится как бы горячим "изнутри". Такое ощущение можно рассматривать как признак проявления Самадхи (последней фазы восьмеричной лестницы "средств достижения йоги") на физическом плане. Другие возможные ощущения, связанные с интенсификацией правовых потоков в организме, уже описывались выше (в разделах 6.18 и 6.23): набегающие теплые и холодные "волны", мутная пелена перед глазами, легкое головокружение, замедленная речь и т. д. Здесь эти процессы весьма вероятны, и не следует их пугаться: они объективны и должны быстро пройти. Если не проходят — вам поможет мантра ХАТ (см. выше).

Медитативная пранайама

ОБОСНОВАНИЕ: Как уже неоднократно отмечалось выше, зарядка правой может производиться как методами Хатха-йоги, которые являются наиболее известными, так и при помощи специальных медитативных упражнений. Последние известны как медитативные пра-найамы (пранаямы — в другой транскрипции). Выполнение медитативных пранаям дает не только эффект подзарядки энергией, но и способствует закреплению навыков медитации, развивая также внимание занимающегося [86 ].

Рис. 19 Символ Пакаямы (см. раздел 6.23): ярко-белый знак на синем фоне

МЕТОДИКА:

1. Приняв сидячую позу, желательно — со скрещенными ногами, ладони на коленях (у мужчин правая ладонь закрыта, левая — открыта в Джнани-мудре; у женщин — наоборот); закрыв глаза, предельно расслабьтесь.

2. Сосредоточьтесь на Аджна-чакре, ощутив и увидев ее полностью

3. Поместите в Аджна-чакру знак с рис. 19 (ярко-белый знак на синем фоне) и старайтесь погрузить этот знак, внутрь чакры.

4. Ощутив прилив энергии, не ослабляйте концентрации, старайтесь сделать символ более отчетливым и устойчивым. Приток праны продолжается.

5. Когда поток праны окончился, продолжайте фиксировать знак в чакре еще 1—2 минуты, после чего закончите упражнение. Медленно откройте глаза и не спеша встаньте.

ЭФФЕКТ: Помимо эффекта пранаямы, сознание становится более четким, и окружающая действительность видится более адекватной. Упражнение, кроме того, несет в себе все преимущества Тратак, поскольку способность к концентрации возрастает в несколько раз при регулярной практике.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Упражнением можно предварять более сложные процедуры при освоении медитации. Но сразу начинать с нее цикл занятий не рекомендуется.

2. Не следует делать упражнение перед сном, а также при нервных перегрузках, перенапряжениях ума или психики. До упражнения очень важно привести себя в состояние душевного равновесия.

Джива-комплекс (1)

ОБОСНОВАНИЕ: Выявление чакр и нади важно не только само по себе: оно позволяет освоить ряд других аспектов практики, важнейшим из которых является промывка правой и одновременное очищение астрального тела. Для этих целей существует специальное упражнение, довольно сложное, особенно для новичка, но в то же время чрезвычайно действенное и полезное для занимающегося [86 ].

МЕТОДИКА:

1. Медитируют только сидя, желательно в позе со скрещенными ногами. Руки сложены в круг, ладони обращены к животу и лежат в области чуть ниже пупка, причем левая ладонь лежит на правой. Закрыть глаза и расслабиться, отрегулировать дыхание, выровняв и замедлив его. Сидение должно быть устойчивым и удобным.

2. Сконцентрироваться на Сахасраре, сформировать в ней светящийся (или упругий — в зависимости от того, что лучше и четче ощущается) шарик правы. Выявить Сушумну, Пингалу и Иду.

3. Провести этот шарик вниз по Иде до Муладхары и оставить там. Таким образом накопить в Муладхаре 4—5 импульсов (шариков пра-ны), после чего вывести их по Пингале вверх и выбросить из Сахасра-ры. Проделать это 3—4 раза, пока при накоплении правы в Муладхаре не появится кратковременное ощущение легкости тела. После этого посылать шарики правы вниз в Муладхару, пока не появится устойчивое ощущение легкости тела, полета, покачивания на волнах. После возвращения в обычное состояние вывести скопившуюся в Муладхаре праву вверх по Пингале. Муладхара очищена.

4. Перейти к очищению Свадистханы, для чего послать шарик правы свова в Муладхару по Иде, по Сушумне поднять его из Муладхары в Свадистхану. Накопив так 4—5 импульсов (число посылаемых в каждую чакру шариков должно быть примерно одинаковым), вывести вниз по Сушумне через Муладхару вверх по Пингале наружу.

5. Для остальных чакр схема промывки такая же: Ида ® Муладхара ® Сушумна ® Чакра ® Сушумна ® Муладхара ® Пивгала. Порядок работы с чакрами — обязательно снизу вверх, т. е. Муладхара, Свадистаха, Манипура, Акитра, Вишудха, Аджна, Сахасрара.

КОНТРОЛЬ: При прохождении праны по Иде возникает легкий звон в левом ухе. При выведении Праны по Пингале — более низкий, менее резкий звон в правом ухе. Отсутствие таких звонов означает, что импульсы праны слишком слабы, или же, для Пингалы: а) использованная прана не выведена наружу; б) прана в чакре еще не накоплена. Сделайте пранаяму и снова начните комплекс. Если упражнение упорно не получается, вернитесь к занятиям с более простыми упражнениями.

ЭФФЕКТ: Упражнение имеет множественное значение:

1. Закрепляются навыки выявления и работы с чакрами.

2. Астральные каналы прочищаются, что дает общеоздоравливающий эффект, укрепляет весь организм. Сознание (при правильности исполнения упражнения и соблюдении необходимых для медитации условий) становится устойчивым, нарушенная психика восстанавливается.

3. Очищение чакр и Сушумны — прекрасная профилактика против возникновения пробок в спинном канале, т. е. ликвидируется одна из основных причин головных болей.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В цитируемой работе [86] допущена ошибка — все упражнения с чакрами и нади должны проводиться в сидячем положении, причем позвоночник должен быть прямым, а при работе с Пингалой и (или) Идой желательно скрестить ноги. При несоблюдении этих условий какие-либо дисбалансы правового обмена могут привести к тому, что чакры будут "обожжены".

2. Не обязательно за одно занятие работать со всеми чакрами. В первую неделю вполне достаточно очистить 1 —2 чакры. В полном виде все упражнение может занимать 40 минут — 1,5 часа.

3. При возникновении каких-либо негативных ощущений следует прекратить выполнение упражнения, прочитать мантру ХАТ (см. раздел 6.19), вернуться к более простым процедурам.

Джива-комплекс (2)

ОБОСНОВАНИЕ: Закрепление навыков, полученных при выполнении Джива-комплекса (1), дальнейшее продвижение по пути управления энергетическими потоками в организме достигается за счет следующего упражнения, описанного в [86 ].

МЕТОДИКА:

1. Принять медитативную позу сидя; расслабиться, закрыть глаза и отбросить все суетные внешние проблемы. Позвоночник должен быть строго прямым, ноги по возможности в скрещенной позиции. Лежачая поза (Савасана) для медитации недопустима (!). Положение рук — то же, что и в предыдущем упражнении (см. 6.24),

2. Из Сахасрары в Муладхару завести и зафиксировать световую спицу, пронизывающую вдоль Сушумну. Сформировать в Сахасраре, на верхнем конце спицы, шарик праны; уплотнить его, закручивая вдоль оси, послать его вниз, до Муладхары. Когда шарик достигает конца, слышится высокий щелчок. Отсутствие щелчка означает, что шарик недостаточно плотен, либо он остановился где-то на половине пути. В обоих случаях его необходимо распылить.

3. Посылайте шарики вниз, пока они, как костяшки счетов, не заполнят всю спицу до Сахасрары (следите за щелчками!).

4. Разожгите в Манипуре оранжевый огонь и гоните его вниз и вверх одновременно, так чтобы он окружал нанизанные на спицу шарики; огонь может колебаться, но не должен исчезать. Шарики начнут сплавляться в единый целый столб; когда сплавляется нижняя часть, от Манипуры до Муладхары (обычно раньше верхней части), в Мулад-харе появляется голубой огонь и пульсирует там, пока не сплавится и верхняя часть столба.

5. В момент, когда все шарики сольются, вверх по Сушумне должна проскочить яркая, мощная голубая вспышка; оранжевый огонь исчезает, и Кундалини быстро растекается по нади.

6. После выполнения этого комплекса может начаться спонтанная медитация. Следует быть готовым к этому и не спешить вставать.

ЭФФЕКТ:

1. Успешное выполнение этого комплекса позволяет поставить под частичный контроль силы Кундалини. Энергетические расходы праны в организме становятся более экономными и оправданными.

2. Упражнение оказывает общеукрепляющий и омолаживающий эффект.

3. Улучшается волевой контроль над функционированием симпатической и парасимпатической системы, иннервация органов и тканей тела.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Поскольку в конце упражнения силы Кундалини прорываются вверх, ни в коем случае не следует вставать. Одно из предназначений спонтанной медитации — приведение в гармоничное состояние общего пранообмена в организме. Поэтому как минимум 5 минут после окончания упражнения следует посидеть с закрытыми глазами. Полезно почитать мантру ОМ (АУМ), можно также сосредоточиться на внутреннем звуке Анахат. Не желательно чтение мантр СОХАМ, ХАМСА, ХАНСА, ХАТ. Последнюю мантру следует исполь зовать лишь при появлении негативных ощущений и чувстве дискомфорта. Однако даже в этом случае не следует сразу вставать.

2. Приведенное упражнение в ряде черт, очевидно, согласуется с описанными в разделе 1.3.2 даосскими принципами "выплавления пилюли бессмертия", т. е. с "внутренней алхимией" даосов.

3. В процессе практики вы сможете найти свои собственные детали, которые помогут вам успешно его выполнять. Однако не следует его выполнять раньше, чем будет достигнут успех в Джива-комплексе (1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...