Запреты мужчинам относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные.
1. Постоянные запреты Они бывают трех видов: Во-первых, запреты, связанные с кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре "Женщины": «И запрещены вам ваши матеря, и дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры» (Сура "Женщины" аят 23). 1. К матерям относятся: мать бабушки (как по отцу, так и по матери); 2. К дочерям относятся: родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений; 3. К сестрам относятся: родные сестры, сестры по отцу и по матери; 4. К теткам со стороны отца относятся: тетки мужчины, и тетки его отца, тетки его дедов, тетки его матери и тетки его бабушки; 5. К теткам со стороны матери относятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери его отца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек; 6. К дочерям брата относятся: дочери родного брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и представительницы последующих поколений; 7. К дочерям сестры относятся: дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и др. Во-вторых, запреты, связанные с кормлением грудью. Они подобны тем, которые связаны с кровнородственными отношениями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Запрещено в связи с кормлением грудью то, что в связи с кровным родством». Однако запреты, связанные с кормлением, имеют ряд следующих условий: 1. Кормление грудью должно иметь место не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре раза, то кормилица не является его матерью. В этой связи Муслим сообщает следующий рассказ Аиши, да будет доволен ею Аллах: "Сначала в Коране был ниспослан запрет на кормилицу. После десяти, известных окружающим, кормлений грудью. Позднее пять из десяти кормлений были отменены. Затем умер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и число кормлений осталось таким, которое следует из Корана".
2. Кормление грудью должно иметь место до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в период кормления грудью (от рождения до двух лет). Если же кормление состоялось после завершения срока кормления грудью или несколько кормлений имели место до истечения срока кормления грудью ребенка, а несколько - после, то кормившая женщина не является матерью ребенка. Если условия кормления грудью были соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее сыновья - его братьями, независимо от того, появились они на свет до или после периода кормления. Сыновья мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимо от того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами. Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков вскормленного кормилицей мальчика, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец. В-третьих, запреты относительно родственников по браку. 1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений, как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха: «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы» (Женщины, 22). Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.
2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего: «И жены ваших сыновей, которые от ваших чрев» (Сура "Женщины", аят 23). Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет. 3. Мать жены, ее бабушки и представительницы предыдущих поколений согласно слову Всевышнего: «И матери ваших жен» (Сура "Женщины", аят 23). После заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, независимо от того, были у них половые отношения или нет, ее мать и бабушки как по линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него. 4. Дочери жены, а также дочери его сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего: «И ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще не вошли к ним, то нет на вас греха» (Сура "Женщины", аят 23). После того, как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него запретными, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа. Запреты временные Временные запреты бывают нескольких видов: 1. Запрет на сестру жены, ее теток, как по отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, либо по причине смерти мужа, либо в результате развода. Всевышний Аллах сказал: «И - объединять двух сестер» (Сура "Женщины", аят 23). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери» аль-Бухари и Муслим.
2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период, и в это время ей нельзя делать предложение относительно этого. 3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам. Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать с ней в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и женщина совершит полное омовение.
Глава шестая РАЗРЕШЁННОЕ ЧИСЛО БРАКОСОЧЕТАНИЙ
Если позволить мужчине иметь сколько угодно жен, то это неминуемо приведет к несправедливости и ущемлению прав этих жен. Если же ограничить число жен одной, то это может породить зло и привести к тому, что плотская страсть удовлетворится иным, запретным способом. Шариат позволяет иметь не более четырех жен. Это число позволяет мужчине сохранить справедливость, соблюдать права жен и удовлетворять свои потребности, если ему потребуется более, чем одна женщина. Всевышний Аллах сказал: «… женитесь на тех женщинах, что приятны вам, - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной» (Сура "Женщины", аят 3). Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ислам принял Гъайлян ас-Сакафи, у которого было десять жен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему, чтобы он выбрал из них четырех, а остальным дал развод. Кайс ибн ал-Харис сказал: "Когда я принял Ислам, у меня было восемь жен. Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом. Он сказал: «Выбери из них четырех». Полезные стороны многоженства в указанных пределах: 1. Иногда многоженство необходимо. Например, в том случае, когда жена стара или больна. Если муж ограничится ею, то не получит удовлетворения. А у нее - от него дети. Если он проявит воздержание, то начнет опасаться за себя в связи с проблемами, возникающими в результате прекращения брачных отношений, а также в связи с возможными внебрачными связями. Если же он даст ей развод, то разлучит ее с детьми. Таким образом, данная проблема может быть разрешена только в результате многоженства.
2. Брак является причиной установления взаимосвязи между людьми. Всевышний Аллах сделал брак фактором, укрепляющим родственные связи между людьми. Сказал Всевышний: «И Он - тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское». (Сура “Размышление", аят 54). Многоженство связывает многие семьи, устанавливая между ними взаимные связи. Это - одна из причин, побудивших Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жениться на нескольких женщинах. 3. Многоженство позволяет защитить большее число женщин, удовлетворяя их нужды за счет средств, выделяемых на содержание детей, обеспечивая их жильем. Многоженство создает условия для появления на свет значительного числа детей для продолжения рода. А все это предписывается Шариатом. 4. Есть мужчины, испытывающие сильное половое влечение. Им недостаточно одной женщины. Однако они - богобоязненны, чисты и опасаются впасть в прелюбодеяние. Им хотелось бы снять напряжение праведным путем. Вот и снизошла милость Аллаха к людям, заключающаяся в разрешении многоженства в установленных Им пределах.
Глава седьмая МУДРЫЙ СМЫСЛ БРАКА
Прежде чем приступить к раскрытию данного вопроса, мы должны твердо усвоить, что все положения Шариата имеют мудрый смысл и все они уместны. В них нет ничего случайного или неразумного, так как они от Мудрого, Сведущего. Однако весь ли мудрый смысл известен человеку? Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом и не может знать все, получить сведения обо всем. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Даровано вам знания только немного» (Сура "Перенес ночью", аят 85). Таким образом, мы должны с удовлетворением воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом для Своих рабов, независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет. Ведь даже если мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе не значит, что его в них нет. На самом деле это означает ограниченность нашего ума в понимании мудрости этих предписаний. О проявлении мудрого смысла брака 1. Брак сохраняет и уберегает каждого из супругов. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, тот должен жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши взоры от греховного».
2. Брак предохраняет общество от зла и нравственного разложения. Если бы не было брака, то в отношениях между мужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления. 3. В браке каждый из супругов пользуется положенными ему правами и возможностями общения. Мужчина опекает женщину. Безвозмездно обеспечивает ее продуктами питания, жильем, одеждой. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы должны безвозмездно обеспечивать их (жён) пищей и одеждой». Женщина также опекает мужчину, выполняя свои обязанности в доме. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Женщина - пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству». 4. Брак укрепляет связи между семьями и племенами. Сколько было случаев, когда члены двух семей не знали друг друга, а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому, как уже отмечалось, Аллах сделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми. 5. Брак обеспечивает сохранение человеческого рода здоровым. Он является причиной роста народонаселения. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин». (Сура "Женщины", аят 1). Если бы не брак, то человечество либо вообще исчезло бы с лица земли, либо общество состояло бы из людей, родившихся в результате прелюбодеяния, не знающих своих корней и действующих аморально. В этой связи мне хотелось бы сказать несколько слов об идее ограничения рождаемости. Я утверждаю, что ограничение рождаемости противоречит Шариату. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел брать в жены женщину плодовитую, объясняя это тем, что это будет способствовать увеличению народов. Ученые говорили: "Следует жениться на женщине, о которой известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущего брака, если она уже была замужем, либо на основании плодовитости ее ближайших родственников, таких как мать и ее сестра, если она не была замужем раньше". Кроме того, зачем ограничивать рождаемость? Из опасений нехватки продовольствия или из страха перед трудностями, связанными с воспитанием? Если первое, то это - неправильное представление об Аллахе Всевышнем, так как Аллах, хвала Ему Всевышнему, если создает тварь, то обеспечивает ей и пропитание. Всевышний Аллах сказал: «И нет ни одного животного на земле, пропитания которого не было бы у Аллаха». (Сура Худ, аят 6). Всевышний Аллах также сказал: «Сколько животных, которые не приносят себе пропитания - Аллах питает их и вас. Он - Слышащий и Знающий». (Сура Паук, аят 60). Всевышний сказал о тех, кто убивает своих детей, боясь нищеты: «Мы прокормим и их и вас». (Сура Перенес ночью, аят 31). Если причиной ограничения рождаемости является страх перед трудностями, связанными с воспитанием, то это - также глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процесс воспитания малого числа детей и насколько легче идет воспитательный процесс, когда их много. Трудность или легкость воспитания зависят от воли Всевышнего Аллаха. Если человек является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллах облегчит ему его миссию. Всевышний Аллах сказал: «А кто боится Аллаха, тому Он устроит в Своем деле легкость». (Сура "Развод", 4). Вопрос: "Если ясно, что ограничение рождаемости противоречит Шариату, то противоречит ли Шариату регулирование числа беременностей в зависимости от состояния матери?" Ответ: "Нет, не противоречит. Я имею в виду те случаи, когда супруги или один из них, по взаимному согласию иногда используют средство, предохраняющее от беременности. Например, если жена слаба, и беременность ослабит ее еще больше, или в том случае, если она больна и уже много раз рожала. Ей можно, с согласия мужа, использовать противозачаточные средства в течение какого-то периода. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники предохранялись с целью не допустить того, чтобы жена забеременела во время полового акта. И это не было им запрещено.
Глава восьмая НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С БРАКОМ
С браком связаны такие явления, как: Первое: необходимость махра (калыма). Калым (выкуп), необходим для выплачивания невесте в связи с заключением брачного договора. Его размер может быть определен точно. Если же размер калыма не оговорен, то есть при заключении брачного договора не указано на необходимость выплаты калыма, то муж, тем не менее, должен уплатить жене хотя бы символический калым. Таков Исламский обычай. Калым может быть в виде денег, то есть иметь вещественную форму, но может быть в виде какого-либо полезного действия. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал одну женщину замуж с условием, что муж поможет ей выучить наизусть какую-то часть Корана. Шариат предписывает, чтобы калым был небольшого размера. Чем он меньше, тем лучше, если руководствоваться указаниями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стремиться получить благословение. Чем более брак благословенен, тем он легче. Муслим сообщает в "Ас-Сахихе" о том, что некий человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Я женился на женщине". Ему был задан вопрос: «Сколько ты заплатил в качестве выкупа?» - Четыре оккийи (то есть, сто шестьдесят дирхемов), - ответил тот.Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Четыре оккийи! Как будто вы чеканите серебряные монеты из этой горы. Нам нечего тебе дать. Может быть мы пошлем тебя куда-нибудь, где ты преуспеешь». Умар, да будет доволен им Аллах сказал: "Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословенен в этой жизни и благочестием в загробной, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опередил бы вас в этом и дал бы вам соответствующее указание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не платил за своих жен, и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать оккий. А одна оккийа равна сорока дирхемам". Увеличение размера калыма в последние годы имеет отрицательное последствие в том смысле, что не позволяет многим мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде чем мужчина соберет необходимую сумму для выкупа за невесту. Это порождает ряд негативных явлений, в том числе: 1. Многие мужчины и женщины не вступают в брак. 2. Члены семьи женщины придают излишне большое значение размеру калыма. Во многих случаях они подходят к калыму чисто потребительски: если выкуп значителен, то женщина выдается замуж, несмотря на возможные негативные последствия; а если выкуп мал, то предложение отвергается, даже если претендент характеризуется положительно с точки зрения религиозности и нравственности. 3. Если взаимоотношения между мужем и женой испортятся, то большой размер калыма, как правило, не позволяет мужу расстаться с женой по-доброму. Он мучает ее, издевается над ней, вынуждает ее возвратить хотя бы часть калыма. Будь калым незначительных размеров, муж с легкостью дал бы ей развод. Если бы люди проявляли умеренность и уступчивость в размерах калыма, а влиятельные люди подали бы в этом деле пример, то принесли бы много добра всему обществу и помогли бы многим мужчинам и женщинам. Однако, к сожалению, люди состязаются между собой в увеличении размеров выкупа за невесту, с каждым годом добавляя к нему вещи, которые раньше не входили в него. И мы не знаем, чем это закончится. Раньше некоторые люди, особенно в деревне, шли на определенные уступки в вопросах калыма. Например, отдавали девушку в жены, соглашаясь на то, чтобы получить половину выкупа немедленно, а вторую половину - с отсрочкой примерно на год. Для жениха это являлось определенной льготой. Второе: расходы мужа в связи с браком. Муж должен безвозмездно обеспечивать жену пищей, одеждой, жильем. Если он проявляет скупость в исполнении своих обязанностей, то тем самым впадает в грех. Она же должна брать из его средств только в пределах своих потребностей. А если она берет у него взаймы, то должна отдавать долг. В расходы мужа входит также устройство свадебного пира, то есть, угощения для гостей, которое готовится в доме мужа в дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам так поступал и велел поступать таким же образом остальным. Однако угощение не должно быть связано с излишними расходами. Это запрещено. Расходы на угощение должны соответствовать имущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устройстве свадебного угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами. Третье: отношения между родственниками жены и мужа. Аллах сотворил взаимную любовь и взаимное милосердие между супругами. Эти взаимоотношения предписаны обычным правом Шариата. Четвертое: запреты. Муж является запретным для матери его жены, если он имел близость с женой, а также для ее бабушек и представительниц предыдущих поколений ее прямых родственниц. Он является запретным для дочерей ее сыновей, дочерей ее потомства. Жена является запретной для отцов мужа и представителей предыдущих поколений его прямых предков, а также для его потомства. Пятое: наследование. Если кто-либо вступит в законный брак с женщиной, то они становятся наследниками друг друга, согласно слову Всевышнего: «И вам - половина того, что оставили ваши супруги.., что они завещают, или долг». (Сура "Женщины", аят 12). При этом не имеет значения, имел он с ней близость, а затем умер, или нет. Глава девятая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|