Показатели динамометрии юношей и девушек
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для более точной оценки физического состояния студентов нужно измерить все антропологические и физиологические показатели, а затем, оценить их на основе пяти морфологических и функциональных показателей: 1. Индекс Кетле (уровень развития массы и роста) 2. Индекс Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы) 3. Индекс Скибинского (функциональные возможности дыхания и кровообращения) 4. Индекс Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств) 5. Индекс Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы) Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шеповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.Необходимо при осмотре получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю (врачу, мед. сестре, преподавателю физической культуры), не требующих значительных временных затрат.
1. Массо -ростовой индекс Кетле: Оценка индекса массы тела: BMI = W / H 2, где W - масса тела (кг), H - рост (м).
Исследуемая группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс массы тела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Женщины(18-25) | Мужчины(18-25) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слишком малая масса тела | < 19,1 | < 20,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идеальная масса тела | 19,1 ÷ 25,8 | 20,7 ÷ 26,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Незначительный избыток массы тела | 25,8 ÷ 27,3 | 26,4 ÷ 27,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеренный избыток массы тела | 27,3 ÷ 32,3 | 27,8 ÷ 31,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значительный избыток массы тела, тучность | > 32,3 | > 31,1 |
Нормальные значения оценки индекса массы тела заключены в следующие интервалы. Для женщин: 19,1 ÷ 25,8; для мужчин 20,7 ÷ 26,4. Исследования показали, что люди с индексом веса, заключенным в эти пределы относятся к здоровым людям. И наоборот, люди с индексом веса, выходящим за эти пределы являются больными или относятся к группе риска. Этот индекс не входит в сводную таблицу оценки состояния здоровья и физической подготовленности, а лишь судит об ожирении или недостатке веса.
2. Для определения резерва сердечно-сосудистой системы используют индекс Робинсона:
где П – частота пульса.
Индекс характеризует состояние регуляции ССС:
Возраст |
Оценка в баллах | ||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||||
высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | |||||
д | м | д | м | д | м | д | м | ||
16 | <=70 | 71-85 | 71-80 | 86-100 | 81-108 | 101-110 | 109-116 | >=111 | >=117 |
17 | <=70 | 71-85 | 71-80 | 86-100 | 81-107 | 101-110 | 108-115 | >=111 | >=116 |
18 | <=70 | 71-85 | 71-80 | 86-100 | 81-107 | 101-110 | 108-115 | >=111 | >=116 |
19 | <=70 | 71-85 | 71-80 | 86-100 | 81-107 | 101-110 | 108-115 | >=111 | >=116 |
Оценка 1-2 балла связана с нарушением регуляции ССС. Эти школьники составляют группу риска на артериальной гипертонии, гипотонии, синдрома вегетативной дискуссии, нарушения сердечного ритма.
Рекомендуются циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки; комплексы при артериальной гипертензии и гипотензии.
3.Индекс Скибинского
Индекс характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества
|
|
Индекс Скибинского = (ЖЕЛ (мл) х проба Штанге (сек)): ЧСС (уд/мин),
где ЖЕЛ — жизненная ёмкость легких. Оценивается как разница между объемами воздуха в лёгких при полном вдохе и полном выдохе.
в |
Оценка в баллах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | ||||||
д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |
16 | <=864 | <=1153 | 865-1009 | 1154-1479 | 1100-1590 | 1480-2132 | 1591-1849 | 2133-2458 | >=1850 | >=2459 |
17 | <=899 | <=1199 | 900-1149 | 1200-1515 | 1150-1700 | 1516-2788 | 1701-2000 | 2789-3424 | >=2001 | >=3425 |
18 | <=899 | <=1249 | 900-1149 | 1250-1619 | 1200-1700 | 1620-3400 | 1701-2050 | 3401-4400 | >=2051 | >=4401 |
19 | <=899 | <=1249 | 900-1149 | 1250-1619 | 1200-1700 | 1620-3400 | 1701-2050 | 3401-4400 | >=2051 | >=4401 |
Низкая оценка индекса (1-2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы движения и сниженной устойчивости организма и гипоксии.
4. Индекс Шаповаловой
И.Ш. =(масса тела(г): длина тела(см)) * (подъемы за 60 сек: 60)
Индекс характеризует развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса:
в |
Оценка в баллах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | ||||||
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | |
16 | <=134 | <=193 | 135-169 | 194-216 | 170-240 | 217-260 | 241-275 | 261-293 | >=276 | >=294 |
17 | <=194 | <=212 | 195-219 | 213-245 | 220-270 | 246-312 | 271-295 | 313-345 | >=296 | >=346 |
18 | <=199 | <=212 | 200-224 | 213-245 | 225-275 | 246-296 | 276-300 | 297-324 | >=301 | >=325 |
19 | <=199 | <=212 | 200-224 | 213-245 | 225-275 | 246-296 | 276-300 | 297-324 | >=301 | >=325 |
Низкая оценка 1 – 2 балла свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты, скоростной выносливости.
Это группа риска по возникновению нарушений осанки, искривления позвоночника, уплощения стоп. Занятия направлены на развитие силы (гантели, эспандеры, с сопротивлением партнера, упоры, удержания) и выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля и т.д.). А также корригирующие упражнения.
5. Индекс Руфье
Индекс Руфье = (4(Р1+Р2+Р3) – 200): 10, где
Р1 – покоя за 15секунд
Р2 – после 30 приседаний за первые 15 секунд минуты
|
|
Р3 – за последние 15 секунд 1-й минуты
Индекс характеризует выраженность реакции ССС на стандартную нагрузку:
Возраст |
Оценка в баллах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
15-17 | >=16,5 | 16,4-11,5 | 11,4-9,5 | 9,4-6,6 | <=6,5 |
17-19 | >=15,0 | 14,9-10,0 | 9,9-8,0 | 7,9-5,1 | <=5,0 |
Низкая оценка индекса Руфье 1-2 балла говорит о недостаточном уровне адаптации ССС. Нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.
Рекомендуются циклические упражнения на выносливость (бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля; на тренажерах, велотренажерах).
На основании этих таблиц, после подсчета баллов получаем примерную комплексную оценку состояния здоровья и физподготовки студента:
количество баллов | оценка |
23-25 | высокий |
19-22 | выше среднего |
14-18 | средний |
10-13 | ниже среднего |
5-9 | низкий |
Список использованной литературы
1. Агаджанян Н.А., Губин Г.Д., Губин Д.Г. Хроноархитектоника биоритмов и среда оби-тания..- Москва. 1998.- 166 с.
2. Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др.//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура».-2007.-№16 (88).-вып.12.- С.43-49.
Использованы материалы сайтов:
http://referat.yabotanik.ru
http://bio.1september.ru
http://council.gov.ru
|
|