Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое мастерство как система

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

Мастер - это особенно сведущий или искусный в своем деле (по Далю). Педагог – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Поразительны успехи А. С. Макаренко, который смог из трудных, искалеченных детских судеб создать уникальный жизнетворный коллектив, самозабвенно строящий себя и воспринимающий труд как радость.

Вспомним эпизод из «Педагогической поэмы» (глава «Характер и культура»), когда поздним вечером в первый год жизни колонии А. С. Макаренко услышал: «В спальне хлопцы режутся!» Как ведет себя педагог? Ситуация описана ярко и емко. Мы осознаем продуманность действий педагога: все направлено на то, чтобы остановить всплеск бандитских порядков: «Я – бегом из комнаты… Я никогда не разнимал дерущихся… стою молча в дверях и наблюдаю. Постепенно ребята замечают мое присутствие и замолкают… продолжаю молчать: внутри самого закипают гнев и ненависть ко всему этому дикому миру. Это ненависть бессилия, потому что я очень хорошо знаю: сегодня не последний день…

 

Специфика педагогической деятельности

Как и каждая деятельность, педагогическая включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой. В чем специфика цели педагогической деятельности?

1. Цели работы педагога определяются обществом, т.е. педагог не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены не всестороннее развитие личности школьника. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений.

Задачи, исходящие из цели, педагог должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. В ситуации, описанной в «Педагогической поэме», А. С. Макаренко, проектируя формирование основ дисциплины, действовал, исходя из задачи, заставить воспитанников повиноваться требованиям, опираясь на внутренние побуждения. Таким образом, цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях. Уже это обстоятельство требует от педагога творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.

2. «Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью…это своеобразная мета-деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся».

В данной ситуации видно стремление педагога не разнимать, не перекричать, а побудить (взгляд, поза, резкое слово) к тому, чтобы воспитанники сами приняли решение (положили ножи). Пусть это решение не характеризует высокий уровень сознательности воспитанников, но это уже их действие навстречу цели педагога. Таким образом, специфика цели педагогической деятельности в том, что она должна стать и целью педагога, и целью ученика. В этом сущность мета-деятельности.

3. Управление деятельностью другого человека (воспитанием, обучением) сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна педагога, он требует: «Ты должен знать, уметь, делать». В то же время дети живут сиюминутной жизнью, одолеваемые проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно.

Осознавая это, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей.

Итак, специфика цели педагогической деятельности требует от педагога личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции педагога; творческого понимания целей и задач конкретных действий; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Объект педагогического труда – человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание» (по выражению В. А. Сухомлинского). Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

1. Человек – не мертвый материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

2. Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного поиска.

3. Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений в школе и стремится к активизации школьников, к тому, чтобы сделать ребенка соратником, соучастником педагогического процесса.

Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника, - педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника – личность педагога, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность педагога, критически относятся к его знаниям, поступкам, они воспротивятся его воздействию. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

Главные средства воспитания - различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

 

Педагогическое мастерство как система

Настоящий педагог понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, активизируя субъект, подбирая средства.

И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций личностно-деятельностного подхода. Мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим: гуманистическую направленность деятельности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности. Таким образом, все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности – умения в области педагогической техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...